$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

ГОСУДАРСТВЕННОГО УМА БЫЛ ЧЕЛОВЕК...

Кто ж в Уфе не знал Мешкова!


Вполне возможно, что известный на Каме, Волге и Белой судовладелец конца ХIХ - начала ХХ века, почётный гражданин города Перми Николай Васильевич Мешков никогда и не был в Уфе. Но его товарно-пассажирские и буксирные пароходы регулярно в каждую навигацию заходили в порты Бельского бассейна, останавливались под подгрузку и разгрузку в Уфе и на других пристанях нашего края (Бирске, Благовещенске, Топорнино и так далее).

Пароходство осуществляло перевозку по рекам Волжско-Камского и Бельского бассейнов в основном пассажиров, цемента, соли и мазута. К примеру, в навигацию 1898 года по Белой курсировали мешковские буксиры "Медведь" (50) и "Удалой" (50), в 1903-м помимо них в годовом "Обзоре Уфимской губернии" упоминается еще и "Строганов" (120 сил), а мощность двигателей "Медведя" и "Удалого" к этому времени была уже увеличена соответственно до 100 и 60 сил.
В Уфе на территории Софроновской пристани (рядом с железнодорожным вокзалом) даже была самостоятельная пристань Николая Мешкова и его склады, откуда торговал цементом. В 1900 году он взял в аренду у города на двенадцать лет этот прибрежный участок земли, причем на льготных условиях. Это было выгодно обеим сторонам. Тем не менее Мешкову пришлось регулярно вкладывать свои средства на укрепление берега. Там же, на Софроновской пристани, находилось нефтехранилище, происходила заправка судов Мешкова топливом и маслами.
Буксирное пароходство "Братья Ф. и Г. Каменские и Н.Мешков" пользовалось большим успехом у наших купцов, поскольку имело комфортабельные по тем временам суда и мощные буксиры. В Уфе грузили хлеб, лес, лесоматериалы и другие товары. Мешков организовал даже специальные маршруты мелкосидящих товаро-пассажирских пароходов между Уфой и Стерлитамаком до спада высокой весенней воды, чтобы вывезти в центральную часть России знаменитую и популярную в стране илецкую соль. В 1916 году в "Справочнике "Скоро-пассажирского пароходства товарищества "Братья Ф. и Г. Каменские и Н. Мешков" указывается, что мешковские пароходы совершают рейсы по Волге, Каме, Вишере, Колве и Белой. В том же году товарищество "Братья Ф. и Г. Братья Каменские и H. Мешков" и пароходство Д.Д.Якимова совместно установили две ежедневные товарно-пассажирские линии: одну между Нижним Новгородом и Уфой, другую - между Казанью и Уфой.
...Николай Васильевич Мешков в семье был купцом во втором поколении. Его отец, Василий Николаевич, служил в торговой фирме, занимался поставками за границу продовольствия и кожевенного сырья. В девятнадцатилетнем возрасте поступил на работу в контору купца Соболева, владевшего несколькими пароходами, баржами и пристанями в ряде городов страны. В 1875 году он перешёл на службу в "Товарищество Волжско-Камского пароходства". Через некоторое время, за проявленные организаторские способности, назначается "полным доверенным в бассейне реки Кама". После этого он женился и переехал в Пермь. Впоследствии совместно с компаньоном - инспектором по речному страхованию Михаилом Шулятиковым, открыл собственное дело, арендовав пароход "Пожва", и зарабатывал себе на жизнь грузовыми перевозками.
Главная контора пароходства Николая Васильевича Мешкова сначала находилась в Петербурге, затем - в Москве, в только что построенном доме Северного страхового общества на Ильинке. В 1914 году Мешков купил все имущество торгового дома "Братья Ф. и Г. Каменские" и в следующем перерегистрировал его под названием "Братья Ф. и Г. Каменские и Н.Мешков". Его разбогатевшему пароходству принадлежали товаро-пассажирские суда, железные и деревянные баркасы, деревянные дебаркадеры, пристани и конторы в Баку, Самаре, Саратове, Царицыне (Волгограде), Астрахани, Красноводске, Нижнем Новгороде, Лаишеве, Рыбинске, Перми и Уфе.
В годы Первой мировой войны Николай Мешков заметно расширил свою деятельность. В 1917-м его фирма имела на Волге и Каме собственные пристани и склады, девятнадцать пассажирских и двадцать буксирных пароходов, три крупных сухогрузных теплохода, в том числе лучший в России речной сухогруз "Данилиха" (грузоподъёмностью 2000 тонн), построенный в 1913 году на Сормовском заводе, десятки барж и барок. Представительство товарищества действовало даже в Китае (Чугучак). Численность компании достигла пяти тысяч человек.
Будучи очень богатым человеком, Мешков оказывал покровительство деятелям культуры и образования Прикамья, содержал до сотни стипендиатов, предоставил собственный дом и деньги для открытия Пермского университета. Он пожертвовал на университет 500 тысяч рублей, не считая многочисленных мелких отчислений, но только с условием, что это учебное заведение останется в Перми навсегда.
В 1918 году имущество пароходства, которое оценивалось в 20 миллионов рублей, было национализировано большевиками. Например, в бывшем особняке Мешкова находится теперь Пермский краевой музей. Кстати, судовладелец оказался нужным новой власти человеком: в 1920-1931 годах работал в Народном комиссариате путей сообщения РСФСР. Умер 19 июня 1933 года в Москве.

Рашит АЮПОВ.

Дата создание новости 16-11-2012   Комментарии (0)   Просмотров: 2 459     Номер: 220(12118)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.