Свет негасимый
Оставался ровно месяц до 22 июня 1941 года. Красивое время года, кругом чувствуется пробуждение жизни после долгой и холодной зимы. Старинная деревня Янурусово тогда Макаровского района, недалеко от известного революционными событиями села Петровска... И здесь в молодой семье Хажиахмета и Нагимы Гиззатуллиных появляется первенец - черноглазая девочка Наиля, с родинкой на правой щечке.
Радость молодоженов длилась недолго - наступило зловещее июньское утро и... Хажиахмет ушел на фронт. Нагима устроилась на работу в соседнем районе, а месячная Наиля перешла на попечение тети Галии - старшей сестры матери. Ее мужа Ахмета Яппарова также забрали в сражающуюся Красную Армию. Чтобы не дать умереть маленькой Наиле от голода, тетя Галия по 12-14 часов трудилась в колхозе на разных работах. И без того нелегкая деревенская жизнь становилась все тяжелее - нет еды, нет дров. Галия умудрялась приносить домой несколько поленьев, пару-тройку картофелин и пригоршню зерна, припрятав все это под подолом. И ведь она своей жизнью рисковала: не дай Бог обнаружит припрятанное бригадир... Часто бывали дни, когда тряпки, используемые в качестве пеленок, примерзали к телу малышки. Так продолжалось до демобилизации отца Наили в 1946 году. Более-менее сносная семейная жизнь продолжалась до 1951-го. В надежде на улучшение условий семья Гиззатуллиных уехала в Киргизию (в те тяжелые годы аналогично поступало немало жителей Башкирской АССР). Родители целыми днями, а иногда сутками (особенно отец) пропадали на работе. К тому времени в семье уже было четверо детей - два младших брата и сестренка Наили. А 10-летняя девочка присматривала за ними, часто сама доставала для них еду (ей отдавали кишки и другие отбросы на скотобойне). Одним словом, зажиточной жизни не получилось. Вдобавок ко всему, вскоре семья распалась. Наилю с братом отправили в Башкирию - в деревню Янурусово к дедушке. Здесь она некоторое время училась в пятом классе татарской школы.
Видя удручающие условия жизни своей любимицы, тетя Галия и дядя Ахмет, приехавшие из Магнитогорского леспромхоза (он располагался в поселке Узянбаш под Белорецком), забрали ее к себе. И на новом месте был далеко не рай: тяжелейший труд лесоруба (тогда не было электропилы, пользовались поперечной ручной), комнатка в бараке, но зато до 23 часов горел электрический свет, и самое главное - люди, собравшиеся по вербовке с разных концов не только Башкирии, получали заработную плату, то есть "живые" деньги. Поскольку школа-семилетка находилась в 6 километрах от места жительства Наили, ей в течение 3 лет приходилось каждый день (если считать туда и обратно) преодолевать 12 километров пути.
Школу она окончила с похвальной грамотой и поступила в Белорецкое медицинское училище. Училась хорошо, активно участвовала в общественной и спортивной жизни alma mater, стала чемпионкой города по шахматам в своей возрастной группе. Её фотография долгие годы висела в Уфе в здании Башкирского совета добровольного спортивного общества "Спартак" на улице Пушкина. Студенческой стипендии на то, чтобы содержать себя, не хватало, от дяди помощь деньгами была эпизодической. Наиля могла только брать с собой кое-какие продукты, приезжая к родным в выходные дни, а такая возможность представлялась нечасто из-за 40-километрового расстояния между Белорецком и поселком Узянбаш. Поэтому девушка подрабатывала - после занятий занималась частным массажем.
Училище Наиля окончила с отличием и получила именное направление в Ленинградский государственный педиатрический институт. Но случай круто изменил ее судьбу - она встретилась с приехавшим в поселок Узянбаш к родственникам будущим супругом Вилем Уметбаевым (автором этих строк), выпускником Уфимского нефтяного института, у которого было направление на работу в Южно-Казахстанское геологическое управление. Через 3 дня после знакомства, расписавшись в деревне Сосновка Белорецкого района (возле Арского камня), мы отправились в Алма-Ату. На огромных степных просторах Южного Казахстана, в условиях частых песчаных бурь и "изобилия" змей, фаланг и скорпионов прожили 4 года, здесь же родился сын Вадим. Наиля работала медицинской сестрой в сельской больнице Джамбульской области (теперь это город Тароз). Ее открытый характер, общительность, моментальная реакция, искреннее желание помогать людям и обаяние способствовали установлению теплых и доверительных отношений с местным населением. За короткое время она даже освоила казахский язык. Поэтому в каждом кишлаке ждали именно приезда Наили.
С 1965 по 2011 год Наиля Хазеевна с семьей жила в Уфе. За это время испытала "прелести" быта в частных неблагоустроенных квартирах, окончила два курса вечернего отделения Башкирского медицинского института (по семейным обстоятельствам вынуждена была оставить учебу в вузе). В Уфе родился второй сын Марат. Далее моя супруга окончила биологический факультет Башкирского государственного университета. С первых дней жизни в Уфе она устроилась на работу медсестрой в неврологическое отделение Республиканской клинической больницы имени Гумера Куватова. Затем стала работать старшей медсестрой, врачом-лаборантом в клинико-диагностической лаборатории, возглавляла новую лабораторию свертывающейся системы крови. С 1986 по 2011 год была бессменным председателем первичной профсоюзной организации РКБ.
