Мертвый капитал
Выручат ли мою семью “материнские” деньги?
“Обманули!” - эта мысль не покидает меня который день, с тех пор, как узнала, что российское правительство обсуждает варианты использования материнского капитала.
По предварительным итогам, впредь предполагается инвестировать его только на улучшение жилищных условий. Моя семья, придерживающая сертификат, дабы оплатить им высшее образование сына или дочери, оказывается в пролете.
По данным Пенсионного фонда России, с 2007 года, когда по инициативе Владимира Путина начала действовать данная программа государственной поддержки семей, выдано более 4,8 миллиона сертификатов, распорядились им около 43 процентов владельцев. Подавляющее большинство - почти 2 миллиона человек (это 97 процентов) маткапитал пустили на жилье. На образование средства потратили чуть более 111 тысяч, на формирование накопительной части пенсии - всего 16151 человек.
Именно эти цифры подвигли чиновников к выводу, что два последних направления не востребованы и их из программы можно изъять.
Решение перечеркивает мои чаяния - для нас именно образовательные услуги являются единственной и оптимальной возможностью “погасить” сертификат.
Почему? Квартира, пусть и не самая большая, есть. Конечно, разнополых детей, рожденных с разницей в семь лет, хотелось бы развести по разным спальням. Но размер материнского капитала (в 2014 году он составляет 429 тысяч рублей), с учетом стоимости уфимского квадратного метра решить нам эту проблему не поможет. Ипотеку, а эксперты утверждают, что 60 процентов ипотечных кредитов берется с использованием материнского капитала, мы себе позволить не можем. К тому же переезд тянет за собой длиннющий шлейф затрат - на ремонт, мебель, обустройство. Не потянуть эти расходы.
А вот высшее образование хотя бы для одного ребенка - это да, реальная поддержка. Я себя, имея такие тылы, даже увереннее стала чувствовать: выучится сын, получит крепкую профессию и младшенькую нам поможет вытянуть. Зря, похоже, надеялась...
Понятно, что правительство в данном вопросе несколько лукавит. Россияне неактивно используют заветные сертификаты в образовательной сфере не от того, что их такой вариант не устраивает. Просто дети еще не подросли. Я, получившая сертификат в 2008 году, планировала запустить его в дело в лучшем случае в 2017-м, когда старший сын закончит школу. Может быть, и позже. Самые старшие “путинские” дети достигнут институтского возраста лет через десять. Естественно предположить, что государство не готово брать на себя долгоиграющие обязательства. А довод Алексея Левченко, представителя вице-премьера РФ Ольги Голодец, заявившего, что образование у нас и так считается бесплатным, не поддается никакой критике. Вот именно, считается.
Еще один момент - вложение “материнских денег” в приобретение квартир - дополнительный стимул для строительной отрасли. Опять-таки жилье требует расходов - ремонт, налог на имущество, ЖКХ, наконец, то есть средства в бюджет возвращаются.
Получается, что государство, попытавшееся выбраться с помощью означенной госпрограммы из демографической ямы, поставило на первый план собственную выгоду, а не интересы семей?
А ведь буквально осенью активно обсуждалось, в том числе и в правительстве, как повысить эффективность материнского капитала. Члены Общественной палаты РФ готовили предложения по расширению его границ, в частности, на неотложные нужды. В Комитете по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы РФ ратовали за то, что сейчас сертификат не позволяет решить проблемы семьи. Нужно дать возможность с его помощью лечить детей, не только покупать, но и обустраивать жилье, подводить коммуникации. Нельзя сейчас на материнские деньги приобрести земельный участок или дачу. И вот тебе, как отрезали.
Как разрешится ситуация для моей семьи, не знаю. Но абсолютно уверена, что возрастет количество мошеннических схем по обналичиванию сертификатов. А что остается делать тем, чьими интересами правительство пренебрегло? Выбросить документ, как ненужную бумажку, как когда-то ваучер?
Людмила КОНДРАШОВА.
26-02-2014 (0) Просмотров: 1 507 Номер: 36(12434) Версия для печати