Сам масло можешь не менять, но кое-что уметь обязан…
Помню, как мне, четырнадцатилетнему, отец озвучивал задание: «Поменяй моторное масло, затем проверь заднее правое колесо. Что-то оно сдувается малость. Если золотник в норме, то разбортируй колесо, найди прокол, завулканизируй камеру и колесо собери». Засучив рукава, я брался за дело. И, доложу вам, не без удовольствия…
Тогда, в семидесятые годы прошлого века, гаражи имелись у всех, и ночевка автомобиля под открытым небом была явлением экстраординарным. И потому мы в железных да каменных боксах делали практически все, что не требовало какой-то особой квалификации: меняли свечи, камеры в колесах, масло в двигателе и коробке передач, тормозную жидкость, тосол, тормозные колодки, регулировали зазоры в клапанах, выставляли плотность электролита в аккумуляторе, после чего батарею заряжали… Если бы в то время сказали иному автолюбителю, что в XXI веке его коллеги по увлечению будут заезжать в автосервис, дабы поменять лампочку в фаре, он бы счел это просто за анекдот.
Обслуживая вместе с отцом нашего семейного трудягу – «жигуленка» третьей модели, я научился практически всему, что, по мнению автомобилистов прошлого века, должен уметь уважающий себя владелец железного коня. С годами, приобретя видавшую виды «Волгу» ГАЗ-2410, я освоил еще кое-что – например, научился самостоятельно снимать с машины двигатель для его последующего ремонта. И (мне сегодня самому в это трудно поверить) мог запросто разобрать коробку передач, дабы выяснить, почему плохо «втыкается» задняя скорость. На охоте в ожидании вечернего прилета уток я мог просто от нечего делать разобрать до последнего винтика и жиклера карбюратор, промыть его и водрузить обратно. Моя «ласточка» сделала меня настоящим автомехаником, и для меня вполне естественным был постулат – чтобы проездить на машине пару-тройку дней, надо под ней денек проваляться. Я очень любил свою «Волгу», но, продав ее в одно прекрасное утро немцу, я ощутил двойное удовольствие – и от моей мучительницы избавился, и удачно отомстил за деда…
Наконец я приобрел мой первый новый автомобиль – это была вазовская «девятка». Зная, что в плане всякого ремонта да разборок механизмов у меня уже давно не боятся ни глаза, ни руки, бывалые друзья советовали: «Не лезь без надобности сам чего-нибудь разбирать! Это тебе не та твоя «баржа», в новой «Ладе» копаться не надо». И точно! Я наслаждался беззаботным автовладением, проводя только регламентные работы. Конечно, все перечисленные в начале нашего рассказа замены да регулировки производил самостоятельно. Но – иные времена все же настали. Я стал безгаражным, как и подавляющее большинство моих коллег-автомобилистов. Стало быть, условий для замены того же масла нет. Что ж, настала пора обращаться в сервис…
И все бы хорошо, если бы не одна печальная реалия нашего времени. Наверное, бездарные специалисты своего дела были всегда, но именно наши дни я назвал бы эпохой повального непрофессионализма. Мне стало не по себе, когда я был на приеме у врача и молодая служительница Гиппократа, забив в поисковик компьютера мою хворь, начала искать, что бы мне эдакое выписать. Не далеко от нее ушел и один «мастер» в автосервисе, к которому меня угораздило попасть…
В «Шкоде» настала пора поменять моторное масло. Заезжаю во вполне солидный по интерьеру и оборудованию автосервис в своем районе. Молодой механик поднимает машину на нужную высоту и… начинает мучиться, пытаясь открутить стальную защиту картера двигателя коротеньким и уже износившимся рожковым ключом. Не выдерживаю: «Молодой человек, не лучше ли воспользоваться накидной «трещеткой» с большим рычагом? У вас такой должен иметься…» Бросив на неожиданного советчика недобрый взгляд, парень отправляется к столу с инструментами и, наконец, находит нужный ключ. Но когда он начал отвинчивать болты, я понял, что опыт моего горе-ремонтника в этом деле сродни опыту Остапа Бендера в шахматной игре – герой известного произведения взялся за сие, как известно, второй раз в жизни. Парень настолько неловко орудовал ключом, что я не сомневался – в лучшем случае уронит, в худшем – засветит себе рукоятью по лбу. Слава Богу, уронив всего пару раз ключ и чудом избежав членовредительства, парень наконец снял стальной поддон, который, к его искреннему удивлению, оказался очень тяжелым. После чего я понял, что все дальнейшие его действия надо тщательно контролировать… Эта курьезная история по законам жанра ознаменовалась не менее курьезным финалом. Заменив масло и все установив на место, парень озвучил стоимость его услуг – пятьсот рублей. «Постойте, вы же сначала сказали триста…» – удивился я. На что услышал гениальный ответ: «Да. Сказал. Но я же замучился!»
