$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Был в истории недаром день 14 адара


Был в истории недаром день 14 адара

Пурим - праздник, напоминающий о чуде спасения народа Израиля, отмечается 14 адара (в соответствии с лунным календарем - в феврале или марте). Он не связан ни с храмом, ни с религиозными событиями. Красочно и весело прошел Пурим в Уфимской синагоге.

Название "Пурим" происходит от древнееврейского "пур" - жребий. События, предшествующие истории праздника, начались в 586 году до нашей эры. В этот год вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим и разрушил храм, увел в плен тысячи евреев. Лишь через 47 лет они получили возможность вернуться на родину и начать восстановление храма.
В те времена Персидской империей, объединявшей 127 стран, управлял царь Ахашверош (Артаксеркс). Он взял в жены еврейскую девушку Эстер. Ее дядя Мордехай в свое время спас царю жизнь. Главный советник царя Аман, перед которым Мордехай не пожелал гнуть спину, задумал истребить всех евреев. Выбирая день уничтожения, он бросал жребий... Перед лицом смертельной опасности евреи объявили пост и молили Всевышнего о помощи. И вот во время царского пира Эстер смогла убедить мужа в преданности еврейского народа. В итоге грозный властитель Персии обрушил весь гнев на Амана и его семью, а еврейский народ был спасен.

Каждый год за день до праздника проходит пост в память о том, как постилась Эстер, а в день Пурима в синагогах читается Свиток Эстер - напоминание о том, что евреи должны помогать друг другу, выручать каждого, попавшего в беду. При упоминании имени Амана все присутствующие топают ногами, свистят, используют специальные трещотки, выражая презрение к памяти злодея. После полудня справляется трапеза со всеми членами семьи. На стол выставляют вина, наливки и другие напитки, пироги и печенье. В Пурим устраивают карнавалы с переодеванием, музыкой и танцами. Дети разыгрывают традиционное карнавальное представление (пуримшпиль) на сюжет древней легенды. Участники праздника едят треугольные пирожки с маком или изюмом в форме ушей Амана (оменташн -"амановы уши") и посылают друг другу угощения.
В уфимском Еврейском национально-культурном центре-синагоге мероприятия, посвященные Пуриму, проходят ежегодно. В нем принимают участие как профессиональные артисты, так и ученики школы "Ор Авнер". В этом году в синагоге был разыгран пуримшпиль театральной студии "Хаверим" ("Друзья") под руководством заслуженного артиста РБ Тимура Гарипова. Весело прошел конкурс карнавальных костюмов с подарками и суперпризами. Члены молодежного клуба провели фестиваль короткометражек, снятых на сюжет Пурима, за что были награждены фигурками "Оскара". В честь праздника выступил клезмерский ансамбль из Казани "Симха" - ("Радость").
Об этом хотелось бы рассказать подробнее. Клезмеры (еврейские народные музыканты) создали огромное количество пьес, сохраняющих элементы ближневосточных мелодий. Есть сведения, что "клезмерами" впервые стали называть в XIV-XV веках музыкантов в еврейских общинах Германии и соседних стран. Бродячие ансамбли играли многочисленные фрейлехс (коллективные свадебные танцы), жоки, уличные напевы на свадьбах, бар-мицвах, балах, праздничных гуляниях, ярмарках. Ведущий инструмент - скрипку - дополняли цимбалы, контрабас, кларнет, труба, флейта, барабан с тарелками.
Творчество клезмеров испытало влияние фольклора (а порой и профессионального искусства) народов, живших по соседству с евреями: немцев, украинцев, поляков, румын и других. Овладевшие нотной грамотой стали играть в оркестрах (чаще всего еврейских театров). Порой их дети и внуки, получив образование, становились солистами, дирижерами и композиторами. Из семей клезмеров вышли некоторые всемирно известные музыканты - например, композитор Михаил Гнесин был внуком клезмера и бадхана (тамады на еврейской свадьбе).
Моисей Береговский, советский музыковед и исследователь еврейского фольклора, собрал и записал около 1500 сочинений клезмеров Украины и соседних республик. Интересный факт: в годы войны во время эвакуации он продолжал работать в Уфе, собирал башкирский фольклор. Профессор из Киева этническая украинка Раиса Гусак (родилась в эвакуации в Иглино) обобщила опыт 20-летних исследований и выпустила сборник "Традиции клезмеров Подолья".
Образы и романтизированные биографии клезмеров запечатлены в произведениях классиков еврейской художественной литературы. Еврейские мелодии использовали в своем творчестве многие русские и зарубежные композиторы. Сегодня они часто звучат по радио и на телевидении, на вечерах и дискотеках.
В 1989 году лидер иудейской общины Татарстана, внук клезмера, блестящий скрипач Леонид Сонц организовал ансамбль, хорошо известный уфимским слушателям. После его ухода из жизни коллектив возглавил доцент Казанской государственной консерватории имени Нажиба Жиганова Эдуард Туманский.
Музыканты в тот вечер исполняли не только народную музыку, но и популярные мелодии на идиш, иврите и русском языках и очень порадовали благодарных слушателей.

Александр ГОЛЫНКО.
Фото Валерия ШИРОКОВА.


Был в истории недаром день 14 адара

Дата создание новости 24-03-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 1 063     Номер: 24(13100)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.