Живой мир
Полосатый рейс
С директором передвижного зоопарка “Барс” Владимиром Айвазяном едем в Салават. Он везет своим “кискам” мясо, а я надеюсь подержать в руках тигренка.
Владимира Вачагановича знаю уже несколько лет, поскольку пишу о животных - как вольных, так и содержащихся в клетках. Читателям республики, да и страны, этот директор знаком, поскольку его подопечные нередко становятся героями газетных публикаций и телерепортажей.
Айвазяна некоторые сообщения СМИ возмущают до глубины его темпераментной души.
- Когда мы базировались в уфимском парке “Кашкадан”, какая-то “сердобольная” женщина подняла в печати шум: мол, в “Барсе” животные содержатся в невыносимых условиях, их плохо кормят, за ними неважно присматривают. Запах, конечно, был, но не от жизнедеятельности зверей, а от того, что в дельфинарии, который располагался по соседству, прорвало трубу и сточными водами залило всю территорию зоопарка.
А когда в Черниковке у нас медведица по оплошности персонала выбралась из клетки и перепугала верблюда, тоже поднялся скандал, хотя в итоге никто, кроме медведицы, не пострадал. К сожалению, ветеринар тогда не рассчитал дозу снотворного...
Теперь же у нас повод радостный - мы едем навестить полосатый приплод. Некоторое время назад Владимир выменял у одного дрессировщика юную амурскую тигрицу Лолу на трех своих леопардиков. Пополнения пушистого поголовья “крестный отец” ждал довольно долго. И вот в 2015 году, 12 июня, в День города Уфы и в День России, “киска” окотилась двумя малышами. А в этом году, 7 июля, тремя. Но и это еще не все! Белая тигрица Лолита взяла, да и родила в этот же день четверых тигрят. Случай очень редкий. И вот скажите мне: будут животные так бурно плодиться, если живут в плохих условиях? Да никогда!
В интернете я поискал информацию на этот счет и вот что узнал.
Беременность тигриц длится чуть больше трех месяцев. В одном помете обычно бывает два-три тигренка, но в дикой природе половина из них не доживает до взрослости. В зоопарках, где люди их холят и лелеют, выживают почти все малыши. И это очень важно, потому что по данным тигриной переписи 2015 года в России на Дальнем Востоке обитает чуть более 500 амурских тигров. Это не много и не мало, а ровно столько, сколько вмещают в себя еще не вырубленные участки уссурийской тайги. Есть планы расселить тигра в пределах его исторического ареала, то есть возвратить в те места, где он когда-то обитал, но потом был истреблен. Кстати, обитал он и в плавнях дельты Волги, и в Средней Азии, и на Кавказе...
Вообще же сегодня осталось только пять подвидов этого зверя: бенгальский - около 4000 особей (2000 - в Индокитае, столько же в Индии), суматранский - 600-700, индокитайский - менее 1500 особей. Амурский, он же уссурийский и сибирский - самый крупный.
Особо надо сказать о белых тиграх. Теперь в основном они живут в неволе, а сто лет назад на нашей планете было примерно сто тысяч этих зверей. По данным 2002 года их осталось чуть более 200. Так что айвазяновская Лолита внесла в дело увеличения своей популяции заметный вклад.
Между прочим, если амурский тигренок стоит 300 тысяч рублей, то белый (бенгальский) - втрое дороже.
- Из всех животных больше всего люблю хищников, - говорит Владимир. - А из хищников - кошачьих. Независимые, гордые, бесстрашные, красивые...
Медведь от окрика человеческого улепетывает, путаясь в собственном поносе, волк умрет в кустах от страха, но никогда не решится защитить от охотника своих щенят. А попробуй подойти к котятам, если рядом с ними маманя - рысь, пантера, барс или тигрица. Да и домашняя кошка любому, кроме хозяина, конечно, глаза выцарапает...
Айвазян вел кочевую жизнь и до того, как стал директором передвижного зоопарка. У него был аттракцион “Мотогонки по вертикальной стене”. Брезентовое шапито колесило по городам и весям страны, останавливаясь в самых людных местах - возле парков, площадей, рынков. За год Айвазян со своей командой мог побывать в Уфе несколько раз: то возле Центрального рынка раздавался треск мотоциклетных двигателей, то возле Колхозного, то в парке имени Гафури.
Я на этих представлениях был неоднократно, и меня больше интересовали не мотогонщики, а медведи, которые так же лихо наворачивали круги. Однажды перед представлением я наблюдал за тем, как медведи прогуливались по огражденной невысоким заборчиком территории. Один из уфимцев, явно поддатый, хлопнул мишку по заднице. Никто и глазом моргнуть не успел, как этот бурый увалень мгновенно обернулся, взвился и располосовал на наглеце модную тогда нейлоновую белую рубашку...
В те годы директором Новосибирского зоопарка, у которого несколько филиалов, колесящих по стране, был замечательный специалист и прекрасной души человек - Ростислав Александрович Шило. Он-то и попросил однажды Владимира некоторое время поработать в одном из филиалов директором. Айвазян навел там порядок, и Ростислав Александрович оценил это - предложил директорство “по полной программе”. Не сразу, но Владимир поддался: “Хорошо, - сказал, - однако, дайте мне испытательный срок...”
Этот срок, между прочим, растянулся у Владимира Айвазяна на три с лишним десятилетия.
Едем. Мелькают дорожные знаки, стелется то бугристый, то свежеуложенный асфальт. Вот и шиханы слева показались, а за ними Стерлитамак и Салават.
Работа такая - сегодня здесь, завтра - там.
- Сейчас груз доставим, обстановку проверим, а потом я уже поеду в Нефтекамск, - говорит Владимир Вачаганович. - Хлопотно, беспокойно, но мне привычно.
Что он ее, эту работу, любит, Айвазян не сказал. Мужчинам ведь не к лицу сентименты.
- Прихрамываешь, - констатирует он. - Травма была? Нет? А у меня в один миг образовалось восемь переломов. Слева вылетел один раззява на перекрестке. Не моя вина...
Вот и доехали. Его подопечные довольно щурятся сквозь решетку, знают: мяско им привезли. А его надо, между прочим, тигрице до десяти кило каждый день. Тигрята же пока обходятся ее молочком. Поэтому директору приходится вертеться, думать о том, чем кормить зверят зимой, когда посетителей меньше, а калорий его подопечным требуется больше. Выходить из экономических проблем Айвазяну частично помогают и сами звери. В Кушнаренково гастролировали, семеро лисят родились. То медвежата, то леопарды, то тигрятки... В плохом зоопарке такого приплода не бывает.
Вот они, малюсенькие. Местная ребятня обступила клетку, переговаривается: “Какие пупсики!” Как будто сами крупнее.
Беру тигренка в руки. Два месяца детенышу, а лапа с мой кулак. Когти сантиметра два. Зубки. Не царапается, не кусается, только цепляется за одежду. Шкурка - как мутоновая полосатая шубка. И не пахнет ничем. Так их природа запроектировала. Детеныши зверей себя стараются не обнаруживать...
Прощаясь, я поинтересовался у Айвазяна, что он еще хотел бы сделать в своей профессии.
- Очень хочу, чтобы такой прекрасный город, как Уфа, имел свой стационарный зоопарк, какие есть в Челябинске, Казани, Екатеринбурге. Уфимцы этого заслуживают. А я со своей стороны с удовольствием оказал бы городу посильную помощь. Например, поделился бы своими питомцами.
Фларит ШАКИРОВ.
Фото автора.
Фото автора.
28-09-2016 (0) Просмотров: 1 063 Номер: 151(13049) Версия для печати