$ - 89.7026
€ - 97.0954

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Когда «кадры» решают всё

Забег во имя мира

Мы не можем без корней!

Мой дедушка – Ломоносов из Башкирии

«…И вечно в сговоре с людьми надежды маленький оркестрик под управлением любви»

Православный форум

Исповедуя образ Божий в человеке


В Уфе в минувший четверг состоялись V Епархиальные Табынские чтения “Традиция и новации: культура, общество, личность”. Пленарное заседание церковно-общественного форума прошло в Большом зале Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан.

В числе участников были представители мусульманского духовенства: председатель ЦДУМ России Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин, первый заместитель председателя ДУМ РБ Аюп Бибарсов. От еврейской общины - первый заместитель раввина Республики Башкортостан Шауль Игаль. Форум тепло приветствовал председатель Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе Башкортостана Вячеслав Пятков и многие другие.
Глава Башкортостанской митрополии Русской Православной Церкви митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон, выступивший с основным докладом, отметил, что V Табынские чтения не только продолжают родившуюся четыре года назад добрую традицию. Чтения являются закономерной и неотъемлемой частью начавшегося четверть века назад соработничества Церкви, государства и российского общества по нравственному и духовному воспитанию и развитию нашего народа. Социальная активность Церкви ни для нее самой, ни для российского общества не является новаторством. Совместное обсуждение поставленной в названии чтений темы призвано донести до общественного и личного сознания россиян не только значимость бережного хранения традиций, но и необходимость следования им. А вот Запад сегодня критикует тех, кто верен своим традициям. Именно против верности нормам направлены такие непременные условия вступления в ЕЭС и получение доступа к дешевым кредитам, как отказ от традиционной семьи, от представления о полах, от любви к Отечеству.
Нельзя не упомянуть и о том, что существует другая крайность, полярная апологетике новаций. Внешне она может сопровождаться ожесточенным противлением, но уже не традициям, но всякого рода новациям. Абсолютизация традиции характерна для третьего типа личности - лютого законника, бездушного и мелочного ревнителя показного благочестия. В настоящее время тип бездушного и бессердечного законника воспроизводят тоталитарные режимы. В них главным условием социального благополучия ставится не нравственное состояние и непрестанный труд человека над своим нравом, но аппарат насилия, тирания и страх. В свою очередь, православная культура, вероучения традиционных конфессий, исповедуя образ Божий в человеке и призывая личность к свободному нравственному и духовному самоопределению, дают примеры плодотворного сочетания традиций и новаций.
Верховный муфтий Талгат Таджуддин, приветствуя собравшихся на форуме, сказал о том, что мусульмане и православные сотрудничали и будут сотрудничать до скончания мира.
- Это наше с вами государство - единое, неделимое, одна шестая часть Земли. Мы сегодня с государством, с обществом. Это наша паства: и президенты, и главы республик, и министры, и агрономы, и учителя. Мы с народом, потому что он Божий, а мы как пастухи. Это сотрудничество укрепляет нас, нашу Отчизну, наше общество. Сейчас война подкралась к нам совсем близко - в Сирию. А ведь наши дедушки, бабушки 1420 лет назад через нее пешком ходили в Мекку! Если там порядок не наводить - мы от святых мест совсем будем отрезаны, - сказал Верховный муфтий.
Свое выступление ректор Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан Сергей Лаврентьев посвятил огромной роли православной культуры в формировании российского цивилизационного пространства. Не случайно, по его мнению, любые попытки снизить российское влияние или расколоть российское общество в обязательном порядке предусматривают дискредитацию, нивелирование православных ценностей. И наоборот, когда стоит задача укрепления страны и общества, обращение к православным корням становится непременным для всех, кто своей действительной целью видит благополучие и процветание России и россиян.
- Православную культуру нельзя понимать через призму критериев рационального расчета. Исторический парадокс, но самая большая в мире страна создана не в результате точной дозировки соотношений затрат и прибыли, прагматизма и коммерческого интереса, - подчеркнул Сергей Николаевич. - Эти факторы где-то присутствуют, но исключительно в формате моделей отстройки уже вошедших в Россию земель. Главными движущими силами были душевные качества людей, оказавшихся способными свершить невозможное и скрепить огромные пространства и десятки народов не “железом и кровью”, а любовью.
Правда, как сказал докладчик, Россия не единственная держава на нашей планете. Чтобы сохраниться, чтобы дать надежную защиту своим гражданам, стране приходится каждодневно решать множество вполне конкретных проблем. Справиться с ними позволяет еще одна православная ценность - труд как основа бытия. Православие - это не созерцание мира, это учение о его преображении, опыт его совершенствования. Не удовольствия и негу одобряет православная традиция, а работу в поте лица и воспитание на основе трудов праведных. И опять же мы видим, что там, где хотят уничтожить российскую культурную традицию, идет пропаганда сибаритства и иждивенчества.
Православие ставит общее благо выше личного, поскольку мир представляется как целостный Божий замысел. И это подвигает созидать во имя пользы народной, дорожить единым государством как достоянием, которое выстрадано многими поколениями православных людей. Но Россия, как сказал в своем выступлении Сергей Лаврентьев, не смогла бы стать самобытной цивилизацией, если бы в основе её культуры не были сформированы принципы и навыки взаимодействия с народами, исповедующими другие религии, имеющими собственные культурные корни.
И на пленарном заседании, и на секциях было очень много интересных выступлений. Мне тоже довелось принять участие в работе секции “Церковь и светская культура: пути взаимодействия” и рассказать о том, как освещалась православная тематика в газете “Вечерняя Уфа”. Особенно богатым на публикации в начале “лихих девяностых” выдался 1994 год. Это репортажи о строительстве и реставрации храмов, дискуссионные материалы, касающиеся деятельности тоталитарных сект в Уфе. В том же году была совершена при поддержке первого редактора “Вечерки” Явдата Бахтияровича Хусаинова и епископа Уфимского и Стерлитамакского Никона поездка в Псково-Печерский монастырь. Записки паломника “Девять дней одного года” печатались с продолжением. Так получилось, что подписчики газеты, которым в 2011 году попало в руки первое издание православного бестселлера архимандрита Тихона Шевкунова “Несвятые святые”, с некоторыми его героями познакомились еще в 1994 году, то есть лет на семнадцать раньше.
Нельзя было не вспомнить постоянного ведущего рубрики “Православный ликбез”, всеми уважаемого отца Николая Соколова, который много лет служил настоятелем Уфимского Покровского храма. Для “Вечерки” поступило интересное предложение от руководителя епархиального сайта иерея Константина Новикова: сделать на сайте републикацию материалов отца Николая. И мы с радостью примем участие в этом проекте.

Татьяна БАРАБАШ.
НА СНИМКЕ: на форуме.

Дата создание новости 25-11-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 1 211     Номер: 227(12875)     Версия для печати

24 мая 2024 г. №36(13780)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.