Окунули в…  ответственность
«Кого я вырастила! Неделю белье висит. Никому в голову не приходит его снять. Три девочки в доме. Ответственности ноль. Кто ж вас замуж возьмет?»
Маша рассказывает мне этот эпизод из своего детства, а на глазах – слезы.
– Знаете, как я после этого боялась что-то по дому не сделать, – продолжает она. – Белье по сто раз на дню проверяла. По всем углам смотрела, где не прибрано. Я в свои 13 лет все по дому делала, еще за младшими следить успевала и уроки учила. А моя дочь – одна в семье и не хочет учиться, а в ее комнате вечный беспорядок. - Маша смахивает слезу рукой, изо всех сил старается придать своему лицу спокойно-героическое выражение.
Я много видела таких «комсомолок, спортсменок и просто красавиц», чье детство и отрочество пришлось на 90-е. Сильные, добившиеся результатов в этой жизни, они жалуются на безответственность других.
– Почему с детьми нынешнего поколения так сложно? Маме стоило один раз сказать – и мы делали. А моей – сто раз повторить нужно.
– Скажите, а вы были в детстве счастливы?
– Знаете, я мало помню детство. Будто сразу взрослая родилась.
Родители Маши окунули ее в ответственность сразу и с головой: будто не умеющую плавать в реку бросили. Она выгребла, не сломалась. Характер нордический. Ум острый. Вместо теплоты материнской – зияющая рана в сердце.
– Я устала все на себе тащить. Говорила дочери: «Все, дальше сама. И убирайся, и уроки учи». Даже телефона лишала. А она – не делает. Просто не делает, и все тут.
– Маша, вы хотите, чтоб дочь повторила Вашу судьбу? Чтоб так же плакала от обиды спустя много лет?
– Нет, я просто не знаю других вариантов.
Что не так с умной и результативной Машей? Она живет как подросток, по принципу «все или ничего». И ответственность передает так же. Или тащит все на себе – делает уроки не вместе, а вместо ребенка. Или перекладывает на плечи дочери все и сразу – требует самостоятельности «с понедельника». Когда у детей не получается, такие мамы часто стыдят и наказывают. Если у ребенка высокий интеллект, сильная нервная система, а передаваемый навык не очень сложный, то «шоковая терапия» может сработать, как в случае Маши. Хотя обиды и низкая самооценка останутся.
А если ресурсов у ребенка поменьше, как у Машиной дочери – родители вместо требуемого огребут последствий: агрессию, двойки, психосоматику, уход в зависимости и другое.
Я часто вижу на консультациях, что родители многое знают и делают. Но ошибки могут привести к тому, что ребенок ответственность не возьмет и требование не выполнит.
Насколько тело и мозг ребенка вообще созрели для развешивания белья, удобна ли ему сушилка или надо тянуться? Не слишком ли тяжелы вещи? Может ли он удержать внимание на задаче или отвлекается? Хватит ли ему мелкой моторики? Один ребенок уже в 6 лет справится, а другого и во втором классе лучше не просить. Если о физических особенностях родители и знают, то о психологических (память, внимание) даже специалист без диагностики, просто «на глаз», не скажет.
А сформирован ли у ребенка конкретный навык? Многие мамы считают, что если один раз развесил белье или оделся – значит научился. Да, после пары удачных попыток ребенок знает, как правильно, но его действия еще проходят пока «через голову». Вы занимались спортом в сознательном возрасте? Помните, как тяжело поначалу даются новые движения, какие они неточные. Хочется сделать красиво, но не выходит. Все надо контролировать. А спустя какое-то время тот же элемент получается идеально и контроля не требует. Будто «тело думает за вас». В среднем процесс занимает 3 месяца. Поэтому маме Маши нужно было некоторое количество раз развешивать белье вместе с дочерью, обучая ее и подбадривая.
А теперь о пресловутой мотивации. Я верю, теперь вы поняли, что не с нее нужно начинать. Мне очень грустно, когда родители просят: «Помогите найти, чем его замотивировать, я сама все перепробовала!» Мама чувствует себя неудачницей. А если причина в первых двух шагах, о которых сказано выше, то мотивация не поможет.
Сложность в том, что нет единой правильной мотивации на все случаи жизни. Для меня зажигать интерес ребенка – это искусство, такое же, как сочинять стихи или писать картины. Конечно, есть более или менее талантливые художники. Практически невозможно научится рисовать по роликам в интернете. Но при регулярных занятиях с хорошим наставником каждый сможет написать неплохую картину.
Елена ЛАГУНОВА,
психолог.
психолог.
14-02-2023 (0) Просмотров: 258 Номер: 10(13663) Версия для печати