К 70-летию Великой Победы
Как тревожно ждать свой самолёт
Не могу смотреть фильм “В бой идут одни старики” без слез. Когда авиамеханик провожает своего летчика-истребителя в схватку с немецкими самолетами, в глазах артиста Алексея Смирнова вижу отцовскую заботу о подопечном, надежду, что тот обязательно вернется, и можно будет рисовать на фюзеляже еще одну звезду.
Мой отец, Ахметсалим Сибагатович, тоже служил в войну авиамехаником. А до нее был пастухом в колхозе и очень хорошо играл на курае. Окончил 7 классов, а в 1943-м 18-летнего юношу призвали в Красную Армию. После четырехмесячных курсов авиамехаников отец попал в 908-й истребительный авиаполк 3-го Украинского фронта. На пожелтевших фотографиях он запечатлен с друзьями-однополчанами Соловьевым, Ямгиловым, Суфьяновым и другими. В юбилейные годы Победы об Ахметсалиме Якупове писали республиканские газеты и наша Зианчуринская районная. А я, журналист, до сего времени не рассказывал об отце - считал, что это нескромно. Он дошел с боями до Польши и Венгрии, еще 2 года отслужил после войны. После смерти отца прошло уже 10 лет. Остались в память о нем воинские награды, учительские знаки отличия и знак “Заслуженный работник культуры БАССР” на парадном костюме.
После войны Ахметсалим Якупов окончил Мраковское педучилище, затем Стерлитамакский пединститут и свыше сорока лет преподавал русский язык и литературу в родной деревне Ибраево Зианчуринского района. Родители вырастили шестерых детей.
Об авиамеханиках Отечественной войны мы знаем немного. С одним из них мне посчастливилось познакомиться. Это известный в республике хирург, анестезиолог-реаниматолог, заслуженный врач РБ Михаил Васильевич Туймедов. Разговорились мы в больнице как пациенты. Ему сейчас 88 лет. В Больницу скорой медицинской помощи, где ветеран работал более 10 лет, он попал из-за последствий ранения. Михаил Васильевич рассказал мне о своей жизни.
- Я родился в селе Ковали Чувашской Республики. Родители были учителями младших классов. В 1937 году двоюродного брата отца, члена ВКП(б), участника Первой мировой войны, кавалера Георгиевского креста, по ложному доносу осудили на 10 лет. За отказ признать брата врагом народа моего отца лишили права заниматься педагогической деятельностью, но сохранили за ним должность замдиректора школы по хозяйственной части. Накануне майских праздников 1941 года старший брат прислал телеграмму: “Встречайте поезд из Читы 30 апреля”. Он вышел из вагона в форме офицера и предупредил: “Никаких вопросов, едем на запад, противник намного сильнее нас, но мы должны выстоять, “кони” следуют за нами”. Так мы расстались. Через некоторое время увидели эшелон с зачехленными танками.
Трудовая жизнь Михаила началась с 14-летнего возраста. Его определили на работу конюхом. В колхозе было более 100 лошадей: племенные, выездные, спортивные, в том числе и для кавалерии. Школа была занята военными запасного полка. Интендантская служба должна была иметь транспорт. Руководство выделило им три упряжки лошадей. Обслуживали их ребята во главе с Михаилом.
В начале января 1943 года 15-летние мальчишки были вызваны в военкомат. В список попал и Туймедов. Зачитали фамилии тех, кого отправляют в школу фабрично-заводского обучения в Чебоксары. В ФЗО Мишу включили в группу будущих водителей. За четыре месяца, кроме правил дорожного движения, парни ознакомились с устройством автомобилей “ГАЗ” и “ЗИС”. После получения водительских удостоверений они перевозили закрытый груз в пределах города. Так продолжалось вплоть до призыва в армию в октябре 1944 года.
- Наш эшелон прибыл в военный лагерь, расположенный в глухом лесу Саратовской области. Однажды перед ротой выступил офицер в летной форме и попросил выйти из строя тех, кто имеет какое-то отношение к технике. В числе других вышел и я. На следующий день мы оказались в Вольске и приступили к занятиям, на которых изучали устройство моторов самолетов ЯК-3, ЯК-7 и ЯК-9. По окончании курса обучения нам всем присвоили звание “сержант”. Я был определен в 20-ю спецавиадивизию. В боевые задачи полка входила охрана неба над Севастополем, находившимся в 17 километрах. Наш аэродром подвергался регулярным налетам неприятеля. В один из таких налетов (в феврале 1945 года) я получил осколочное ранение правого бедра. После госпиталя в Симферополе вернулся в свой полк. С радостью встретили меня однополчане, особенно мой командир, летчик-истребитель Жуков - на его счету было несколько сбитых самолетов.
К концу войны наши истребители сопровождали бомбардировщики. А у нас забот не убавилось, и еще тревожное ожидание возвращения “своего” самолета...
После войны Туймедов продолжил служить, но открылась рана, и он оказался в госпитале в Симферополе. Военно-медицинская комиссия определила временно негодным к дальнейшей службе. В феврале 1947 года вернулся домой. Работал завклубом в родном селе. Получив через роно разрешение на индивидуальную учебу, окончил полный курс средней школы. С аттестатом в руках приехал в Казань для поступления в мединститут. Учеба давалась нелегко. Маленькая стипендия, отсутствие материальной помощи со стороны родственников заставили работать физически, на старших курсах - в должности медбрата в больницах. В годы учебы в институте Михаил научился проводить несложные хирургические операции. В 1957 году, после окончания вуза, был направлен в распоряжение Минздрава Башкирской АССР. Приняли хирургом в Республиканскую клиническую больницу. А жена Рафаэлла стала работать в донорском пункте по сбору крови для Исследовательского института имени Мечникова.
- Скоро я убедился в том, что попал в коллектив высококвалифицированных хирургов, таких как Г.П.Корневаев, В.Н.Улитчев, Р.У.Ишмухаметов. В начале моей практики операции проводились под местной анестезией. А большие по объему и травматичности оперативные вмешательства осуществляются эффективно лишь при общей анестезии. Впервые отделение анестезиологии и реаниматологии в республике на базе РКБ было организовано в 1962 году, и его руководителем и организатором назначили меня. С 1971 по 1994 год я преподавал на кафедре детской хирургии БГМИ. В течение 22 лет (с 1965 по 1987 годы) был главным специалистом Минздрава РБ. С 1972 по 1988 год в республике подготовлено более десяти отделений в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Нефтекамске и других городах.
Туймедовым организованы реанимационные отделения в 1-й Уфимской городской клинической, в Республиканской детской клинической больницах.
В течение 45 лет он работал врачом анестезиологом-реаниматологом. За это время под его руководством около 100 врачей-педиатров подготовлены для работы в детских реанимационных отделениях. В 1965 году Михаилу Васильевичу присвоено звание “Отличник здравоохранения СССР”. Звания “Заслуженный врач БАССР” он был удостоен в 1978 году.
...Учитель, хирург, нефтяник, тракторист - кем только не становились воины Великой Отечественной после окончания войны. Мы уважаем и ценим поколение победителей. Я знаю, что и моя внучка пройдет с портретом моего отца, сержанта-авиамеханика Ахметсалима Якупова 9 Мая по улицам Уфы в колонне “Бессмертный полк”.
Ямир ЯКУПОВ,
член Союза журналистов РФ и РБ.
член Союза журналистов РФ и РБ.
НА СНИМКАХ из семейных архивов: слева - Ахметсалим Сибагатович Якупов; справа - Михаил Васильевич Туймедов.
5-05-2015 (0) Просмотров: 1 582 Номер: 85(12733) Версия для печати