Домовая “кухня”
Про жилищную справедливость и “бумажную метель”
В “Вечернюю Уфу” приходит масса писем с жалобами на некачественную работу управляющих компаний, неверные расчеты коммунальных платежей и прочую “жилищную” несправедливость. При этом многие ожидают, что решать их проблемы начнет газета, иные инстанции, только не они сами.
Обратившимся мешают плотный график, семья, лень в конце концов... Безусловно, среагировать на сигнал газета обязана: посоветовать, разобраться, сделать соответствующие звонки... Но разве мы можем выполнять за управляющие организации, ЕРКЦ и ЖЭУ их работу? Ведь у каждого из нас свое дело - и это правильно! Однако реальность, к сожалению, такова, что ради избавления от “коммунальных” неприятностей, собственники должны брать ЖКХ под личный контроль. Хочу заверить вас, дорогие читатели, что сделать это возможно. Поэтому “Вечерка” расскажет сегодня историю одного из домовых комитетов. Кое-что из предложенного опыта возьмите на заметку и себе.
...Среда. Домкомовцы как всегда собрались в трехметровой комнатушке консьержки. Двое разместились на миниатюрном диванчике, другой
устроился на входе, самый молодой общественник, сгибаясь чуть ли не пополам, просунул голову в крохотное смотровое оконце. Председатель Валентина Сабирова заняла пост у домофона - должен же кто-то жильцам дверь открывать...
Примерно так до недавнего времени проходили встречи активистов дома №122 по улице Менделеева. Коллеги часами спорили, дискутировали, решали сложные жилищные задачи, а мимо проходили соседи, здоровались и снисходительно улыбались: вот он - наш домком, готов работать в любых условиях.
Но две недели назад общественники справили новоселье. Теперь насущные проблемы они станут решать в новом “офисе” - небольшом помещении на первом этаже, где раньше располагался “кабинет” слесаря.
- Радости нет предела, этих метров мы добивались три месяца! - делится Валентина Владимировна. - Письменные и устные переговоры дали-таки результат.
Вступив в права владения, председатель сразу поменяла на двери замок и согласовала с ЖЭУ условия ремонта. Конечно, “офис” - очередная победа, но для праздника времени нет. На повестке дня - вопросы, требующие немедленного внимания. Общественники снова берутся за дело: без усердия они бы не смогли так много совершить за прошлый год.
...В ноябре 2011-го сотрудники ЖЭУ разместили объявление о создании домкома. В условленное время у подъезда встретились несколько человек.
- Жилищники предложили свои кандидатуры, но мы с соседями, не задумываясь, отказались, - вспоминает Валентина Сабирова. - Девять неравнодушных, в число которых вошла и я, в итоге объединились в комитет. Все требования законодательства соблюли: поскольку для протокола необходимо собрать чуть больше половины подписей, каждый обошел жильцов своего подъезда, и две трети собственников одобрили нашу инициативу, зафиксировав это в документе. Вскоре мы переслали оформленный протокол в
управляющую компанию. Так и “родился” на свет домком.
Актив общественники организовали по принципу “у каждого подъезда свой представитель”. Еженедельно, без напоминаний, коллеги встречались в комнатушке консьержки, где старались разобраться в тонкостях жилищной грамоты.
- Первое время ничего в этих цифрах не понимали, просто варились в собственном соку, - Валентина Владимировна листает аккуратную подшивку со сметами, письмами, ответами... - У каждого семья, работа, а тут такое - попробуй-ка разберись в этих формулировках и формулах. Юридическая помощь домкомовцам явно не помешала бы.
Для начала команда решила досконально исследовать весь дом (раньше такое было под запретом), впрочем, это оказалось не так-то просто. Ключи от подвала жильцам не давали полгода. Но на руководство
управляющей компании активисты обрушили настоящую “бумажную метель”. Своего добились, и однажды в сопровождении слесаря и инженера ЖЭУ несколько представителей домкома все же спустились вниз.
- К сожалению, несмотря на то, что здание еще не старое (его секции сдавали в эксплуатацию в 1996, 1999 и 2002 годах, - А.А.), состояние подвалов расстроило нас невероятно: кругом ржавчина, сырость - трубы явно протекали, - сокрушается председатель.
Инженер ознакомил пришедших с устройством электрических щитов ВРУ. Кроме того домкомовцы наконец-то узнали, что в большинстве подъездов дома установлены индивидуальные тепловые пункты (ИТП). При этом за горячую воду и отопление они рассчитывались по тарифу, установленному Госкомитетом РБ с учетом расценок на услуги ресурсоснабжающей организации.
- Я не специалист, но, хорошенько обследовав ИТП, поняла: в дом входят только трубы для холодной воды и теплоносителя, с помощью которого ресурс нагревается. Если мы сами “варим” воду, зачем тогда оплачиваем услуги подрядчика?! - негодует Валентина Сабирова.
Огорчил не только осмотр подвала. Шесть месяцев жильцы искали техпаспорт дома. Обращались в ЖЭУ - посылали в
управляющую компанию, оттуда - в УЖХ города. Юристы последнего справедливо отмечали, что при отсутствии с гражданами договорных отношений и говорить не о чем. В итоге выяснилось: документ утерян.
Активисты “менделеевского” домкома отправили в управляющую компанию письмо с требованием восстановить техпаспорт. В ответе сообщалось, что “бумаги”, необходимые для такой процедуры, к оговоренному сроку отправят в БТИ. А рассчитаются с компанией за всю эту суету сами жильцы - в смету на 2012 год включат сто тысяч рублей.
