$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Советы непосторонней

А уроки за них делать не нужно!


Екатерина, мама двоих детей, старший из которых уже школьник, делится с родителями первоклассников своим опытом.

О самостоятельности

Не делайте за ребенка его работу. Пусть сам заполняет дневник, собирает портфель, следит за остротой карандашей. Покажите, как это делается, объясните, почему так, а не иначе, еще несколько раз постойте "над душой", наблюдая, как справляется, и полностью отдайте это дело на откуп ребенку.
Поначалу сын забывал тетрадь, сменку. По-моему, в первом классе такие ошибки гораздо безболезненнее, чем в среднем звене. Зато научится помнить, а не жить маминой головой. Во втором полугодии никаких накладок не было.
Иначе сложилось с бассейном. Там я этот момент упустила и обычно сама собирала пакет. В итоге: "Мама, ты очки забыла положить!" Я сердилась: "Что это я забыла? Кто в бассейн идет? Почему ты не проверил, все ли собрано?" А по сути-то моя вина - сама избаловала.
И еще. Одеваться и обуваться самостоятельно. Дико, когда здоровенному семилетнему лбу бабушка завязывает шнурки на ботинках.

О приоритетах

Очень и очень важная вещь. Нужно научить расставлять приоритеты при выполнении уроков.
То есть ребенок должен первым делом посмотреть, что и насколько много задано, какие задания понятны, какие не очень, что можно сделать легко и быстро, а с чем придется повозиться, где понадобится помощь. И после этого распределить, в каком порядке делать "домашку". Например, сначала сделаю простое, потом то, что сложнее или объемнее, и тут как раз мама освободится и поможет с тем, что один не смогу.
Этот навык пригодится и на контрольных, олимпиадах. Многие дети делают все по порядку. Если попадается задание, с которым "затык", они долго возятся, в итоге и его не решают и остальное не успевают. Гораздо разумнее в таком случае отложить неподдающийся пункт и решать более легкие. А к этому вернуться позже, если время останется.

О помощи и контроле

Не забывайте, что первоклассник - еще совсем маленький ребенок. И он может быть психологически не готов к полной самостоятельности. Не все в семь лет умеют концентрироваться долгое время, не отвлекаться, не считать ворон, не рисовать чертиков на полях...
Не отпускайте ребенка в самостоятельное плаванье слишком рано! Смотрите - что он уже может, а что нет. И какая помощь нужна. Кому-то достаточно, чтобы мама спросила: "Ты сделал уроки?". А другому надо, чтобы взрослые сидели рядом. Заметьте, не делали уроки за него, а находились рядом и своим присутствием помогали сосредоточиться.
Я долгое время сидела с сыном за столом. Следила, чтобы он правильно держал ручку, просила объяснять ход решения. Постепенно отпускала его и под конец учебного года мое участие сводилось к проверке сделанного и оценке его выразительного чтения.

О времени

Первоклассник должен уметь определять время по часам. Но даже дети, которые на "ты" с циферблатом, зачастую неадекватно оценивают протяженность времени. Не могут предположить, сколько займет то или иное дело, не могут оценить прошедший отрезок.
А это крайне важный навык. Ребенок может противиться делать те же уроки потому, что искренне верит - это займет целую вечность. А если знает, что "домашка" по математике занимает всего десять минут (как половина мультика или одна перемена, которая по ощущениям бесконечно коротка), то уже и не так страшно приступить.
Поэтому очень советую приучать детей засекать, сколько времени занимает то или иное дело. Сколько нужно на то, чтобы прибраться в комнате, поужинать, переодеться. Постоянно обращать внимание, какие занятия отнимают примерно одинаковое время. И сравнивать приятные занятия с менее интересными, но необходимыми.
Освоились со временем? Переходите к более сложной задаче - планированию. Поставьте, например, такую задачу: "Что из необходимого ты успеешь сделать до ужина?"

Об умении говорить

Учите ребенка говорить. В самом широком смысле. Чтобы умел пересказать текст, ситуацию из своей жизни, выразить свое мнение. Чтобы умел доступно объяснить решение задачи. Чтобы умел говорить с учителем. Мог задать вопрос, если что-то не ясно, попросить объяснить еще раз. И еще, если потребуется.
В конце учебного года проходят итоговые и переводные контрольные. Сколько возмущения на родительских форумах по поводу некорректных заданий, кривых и непонятных формулировок. Полностью согласна: очень плохо, когда задания некорректно, а то и безграмотно сформулированы. Но ошибки в тестах есть и будут, и тут ничего не поделаешь.
Можно бороться с мельницами. Но не разумнее ли попытаться объяснить ребенку, что если ему не понятно задание, то надо поднять руку и попросить пояснить. Маленькие дети зачастую свято верят в непогрешимость печатного слова, в то, что взрослые не могут ошибаться. Но мы-то с вами знаем, что это не так! Ребенку будет проще жить, если он научится разговаривать, задавать вопросы.

Дата создание новости 1-09-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 3 722     Номер: 70(13146)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.