Событие
ОРБИТЫ «Ю-ПИТЕРА»
В «Огнях Уфы» выступила самая яркая отечественная супергруппа
Лично мне, в отличие от некоторых моих знакомых, никогда не казался случайностью или простым стечением обстоятельств тот факт, что Вячеслав Бутусов ныне является одной из самых уважаемых и значимых персон в мире российской рок-музыки. И это при том, что мэтр никогда не занимался ни саморекламой, ни каким бы то ни было продвижением своих "брендов", не зарабатывал дешевых вистов эксцентричными акциями. Напротив - немного замкнутый на сцене и сдержанный в жизни, Бутусов, на первый взгляд, менее большинства своих современников-соратников подходил для такой роли...
Но жизнь решила по-своему - именно он стал одним из тех немногих "столпов" так называемого "русского рока", кто преодолел все препоны на пути к своему зрителю, перешел из тоталитарно-серого Союза в новую Россию, собственноручно расписался в роспуске всенародно любимого "Наутилуса", пережил локальные - чего уж скрывать - неудачи нескольких сольных проектов и коопераций с другими группами, а также пренебрежение поклонников предыдущего этапа его творчества к "новому и долговечному" сотрудничеству с еще одним "последним героем" той эпохи - Юрием Каспаряном. Их обоих, кстати, в определенный момент "умные критики" считали "потерянными" для мира музыки. Бутусову такую судьбу предрекали после окончательного закрытия "Нау", Каспарян сам "ушел в тень" после гибели Виктора Цоя, читай - и группы "Кино". Однако они всё же нашли в себе силы и желание продолжить заниматься любимым делом. Собирались попробовать "смеху ради", а потом - распробовали, и вот уже десять лет, как на небосклоне отечественной рок-музыки сияет "Ю-Питер". Супергруппа, понятая далеко не каждым и принятая не всеми...
Должен заметить: то, что коллектив продемонстрировал на концерте в "Огнях Уфы" 5 ноября, подтвердило мои предположения о некоем наступившем в группе раскрепощении. Неправильно говорить, мол, оба лидера команды стали в нынешнем "Ю-Питере" вновь самими собой, потому как за все время, проведенное ими в музыке, не-собой они просто не были. Скорее, напротив - они наконец-то развеяли весь тот шлейф предубеждений об их творчестве как бывших участников великих групп. Да, они и сегодня играют во время выступлений вещи из прямо-таки "золотых" фондов русского рока. Чего только стоят "Взгляд с Экрана" и "Шар Цвета Хаки" или "Пачка Сигарет" и "Звезда По Имени Солнце"! Но это уже не то, ради чего они выходят на сцену, и не то, ради чего стоит прийти на их концерт. Это своеобразная дань или, если хотите, поклон прошлому. Рискну даже высказать мысль, крамольную для всех рьяных поклонников именно "канонических" инкарнаций "Наутилуса" и "Кино" (а таких, поверьте, и сегодня немало): Бутусов с Каспаряном просто переросли ту музыку! Во всех смыслах, в том числе и ментально. Что никак не отменяет ее, этой музыки, величие. Задумайтесь, ведь Леонардо не бросил живопись, написав "Джоконду", как и не принялся после копировать лишь это творение, а "Лунная соната" не стала лебединой песней Бетховена! И пусть как раз эти образцы и по сей день считаются лучшими памятниками своим авторам, мы благодарны гениям не за то, что они создали лишь эти шедевры, а за всё их наследие...
Когда-то, кажется, в конце 80-х или начале 90-х, один из музыкантов, игравших в "Нау", сказал о Бутусове: "Слава может собрать хоть хор мальчиков и выступать с ним, но это все равно будет "Наутилус Помпилиус". Как же все-таки здорово, что сама жизнь опровергла данную установку! Сегодня то, что мы слышим в альбомах и на концертах супергруппы имени Бутусова и Каспаряна, - это намного больше и глубже, чем отдельно взятые "Наутилус" или "Кино". Это целый пласт истории и культуры, некое отражение времени. Но времени, не замершего на бумаге, кинопленке или в воспоминаниях, а живого и пульсирующего. Может быть, так же в глубокой древности титаны вновь поднимались во весь рост после мимолетного забвения, чтобы заявить о себе в полный голос, а люди слагали о них мифы и легенды...
Ликбез
Супергруппа (от англ. supergroup) - термин, появившийся в конце 1960-х годов для описания рок-групп, все участники которых уже получили широкую известность в составе других групп или как сольные исполнители. Название происходит от альбома 1968 года "Super Session", записанного Элом Купером, Майком Блумфилдом и Стивеном Стиллзом.
Обычно супергруппы существуют недолго (один-два альбома) либо из-за того, что являются побочными проектами своих создателей, либо потому, что их раздирают противоречия между сильными личностями.
Фото Ольги НИКИФОРОВОЙ.
16-11-2011 (0) Просмотров: 2 012 Номер: 218(11866) Версия для печати