За эти годы она заслужила огромный авторитет благодаря прежде всего добросовестному отношению к возложенным на нее обязанностям, да и не только им, но и часто возникающим по зову сердца. Это жилищные вопросы, которые во все времена остаются актуальными, организация отдыха и досуга сотрудников, оздоровление детей, устройство их в детские сады и ясли, участие (активнейшее) в спортивных соревнованиях (сама добивалась успеха в шахматных турнирах). По воспоминаниям руководителя республиканской организации профсоюза работников здравоохранения РФ, благодаря усилиям Наили Хазеевны ежегодно в летнее время в лагерях отдыхали около 200 детей, 127 сотрудников РКБ получили возможность построить индивидуальное жилье в деревнях Жуково, Шамонино, воссоздан музей больницы. Самую теплую заботу она проявляла о ветеранах больницы и ветеранах Великой Отечественной войны. Возможно, это было отголоском ее предельно тяжелого детства... Ее энергии хватало на всех и везде. Она искренне переживала за жизненные невзгоды сотрудников, старалась утешить людей, поддержать словом и делом, через себя пропускала общебольничные проблемы. Но как Наиля радовалась даже маломальским успехам своих коллег и в целом больницы! В такие моменты эмоции просто переполняли ее.
Несомненно, Наиля Хазеевна Уметбаева была талантливым человеком. В любом деле она была на переднем фронте, кипела сама, своим примером и человеческим обаянием вдохновляла коллег на достижение высшего результата. У нее был приятный голос. В ушах у меня и сегодня звучат не оставляющие никого равнодушными мелодии песен "Есть только миг", "Старый причал" в исполнении Наили. Можно однозначно утверждать, что ее предназначение в жизни было высоким. Но обстоятельства не позволили ей достичь пика своего таланта и способностей. Иногда, в минуты размышлений, она об этом говорила...
Результаты 46-летней работы Наили Хазеевны Уметбаевой в РКБ имени Гумера Куватова достойно оценены. Ей присвоена квалификация врача-лаборанта высшей категории, присуждены почетные звания "Заслуженный медицинский работник Башкирской АССР", Отличник здравоохранения РБ, "Ветеран профсоюза работников здравоохранения РФ"; она награждена пятью медалями, Почетными грамотами нашей республики, Министерств здравоохранения России и Башкортостана, РКБ. Наиля была делегатом II съезда профсоюза работников РФ. В течение ряда лет являлась членом Центрального комитета российского профсоюза работников здравоохранения, различных комиссий в РКБ и Администрации Кировского района Уфы, а также некоторое время - членом рабочей группы по вопросам здравоохранения и охране труда Комиссии по социальной политике и культуре Общественной палаты РБ.
Наиля Хазеевна ушла из жизни (внезапно остановилось сердце), прожив 70 непростых и насыщенных событиями лет, отметив нашу золотую свадьбу. Самой значительной оценкой ее преданного служения людям является светлая память о ней медицинской общественности. На здании клуба "Медик" РКБ имени Гумера Куватова по инициативе больницы установлена мемориальная доска, появился шахматный турнир среди работников учреждений здравоохранения республики памяти Наили Уметбаевой (проводится раз в 2 года, в нынешнем - намечен третий). Организатором турнира является республиканская организация профсоюза работников здравоохранения РФ, за что наша семья очень признательна ей. Руководство РКБ, профсоюзная организация и сотрудники сохраняют светлую память о Наиле Хазеевне и внимательно относятся к ее близким, всегда помогают. Мы безмерно благодарны им за это.
В повседневной жизни она отдавала все свои силы ради здоровья и благополучия своих близких, коллег и друзей, буквально водила их за руку по отделениям РКБ и другим больницам в случаях острой необходимости, помогала по разным вопросам. Можно сказать, что своей жизнью немало людей из числа ее близких, родственников и друзей обязаны Наиле Уметбаевой.
При жизни Наили Хазеевны родились две правнучки от двух внучек. К сожалению, ей не суждено было увидеть рождение двух правнуков. В народе говорят, что со временем отвесные скалы горя становятся пологими, человек соглашается с действительностью и подчиняется судьбе. У нас в семье все наоборот. С течением времени переживания, чувство тоски усиливаются, все чаще увлажняются глаза. В такие моменты воспоминания о Наиле Хазеевне помогают нам не сдаваться, сохранять хотя бы минимальное равновесие. Перед глазами проходят 50 красивых лет совместной жизни. Эти годы подобно пробивающимся из-за туч солнечным лучам согревают душу. Приходит ощущение, что мы по сей день вместе, чувствуем локоть друг друга, черпаем силы от незримого присутствия Наили... Совершенные нами дела, свое поведение стараемся оценивать с ее точки зрения, думаем, что нашим благим делам она обрадуется, а в иной ситуации она нас простит.
Оформлен большой фотоальбом, посвященный жизни Наили Хазеевны. Один экземпляр его находится в музее РКБ, другой - в нашей семье. Вглядываясь в фотографии, мы заново открываем для себя тайну ее притягательности, погружаемся в ее богатый мир... Снимки, запечатлевшие ее в процессе работы в РКБ имени Гумера Куватова, подтверждают многогранность таланта Наили Уметбаевой, беспредельную преданность больнице (она говорила "моя больница") и ее людям, которыми она искренне гордилась и которым честно служила до последнего вздоха.
Воспоминания эти, в канун 75-летия со дня рождения Наили Хазеевны Уметбаевой, логично завершить ее же словами из интервью газете "Действие": "У нас в коллективе 2100 человек, все мы члены профсоюза! Есть такие строки: "Светя другим, сгораю сам". А мне хочется, чтобы эти люди не сгорали, а светили нам еще долго-долго".
К великому сожалению, она сгорела сама, а могла еще светить и делать добро людям...
Виль УМЕТБАЕВ.
НА СНИМКЕ: Наиля Хазеевна Уметбаева.
НА СНИМКЕ: Наиля Хазеевна Уметбаева.
17-05-2016 (0) Просмотров: 1 424 Номер: 93(12991) Версия для печати