Аксаковские дни
Как корабль назовешь...
Многие-многие годы буксир-толкач 908-го проекта назывался "Речной-62" и двигал по Белой тысячетонные баржи - с песком, гравием, лесом, нефтепродуктами. Потом старика определили в "наставники", и будущие речные волки начали проходить на нем практику. До вчерашнего дня стоял он себе скромненько у причала Уфимского филиала Московской государственной академии водного транспорта. И тут произошло в жизни трудяги большое событие: судно назвали именем знаменитого полярного исследователя Валериана Альбанова.
Теперь толкач гордо называется "Штурман Альбанов". Для тех, кто еще не знает по молодости или забыл по старости, Валериан Альбанов - наш земляк, штурман затерянной во льдах шхуны "Святая Анна", экипаж которой впервые под российским флагом должен был пройти Северо-Восточным проходом, но погиб почти весь за исключением штурмана Альбанова и одного матроса (читайте В.Каверина и М.Чванова). Поскольку Альбанов не только уфимец, но и выпускник Аксаковской гимназии, мероприятие по переименованию судна благодаря стараниям создателя Аксаковского фонда и дома-музея С.Т.Аксакова писателя Михаила Чванова и начальника Уфимского филиала МГАВТ Николая Бричкина прошло в Аксаковские дни. А перед этим прошел митинг, на котором парни и девушки, только что ставшие курсантами академии, приняли "Кодекс чести", поклявшись быть достойными представителями славной когорты башкирских речников.
На мероприятие были приглашены представители Администрации Президента РБ и Ленинского района Уфы, Бельского речного пароходства, судоремонтного завода и речного порта, Морского собрания РБ. А главное, ребята, девчата и их родители воочию увидели участников полярной экспедиции по следам пропавшей шхуны, - Николая Гаврилова, генерал-лейтенанта авиации, начальника Управления авиации Федеральной службы безопасности РФ, Героя России, и Виктора Савиных, летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза.
Согласитесь, не каждый день у нас бывают люди такого полета. Они рассказали много интересного. Мне запомнилось, что космонавт Виктор Савиных искренне позавидовал курсантам и рассказал о том, как в детстве на реке Вятке он с пацанами бежал за пароходами, завидуя матросам. И даже пытался поступить в речное училище. Не взяли по малолетству. Какого речника страна в его лице потеряла...
Каюсь, грешен: в коридоре филиала подслушал телефонный разговор Олега Продана, руководителя поисковой экспедиции "По следам двух капитанов", генерального директора клуба "Живая природа", действительного члена Русского географического общества, почетного полярника России. А попробуй не прислушиваться, если Олег Леонидович разговаривал с кем-то далеким о полярных льдах, островах и северной фауне ("...на острове Домашнем птенцов не видели... на Викторию слетали... вода, конечно, плюсовая... подвижки пошли... нет, это не медведь...") Представляете? Южный Урал, миллионный город, бабье лето, а человек печется о птенцах какой-нибудь полярной крачки...
И вот - самые торжественные минуты. Все вымпелы вьются, и цепи гремят. На борту толкача красуется новое имя. Как сказал на митинге один из выступавших, вряд ли Альбанов думал, что судно на его родине будет носить его фамилию. А еще он сказал, что человек не может стать известным после смерти, если не станет таким при жизни...
Капитан "Штурмана Альбанова" Александр Курлюк дал команду, и буксир начал плавно сдавать назад, поднимая речную волну. Экипаж отправился толкать нефтеналивную баржу. Взмыли в небо воздушные шары. Грянул марш "Прощание славянки". Я вспомнил давнюю командировку в Балтийск, проводы противолодочного корабля и подумал, что умеют эти "черти полосатые" не только отчаянно воевать, неутомимо работать, но и красиво расставаться...
Фларит ШАКИРОВ.
НА СНИМКАХ: гости и организаторы; капитан буксира "Штурман Альбанов" Александр Курлюк и начальник Уфимского филиала МГАВТ Николай Бричкин.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
НА СНИМКАХ: гости и организаторы; капитан буксира "Штурман Альбанов" Александр Курлюк и начальник Уфимского филиала МГАВТ Николай Бричкин.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
22-09-2012 (1) Просмотров: 2 840 Номер: 183(12081) Версия для печати