Имена уфимского спорта
Память всегда на службе у сердца
Итак, Уфа, 1975 год. Школа греко-римской борьбы Владимира Алексеевича Бормана...
Что это был за феномен - неожиданное для многих специалистов появление школы со своими характерными качествами, присущими именно борцам из Башкирии? Когда мы с братом Басиром приехали в Уфу, команда республики занимала в России двадцать третье - двадцать пятое места. Участие в чемпионате СССР считалось подвигом. В сборную страны не входил никто, а в сборную РСФСР вызывались один-два человека.
Рост начался через два-три года. В чемпионате СССР-1976 выступали уже Коля Рухтин, Хамит Ямалтдинов, Валерий Севрюков (мой личный тренер) и Коля Рябов. Результат был пока скромным, но сам факт участия такого количества спортсменов стал знаковым.
Основа системы подготовки борцов состояла в том, что была выстроена пирамида, в основании которой находились профессионально-технические училища и школы борьбы по республике. Лучших ребят из них передавали в Уфу, в спортшколу на базе УИПТ (индустриально-педагогический техникум с военной кафедрой). Подобных учебных заведений в СССР было только три - в Уфе, Куйбышеве и Саратове. После окончания третьего курса, после военных лагерей, нам присваивали звание младших лейтенантов. То есть даже ЦСКА не имел возможности призывать наших лучших спортсменов в армию. Таким образом и наладили цикл для полноценной подготовки.
Первые результаты пошли у молодёжи. Михаил Базуев стал призёром первенства СССР, в Америке первым завоевал титул чемпиона мира. Миша был удивительно работоспособным парнем. Он не обладал большим запасом приёмов, зато имел свой коронный - "бычок". Секрет этого классного борца заключался в том, что этого "бычка" Базуев делал всем! Он изматывал на ковре любого соперника и на фоне усталости проводил собственную "коронку". Мой брат Басир долго был его жертвой, пока не поднял на высокий уровень свою функциональную подготовку. И позже, через год-полтора, встретившись с Мишей на ковре в финале первенства СССР, Басир одержал победу! Тот поединок длился недолго, всего 10 секунд! Именно этих секунд хватило моему брату.
Так началось восхождения Басира к вершинам спорта. Начало всегда важно. Это была первая победа дагестанцев по греко-римской борьбе, по классике (хотя я еще должен упомянуть Али Клыча, который выигрывал у Ивана Поддубного - тогда этот вид спорта назывался "французской борьбой") в чемпионате СССР, но выступали мы за Башкирию! Удивительная республика, где живут очень простые и обаятельные люди, стала не менее родной, чем наш Дагестан!
Перед той памятной схваткой Басира и Миши Владимир Борман сказал, что ни у кого из них не будет секундантом: "Боритесь сами, мне неважно, кто из вас станет чемпионом". Это был мудрый поступок. Несмотря на то, что Базуев являлся его первым учеником - борцом, за которого Владимиру Алексеевичу присвоено звание заслуженного тренера РСФСР, он с пониманием и уважением отнёсся к желанию Басира проявить себя на равных с Михаилом.
Начало спортивной жизни Басира в Уфе не было усыпано цветами. В его весовой категории находились достойные и сильные борцы того времени. Его победы со стороны казались легкими, но только казались! Секрет был прост - пахать, терпеть, и через "не могу", и ещё раз через "не могу". Как говорил Борман: "Капля камень точит!" Вот так и вышел Басир на первые роли среди борцовской элиты. Результаты его карьеры впечатляющие. Он - чемпион Европы, обладатель Кубков мира, трехкратный чемпион СССР, одержал множество побед на международных турнирах. Только травма плеча помешала ему добиться большего. Он всегда боролся красиво. Весь обслуживающий персонал дворцов, спортзалов бросал свои дела, чтобы увидеть его на ковре, увидеть его дар, полученный от природы и от Бога.
Владимир Алексеевич Борман был великим мастером борьбы, великолепным организатором, обладал неимоверным даром предвидения - все его прогнозы в отношении будущего учеников сбывались с удивительной точностью! Он - советский спортсмен и тренер по греко-римской борьбе, заслуженный тренер СССР (1984) и РСФСР (1977), мастер спорта СССР (1962), судья всесоюзной категории (1985), судья соревнований борцов на летних Олимпийских играх в Москве (1980). К сожалению, Борман так рано ушел от нас - в сорок шесть лет...
Одним из воспитанников Владимира Бормана был и Валерий Иванович Севрюков, учеником которого мне посчастливилось когда-то стать. Он родился в Октябрьском, удивительно приветливом и гостеприимном городе Башкирии, в котором у меня позже появилось много верных друзей. Наверное, еще и поэтому такими теплыми волнами наплывают воспоминания. Ведь Севрюков был простым парнем из русской семьи. Но сколько в нём было благородства! Открытая душа, боец по жизни.
