Спасти всех!
Не представляла, что лайфрестлинг окажется столь увлекательным делом! В минувшую субботу по инициативе благотворительного фонда "Наши дети" республиканская Школа безопасности Российского союза спасателей провела соревнования по этому командному виду спорта, и журналисты "Вечерки" наблюдали, как зашкаливали эмоции в одном из залов отеля AZIMUT. Трудно сказать, кто волновался больше - участники или зрители.
Все просто, предельно наглядно и жизненно: мотоциклист сбил семью из трех человек. У мамы повреждена шея и голеностоп, малыш поперхнулся пустышкой, папа тоже тяжело травмирован, а виновник ДТП - в коме. Четырем очевидцам аварии отведены считаные минуты, чтобы спасти людей. Вспомнят ли они, как делать искусственное дыхание и останавливать кровотечение, станут ли командой?
Это такой адреналин! Его сумасшедшие, будоражащие дозы выбрасываются в кровь не по причине бездумного риска, а от восторга за спасенные жизни. И цена победы - не медаль, а гордость, что пострадавший сможет улыбнуться следующему дню.
Лайфрестлинг (противники заимствований используют русский вариант названия - "борьба за жизнь") появился совсем недавно, в последние десятилетия. Собственно в отдельный вид состязаний он вырос из конкурсов профессионального мастерства и соревнований спасателей МЧС России. А разработал и популяризировал методику доктор медицинских наук Валерий Георгиевич Бубнов, создатель Всероссийского центра полигонного обучения навыкам первой помощи. Непросто разобраться, что первично - то ли новый вид спорта стал методикой массового обучения, то ли наоборот. Хотя это, собственно, большого значения не имеет. Главное, что появилась возможность увлекательно "завербовать" в ряды помощников МЧС и бригад "скорой помощи" тысячи людей. Здесь можно провести параллель с комплексом ГТО, когда советская молодежь, даже не рвущаяся в профессиональный спорт, отлично бегала, плавала, стреляла и гордо носила на груди значок "отличника ГТО". Так и с лайфрестлингом. Любой - начиная с 14-летних подростков и до убеленных сединами пенсионеров, - не имея медицинского образования, способен научиться оказывать первую доврачебную помощь. Тем более, что игра-обучение опирается на опыт элитных спецподразделений и бойцов МЧС.
Ставятся самые разные ситуационные задачи: спасти пострадавших от несчастного случая на производстве, на дороге, на воде, в горах, во время теракта. Есть минимальное оборудование (носилки, вакуумный матрас, шейный корсет, жгуты...) и какие-то десять-пятнадцать минут, за которые нужно, скажем, эвакуировать жертву со сломанным позвоночником, реанимировать человека, находящегося в состоянии клинической смерти, помочь задыхающемуся младенцу, транспортировать женщину со сломанной ногой... Судьи фиксируют скорость выполнения, штрафные и поощрительные баллы. Тут исключены субъективность и неточности в оценке. Главный принцип: "Умеешь - не умеешь".
- "Наши дети", организуя эти соревнования, преследуют несколько целей. Во-первых, мы собрали шесть команд - ООО "АИР-СОФТ", АО "Уфанет", ООО "Онлайн-сервис", ООО "СДЭК-Урал", "Интенсо+" и ООО "НексусСистемс" плюс "Наши дети". А это значит, как минимум три десятка человек, если окажутся в экстремальной ситуации, хотя бы попытаются помочь пострадавшим, ведь участников перед стартами Школа безопасности "натаскивала" целый день. Были и теория, и практика. Все навыки, которые ребята сейчас демонстрируют в зале, многократно отрабатывались. Участники получат удостоверения учебного Российского союза спасателей. Уже здорово, согласитесь! Во-вторых, "Спеши на помощь!" - это благотворительный турнир. Все средства, собранные на мероприятии (участие команды стоило 15 тысяч рублей), будут направлены на программу фонда "Лечение детей". То есть будут куплены лекарства, оплачены какие-то процедуры для тяжелобольных подопечных, - объясняет Илона Раздумина, сотрудник БФ "Наши дети". Едва успев договорить, она срывается с места. Застрельщиков приглашают на старт.
Если бы не пострадавшие Гоша, Глаша и Гаврюша, эффект состязаний был бы совсем не тот. Роль спасаемых играют роботы-тренажеры. Это особенные куклы, даже за рубежом таких нет. Они не требуют внешнего источника питания, программируются на симуляцию различных видов травм: кровотечений, переломов, нарушений дыхания и сердечного ритма - и довольно натурально "реагируют" на действия спасателей! Вот, например, Глаша, если ей помогать неправильно, весьма реалистично стонет, а при качественной помощи благодарит. Когда Гоше правильно делают искусственное дыхание, у него вздымается грудная клетка и загорается светодиод, появляется пульс на сонной артерии. Если при массаже сердца сломаешь ребро, Гошино тело откликнется красными пятнами боли. Удалось оживить? Зрачки манекена начнут реагировать на свет.
Все как на самом деле. Страсти кипят. Игроки будто забыли, что работают с куклами: бережны с ними, разговаривают, успокаивают и нервничают, когда что-то идет не так. А судьи хладнокровно наблюдают за действиями спасателей и фиксируют нарушения, вычитая баллы. Никаких подсказок, никаких замечаний. Потеряли пострадавшего? Минус 100 баллов.
Одна из команд упустила время, и у мотоциклиста пропал пульс. "Все..." - опустил руки один из спасателей. А напарник упорно реанимировал Гошу. "Ты ему уже пять ребер сломал! Оставь, не заведешь..." Еще попытка, другая... Задышал! То ли за упорство, то ли по иной причине, но именно эта команда набрала максимальное число очков.
Здесь так и напрашивается штамп - "победила дружба". Ну правда, главное в лайфрестлинге - не призы, а спасенная жизнь. Пусть и "условного", но все-таки человека.
Людмила КОНДРАШОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
И ещё...
Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, каждая пятая жертва экстремальной ситуации погибает из-за того, что находившиеся рядом люди не оказали первую помощь или сделали это неправильно.
10-03-2017 (0) Просмотров: 1 424 Номер: 20(13096) Версия для печати