После приговора
Артур Салимов: "Водитель, нарушающий правила дорожного движения, – потенциальный преступник"
Это случилось 18 сентября прошлого года. Три подружки-одноклассницы переходили улицу Мушникова по "зебре". Проезжавший "НефАЗ" начал останавливаться, чтобы пропустить девочек. Водитель подал им знак рукой: "Проходите!", и школьницы тронулись. Одиннадцатилетняя Саша вырвалась вперед, но вдруг из-за остановившегося автобуса выехал другой рейсовый "НефАЗ". Через мгновение девочка оказалась под колесами. Полученные травмы были не совместимыми с жизнью. Саша умерла в машине скорой помощи.
К сожалению, такие случаи на дороге нередки. Как не стать жертвой аварийной ситуации и уберечь от этой беды своего ребенка? Какая ответственность предусмотрена за причинение тяжких травм и смерть пешехода, даже если трагедия произошла без злого умысла, по неосторожности? На эти и другие вопросы корреспонденту "Вечерки" ответил помощник прокурора Калининского района Уфы Артур Салимов. 16 апреля нынешнего года он выступил государственным обвинителем на судебном заседании по уголовному делу в отношении водителя автобуса, виновного в гибели Саши.
- Артур Фанильевич, какие правила нарушил водитель "НефАЗа" Ильгиз Якупов, сбивший девочку на улице Мушникова?
- Водитель проигнорировал установленные вдоль дороги знаки: "Пешеходный переход", "Ограничение максимальной скорости 40 км/ч", а также знак "Осторожно, дети!", установленные там, потому что по обе стороны дороги находятся школы. Якупов, увидев, что впереди него остановился другой автобус, не убедился в отсутствии пешеходов на проезжей части и продолжил движение - в результате сбил девочку на "зебре".
- Как водитель повел себя после случившегося?
- Очевидцы говорят, что после наезда на девочку водитель остановился не сразу, проехал еще 20-30 метров, не попытался оказать первую помощь пострадавшей, только осмотрел, не поврежден ли его автобус. Виновный пояснил, что вызвал "скорую" и полицию, но таких доказательств сторона защиты не представила, на самом деле в "неотложку" звонили очевидцы произошедшего. На вопрос, какие меры он предпринял, увидев впереди останавливающийся автобус, подсудимый ответил: "Убрал ногу с педали газа". Конечно же этого было недостаточно. В судебном заседании, несмотря на признание вины, он стремился преуменьшить свою роль в содеянном. Утверждал, что в случившемся косвенно была виновата погибшая. Кроме того, Якупов отказался возместить моральный и материальный ущерб. Эту ответственность он перекладывал на своего работодателя, мотивируя тем, что во время аварии выполнял свои служебные обязанности.
- Как удалось доказать вину водителя и какое обвинение ему было предъявлено?
- Изначально во время следствия водитель отрицал свою вину, пытался переложить всю ответственность на школьницу, - мол, она переходила дорогу в неположенном месте. Однако установить истину помогли многочисленные свидетели на остановке, видеозаписи с камер наружного наблюдения и видеорегистраторов. На видеозаписях видно, что автобус за несколько секунд до трагедии проехал на красный сигнал светофора, объехав стоящие автомобили по левой полосе, перестроился в правый ряд, второй светофор он проскочил, когда горел желтый свет. Вина водителя очевидна. Якупову было предъявлено обвинение в нарушении правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение смерти человеку.
- Какой срок получил водитель?
- Суд назначил ему наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права управления транспортными средствами на 3 года. В качестве смягчающих обстоятельств было учтено признание им вины и наличие малолетнего ребенка.
- Изменилось ли количество аналогичных уголовных дел в сравнении с прошлыми годами?
- Калининским районным судом Уфы в 2014 году рассмотрено 12 уголовных дел в сфере дорожного движения с причинением вреда здоровью, 6 из них - со смертельным исходом, в 2013-м - 16, со смертельными случаями - 3.
- А вообще статистика дорожно-транспортных происшествий с участием детей заставляет задуматься о том, все ли мы делаем, чтобы они не подвергались опасности?
- За прошлый год в республике зарегистрировано 394 ДТП, в которых пострадали 332 ребенка, а 20 погибли.
- Бывают случаи, когда водители не виновны в случившемся?