Не сомневаюсь, что подобный «мастер» хоть раз вам встречался. Мораль: не доверяйте «здоровье» вашего авто случайным людям. Только проверенный специалист! Согласен, найти такового непросто. Но ищите, а найдя, дорожите им.
Однако вернемся к теме нашего разговора. Так что же обязан уметь делать в своем автомобиле современный автолюбитель? Я не призываю самостоятельно менять тормозные колодки или выставлять зажигание. И времена не те, и автомобили. Я призываю уметь проделывать элементарное.
Например, проверять уровень масла в картере двигателя. Скажете, это просто? А ведь накосячить можно и здесь. Как-то возле нашей работы одна уже немолодая сотрудница (кстати, блондинка, но я ни в коем случае не хочу обобщать и на что-то намекать) решила проверить уровень масла в двигателе своей иномарки. Стоявшие неподалеку водители обратили внимание, что та не изучает щуп, а почему-то пристально всматривается в заливную горловину. Не выдержали, подошли. «Ничего не понимаю, – развела та руками, – лью-лью, а масло в горловине все не показывается». Благо мужики все вовремя исправили. А что случилось бы иначе при таком катастрофическом переливе продукта? Да вышибло бы все сальники в двигателе со всеми отсюда вытекающими…
Любой автовладелец обязан уметь заменить лампочку в фаре. Сложно, говорите? А вы дома лампочки меняете? Поверьте мне: в автомобиле проделать сие не труднее. Откройте интернет в вашем смартфоне и посмотрите, как на многих сайтах буквально на пальцах учат это делать.
Кому-то покажется непростой задачей поменять предохранитель в электрической цепи. Опять же – интернет вам в помощь. Вы легко найдете, где именно в вашем авто находится блок предохранителей. Далее по схеме также несложно определить, какой же именно вышел из строя. Не работает звуковой сигнал? Выясняете, что за него отвечает предохранитель, который в блоке третий слева. Вытащили, вставили новый. Сложно?
Каждый мужчина должен уметь поменять колесо. Алгоритм здесь прост, и озвучивать его не вижу смысла. Согласен, это не женское дело. Чтобы посадить колесо по месту, нужна физическая сила. Но мужику по подобному поводу вызывать аварийку должно быть стыдно.
Вообще, лично я считаю бестолковой тратой денег «переобувать» дважды в сезон на одни и те же диски то летнюю, то зимнюю резину. В шиномонтажных мастерских за это берут отнюдь не копейки. К тому же после подобной «переобувки» обязательно требуется балансировка, что тоже не бесплатно. Лучший вариант – потратиться один раз и собрать два комплекта колес – зимняя резина на своих дисках, летняя на своих. И вам придется только перекидывать колеса перед очередным сезоном. Финансовых затрат – ноль. Уж, думаю, место, где этим заняться, найдете.
Нелепо обращаться в мастерскую, дабы долить какую-нибудь техническую жидкость – тормозную или антифриз. На соответствующих бачках есть риски «минимум» и «максимум», что делает задачу простой даже для школьника. А вот если у вас тот же антифриз убывает постоянно и помногу, то это уже повод обратиться в мастерскую – не иначе где-то утечка.
Я понимаю, что когда товарищ на элитной иномарке тормозит возле сервиса, чтобы ему проверили давление в шинах и, если надо, их подкачали, – это делается не оттого, что он не умеет сам. Просто он считает возню с авто ниже своего достоинства. Если вам деньги ляжку не жгут и для вас «жажда все, а имидж ничто», то взять в руки манометр, а потом насос и все сделать – это, что называется, раз плюнуть.
А если вы настоящий мужик и не боитесь серьезных трудностей, то я вас научу, как снимать с «Волги» мотор. Но это как-нибудь в другой раз…
Валентин ЮЛДАКШИН.
Фото автора.
Фото автора.
30-06-2023 (0) Просмотров: 321 Номер: 45(13698) Версия для печати