В то время, когда я узнал его, Валерий Иванович заканчивал наш УИПТ и только начинал работать играющим, как принято говорить, тренером. Мы находились с ним в одной весовой категории, и это стало для меня еще одним везением. Правда, на тренировках он вил из меня веревки, я был подобием некоего специального чучела для работы на ковре и сполна испытал на себе все "прелести" данной роли...
Два года Севрюков усиленно работал со мной. Во время тренировок, длившихся по два часа, мы не делали даже минутных перерывов... Другие могли себе это позволить, но мы с Валерием Ивановичем - никогда! Однажды он сказал мне, что хочет "завязать" с выступлениями и будет целенаправленно готовить к ним меня. Почему именно меня? Не знаю. Я у него не спрашивал, был очень рад, что у меня теперь будет свой личный тренер. Технику борьбы Валерий Иванович знал как профессор.
Наконец через два года адского труда "на моей улице перевернулся грузовик с апельсинами". Я выиграл у хорошего борца, которому сам Валера Севрюков всегда проигрывал. Так началась моя спортивная карьера. И все, кто "бил" меня, все были повержены. Это жизнь... Так в спорте и происходит. Так случилось и со мной. Бился на ковре до последней капли сил! Нас посылали из Уфы на соревнования, и мы по всей России, сами, без тренера, варились в борцовском котле на турнирах - Элиста, Челябинск, Курган, Омск, Иркутск... Ну а вот когда у нас уже были наработаны опыт и мастерство, тогда с нами стали ездить тренеры.
Из наших самостоятельных поездок я писал письма Валерию Ивановичу о том, как боролся, с кем, какой был счет, что пропустил в борьбе, что получилось удачно. В общем, он знал, как я борюсь...
Валерка Иванович (как мы часто называли его между собой) чувствовал мой характер, умел сказать именно то, что надо, то, что попадало в самую точку! Помню, случился у меня как-то небольшой период спада, не заладилось в борьбе. И тогда я сказал ему: "Все, не выиграю в этот раз чемпионат России - уйду из спорта".
Он посмотрел равнодушно: "Уходи... Чего людей смешить..."
И у меня внутри все закипело - сильно задело его равнодушие. Про себя в тот момент подумал: "Я вам еще всем покажу", хотя понимал, что Севрюков специально меня раззадоривал...
На том Чемпионате я проиграл, стал вторым, но потом опять смог повысить свой результат.
Валерий Иванович был для меня не просто тренером, но частью души. Я старался быть похожим на него, да и не только я. Севрюков был примером для многих пацанов. Мы пытались не только ходить как он, но даже картавить как он. Наш Валерка Иванович утром мог встать и не найти своей рубашки - ребята ее надели и ушли. Такое мог простить только наш тренер "Ты, - говорил он, чуть заикаясь, - чего мою рубашку надел... мля...(конечно)". И тут же начинал улыбаться. Он мог отдать нам последнее!
На чемпионате СССР 1991 года в Кишинёве Валерий Иванович Севрюков внезапно ушел. Не знаю, родит ли ещё Земля русская такого парня. Хочу, чтобы людей, подобных ему, было у нас много, независимо от национальности. Пусть будут похожи на него, от этого на Земле станет больше доброго и чистого. Похоронен мой тренер в своем родном городе Октябрьском. Бываю у него на могиле. И он всегда смотрит на меня с портрета на памятнике - где бы я ни стоял, в какую бы сторону ни двинулся. Начинаю подходить к могиле сбоку и уже чувствую его пристальный взгляд. Не имею права быть слабохарактерным, нечестным, несправедливым, он же наблюдает за мной - не могу его подвести.
Сейчас я руковожу женским гандбольным клубом "Лада". Это один из самых сильных клубов в Европе. Принял его с большими финансовыми проблемами и оттоком ведущих игроков. Удалось вдохнуть в команду новую жизнь. Вот это была битва! Как было мне непросто, знают только близкие. На ковре схватки проходили намного легче и это - правда! Девочки у нас в команде - звёзды: шесть человек награждены орденами, у двух - по два ордена "За заслуги перед Отечеством". Хочу пожелать всем: никогда не опускайте рук. Вопреки всему, стиснув зубы, идите к цели, не размениваясь на мелочи. Спорт воспитывает сильных духом людей!
Расул БАТТАЛОВ.
11-09-2015 (0) Просмотров: 2 209 Номер: 177(12825) Версия для печати