- Не во всех случаях возбуждаются уголовные дела, так как безопасность движения зависит от всех участников дорожного движения. В расследовании таких дел самое трудное - установить причинную связь между нарушением правил и наступлением общественно опасных последствий, а также то, что потерпевшему причинен вред именно в результате нарушения водителем правил дорожного движения. Порой виновниками несчастья являются сами пешеходы, велосипедисты, роллеры. В данном случае школьницы действовали в соответствии с правилами дорожного движения. Они передвигались по "зебре", а не рядом с ней, и начали переходить дорогу только после того, как водитель первого автобуса остановился, пропуская их.
- На автотранспортных предприятиях проводятся профилактические меры для предотвращения дорожных происшествий?
- В организациях, занимающихся пассажирскими и грузовыми перевозками, каждый водитель перед началом рейса проходит обязательный медосмотр. Проверяется не только наличие опьянения, но и общее самочувствие, так как от действий шофера зависят жизни пассажиров и пешеходов. Каждого, кто садится за руль, ежедневно предупреждают о том, что необходимо соблюдать осторожность. В начале учебного года проводятся специальные инструктажи.
- Бывает, что уголовное дело прекращают за примирением сторон?
- В 2013 году по данному основанию Калининским районным судом Уфы прекращено 3 уголовных дела. Пострадавшие остались живы, а виновные возместили моральный и материальный вред в полном объеме. Однако прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон не является реабилитирующим основанием для виновного.
Бывают и случаи, когда суд отказывает в прекращении уголовного дела за примирением. Например, в нынешнем году во время одного судебного процесса стороны ходатайствовали о прекращении уголовного дела. Тогда водитель сбил четырехлетнего мальчика, который переходил дорогу вместе с мамой на перекрестке улиц Ферина и Сельской Богородской. Ребенок остался жив, водитель возместил моральный ущерб и стоимость лечения. Государственный обвинитель посчитал недопустимым прекращение уголовного дела и просил назначить наказание в виде ограничения свободы. Суд согласился с прокурором, поскольку возможность прекращения уголовного дела является правом, а не обязанностью суда.
- Какая уголовная ответственность предусмотрена за преступное нарушение ПДД?
- Наказание зависит от тяжести наступивших последствий и нахождения виновного в состоянии опьянения. За причинение тяжкого вреда здоровью, если виновный не имеет судимости, может быть назначено наказание в виде ограничения свободы. Ранее судимому - от двух месяцев до трех лет лишения свободы, за ДТП со смертельным исходом - до пяти лет лишения свободы. Если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения и при этом пострадал один человек, срок может увеличиться до семи лет; в случае, если по вине пьяного водителя погибли двое и более людей, его могут лишить свободы на срок до 9 лет. В каждом случае наказание назначается индивидуально, с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, в том числе обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного.
Многие начинают задумываться об ответственности за свои действия только под угрозой наказания. Мое мнение - человек не должен садиться за руль не только в нетрезвом виде, но и в плохом самочувствии. Согласно п. 2.7 Правил дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. Таким образом, водитель, нарушающий правила дорожного движения, является потенциальным преступником. Транспорт - как общественный, так и личный - это источник повышенной опасности, поэтому водитель должен сконцентрировать все внимание на дороге и других участниках движения.
...Конечно, Правила дорожного движения должны соблюдать и водители, и пешеходы. Об этом знают все. Как и о том, что дети - категория особая. Их действия на дорогах порой бывают непредсказуемы. Поэтому в школах и детских садах регулярно проводят уроки по безопасности жизнедеятельности. Многие родители напоминают своим чадам об осторожности, учат их, как правильно переходить дорогу. Но в случае с Сашей соблюдение правил не помогло предотвратить трагедию. Стечение обстоятельств непредсказуемо. Водитель может проигнорировать правила дорожного движения по невнимательности, из-за плохого самочувствия или настроения, наконец, из-за опьянения или воздействия наркотиков - случается и такое, скажем, с шоферами легковушек, которые не проходят ежедневные проверки. Наверное, готовясь перейти дорогу, все же лучше лишний раз перестраховаться, посмотреть налево и направо, даже если вы двигаетесь на разрешающий сигнал светофора и по "зебре". И нужно постоянно напоминать об угрозах на дороге детям! Если есть выбор между двумя школами, отдавайте ребенка в ту, которая расположена поближе, не через дорогу от дома. Даже если она менее престижная.
Береженого, как известно, Бог бережет.
Вопросы задавала Майя ИВАНОВА.
5-05-2015 (0) Просмотров: 2 143 Номер: 85(12733) Версия для печати