На книжную полку
История печати в документах
Управление по делам архивов РБ и Центральный архив общественных объединений РБ выпустили в одном томе четвертую и пятую части книги “Государственные языки: история и современность”. В этом сборнике документов и материалов отражена реализация государственных языков в Башкирии в 1920-30-х годах в области печати и издательской деятельности.
Новая книга, составителями которой являются архивисты Абузар Абузаров, Рафкат Валишин, Евгений Григорьев, Тимур Денисламов, Ирик Имангалин и Юлай Юлдашбаев, рассчитана на историков, языковедов, преподавателей, студентов и всех тех, кто изучает историю родного края по первоисточникам. Всего в сборник вошло 200 документов, выявленных в фондах Центрального архива общественных объединений РБ, Центрального исторического архива РБ, Государственного архива РФ и Российского государственного архива социально-политической истории.
История печати Башкирии в предвоенные годы очень интересна и разнообразна. Именно в этот период началось становление республиканских и районных газет, издательской деятельности, выпуск общественно-политических книг советской эпохи. Если говорить конкретно об Уфе, именно в 1920-30-е годы издавались “Черниковский рабочий”, “Двигатель” и “Удар тузулюш” (оба - на моторном заводе), “Гудок завода” (паровозоремонтный завод), “Водник Башкирии” (Бельское речное пароходство), “Демский железнодорожник”, “Большевистская путевка” (Уфимское отделение Куйбышевской железной дороги), “Швейник Башкирии” (швейная фабрика имени 8 Марта), “На страже Октября” (политотдел Управления милиции при НКВД Башкирской АССР), “Уфимский крекинг” (нефтеперерабатывающий завод в Черниковске). Из архивных документов мы узнаем, что в то же время выходили республиканские газеты и журналы, ведомственные издания, стенные газеты на ведущих промышленных предприятиях столицы. Мы видим, как улучшались государственное издательское дело, книжная торговля, рабкоровское движение, реализовывались очередные задачи партии в области печати в республике.
Естественно, особое внимание обращалось на издание книг, школьных учебников и периодической печати на башкирском языке, на распространение газет и журналов, политической литературы в сельской местности, организацию сети торговли литературой на башкирском языке. Партийная печать второго и третьего десятилетий прошлого века способствовала укреплению советской власти, пропаганде ленинизма, просвещению рабочих и крестьянских масс, мобилизации населения на выполнение планов промышленного строительства и повышение качества выпускаемой продукции, социально-культурного развития и осуществления культурной революции.
Листая новую книгу, мы узнаем много любопытных фактов. Оказывается, с 1 января 1922 года прекращен бесплатный отпуск газет и литературы всем государственным и общественным учреждениям, организациям, а также частным лицам. В том же году перевезена из Петрограда в Стерлитамак маленькая типография Башкирской дивизии. С 1923 года началось издание республиканского отрывного календаря на государственных языках, направление выпускников школ в Московский институт журналистики. Башкиры учились также в Центральной школе наборщиков при Центральном издательстве народов СССР.
Башглавлит при Народном комиссариате просвещения выполнял широкий круг функций. Он контролировал не только печать, книжный рынок и библиотеки, но и все виды зрелищных мероприятий, вел учет издательств и типографий по республике, контроль кинокартин, пьес и всякого рода репертуара, исполняемого на эстрадах, сценах и в клубах. Причем при Башглавлите с 1923 года работал Главный репертуарный комитет, функции которого состояли в разрешении спорных вопросов о постановке пьес, картин и другого вида репертуара. В свою очередь, ЦК Российской коммунистической партии большевиков осуществлял тотальный контроль работы местных органов власти. Так, например, 5 февраля 1925 года секретарь ЦК партии Лазарь Каганович потребовал от партийных органов Башкирии высылать не семь экземпляров изданных в республике партийных и советских изданий, журналов и газет, как было раньше, а уже восемь. Причем этой директивой обязали высылать в адрес информотдела ЦК по два экземпляра журналов парткомов. Цензура в то время была еще та.
В 1935 году открыт газетно-журнальный киоск на железнодорожной станции “Уфа”, впервые установлены в столице двадцать настенных досок для размещения в наиболее людных местах Уфы и окраин газет “Правда” и “Комсомольская правда”.
2 апреля 1936 года бюро Уфимского горкома ВКП(б) отреагировало на публикацию газеты “Правда” “Неопубликованные “труды” Уфимского горсовета”. Оно в своем постановлении подчеркнуло: “Заметка совершенно правильно отображает действительное положение в Уфимском горсовете с изданием обязательных постановлений, правил и наложенных штрафов на граждан гор. Уфы. Правильно и то, что большая часть этих постановлений и правил страдает многословием, непопулярностью и злоупотреблением в терминологии”. Бюро горкома партии установило следующее правило: обязательное опубликование постановлений Уфимского горсовета в печати и вывешивание их в виде листовок для общего сведения граждан города. Это в первую очередь касалось республиканских газет “Красная Башкирия”, “Башкортостан” и “Коммуна”. Тогда столица не имела своей городской газеты.
Рашит АЮПОВ.
11-09-2015 (0) Просмотров: 1 785 Номер: 177(12825) Версия для печати