Конечно, люди, проживающие в доме, в пропаже техпаспорта не виноваты, и за свою правоту в данном вопросе им еще предстоит побороться. Но документ этот - как ни крути, очень нужен, “воссоздать” его необходимо. Тем более в техпаспорте указана информация о нежилых помещениях, расположенных в здании, а таковых немало. И для получения перечня их собственников опять-таки пришлось на протяжении трех месяцев вымаливать его в управляющей организации, правда, оно того стоило.
Выяснилось: “нежилые” соседи оплачивают комуслуги по договорам с УЖХ города или ресурсоснабжающими организациями. У одних индивидуальные приборы учета есть, у других - нет. В любом случае за эксплуатацию общего имущества они не рассчитываются, то есть ремонт подъезда, утечка воды в подвале таких собственников не касаются. А ведь эти траты учитывает смета дома на год.
- Снимающая здесь “угол” контора вообще несколько лет не рассчитывалась за “коммуналку”, - добавляет Валентина Владимировна. - Получается, мы их все это время содержали? А еще удивляемся, откуда такие цифры за ОДН. ...Кстати, с нашего “поддавка” собственник все же заключил договора на оплату услуг.
Обнаружили общественники и еще одну нестыковку. Почему-то в документах управляющей компании числится двести шестьдесят одна квартира в доме №122 по улице Менделеева, хотя жильцы утверждают: в здании таковых двести шестьдесят три. То есть расходы на общедомовые нужды делят на меньшее число собственников, соответственно и доля трат на каждого выходит больше.
Эту и другие вышеуказанные “странности” домовой комитет перечислил в письме и направил его в Государственную жилищную инспекцию Республики Башкортостан. В результате им сделали перерасчет платы за отопление и вернули излишне взысканные средства почти на миллион рублей. В квитанциях два месяца подряд минусовали отвоеванные суммы. А еще
471 тысячу рублей домкому удалось забрать у управляющей без помощи ГЖИ.
- Когда стали копаться в сметах за 2010-2011 годы, то обратили внимание, что исполненные управляющей компанией работы фактически не окупают запланированных на них расходов, - продолжает Валентина Сабирова. - К тому же как раз в расчетный период увеличилась доходная часть от размещения в доме рекламы. Мы обратились за разъяснением в управляющую организацию, и руководство признало: услуги на указанную сумму по статье “Содержание” и “Текущий ремонт дома” не выполнены. Деньги предложили вернуть работами, включив в смету, и мы согласились.
Средства хозяйственные жильцы пустили на обустройство здания. На 111 тысяч рублей приобрели системы видеонаблюдения для всех шести подъездов (согласитесь, не так и дорого для такой нужной вещи), на 222 тысячи рублей установили пластиковые двери на первых этажах.
- Вместо громко хлопающих, фанерных в нашем доме появились современные, теплоэкономичные, бесшумные двери, - улыбается женщина. - Мониторы и камеры слежения соседи тоже оценили. Автовладельцам несколько раз царапали машины, после чего хулиганов удавалось найти. А если в здании произойдет ограбление, вора непременно опознают по видеозаписи. ...Между прочим, на неизрасходованные средства, добавив к ним остаток по смете на 2012 год, мы купили пластиковые двери на остальные этажи здания, чему несказанно рады.
...Немаловажный факт: спустя некоторое время после того, как общественники отправили в Госжилинспекцию письмо с указанием нарушений, допущенных управляющей компанией, ГЖИ обратилась в суд с иском о признании недействительными решений, оформленных протоколом от 31 декабря 2008-го общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, и доказала свою правоту. Дело в том, что в 2009 году районное МУП УЖХ было реорганизовано в Управляющую компанию ОАО “УЖХ района”. При этом прежнее предприятие фактически перестало существовать, а новое - общество с ограниченной ответственностью - оформлять договор с жильцами не стало, хотя представители его утверждали иное: якобы в канун Нового года, 31 декабря 2008-го, собственники устроили собрание, на котором и выбрали свою управляющую организацию.
- Я бы такое точно не забыла! - иронизирует председатель. - Но компания до сих пор упорствует, на днях руководители подали апелляционную жалобу на обжалование решения в Верховном Суде Республики Башкортостан. Если у них ничего не выйдет, жильцам нашего дома предстоит выбрать один из вариантов: либо заключить с
управляющей организацией новый договор, либо учредить Товарищество собственников жилья. Для последнего необходимо согласие пятидесяти процентов соседей плюс один голос, но пока, и я это знаю, стольких нет. Люди боятся повторения жутких историй с участием мошенников - подобное около года назад происходило довольно часто. Хотя, на мой взгляд, это самая удобная форма существования, можно обрести юридическую независимость. Если объяснять на пальцах: не нужно ждать три месяца, чтобы, к примеру, колеса на мусорных баках заменить на резиновые. А пока мы только так и живем.
Помимо этого у домкома целое море нерешенных проблем. Одно только то, что управляющая компания долго не хотела учитывать мнение жителей по поводу выбора подрядчиков для разного рода работ и покупки нового оборудования, не раз и не два сказалось на кошельках людей. Так, в 2010-м в одном из секторов дома организация
установила ИТП, указав его стоимость в смете - 892 тысячи рублей. Цена для теплового пункта, согласитесь, немалая, но, даже если он и, правда, того стоит, собственники квартир имели право на общем собрании выбрать другой, с более приемлемой для них стоимостью.
То же касается и компании, обслуживающей лифты. Услуги новой для жильцов выходят дороже на 205 тысяч рублей в год. И пусть управляющая организация утверждает, что данные перемены - в интересах людей, по закону подобные решения должны приниматься только по согласованию с собственниками жилья на конкурсной основе.
Хотя справедливости ради нельзя умолчать о том, что в минувший год ситуация все-таки стала налаживаться. Перед началом ремонта в подъезде управляющая компания выбрала подрядчиков совместно с жильцами.
По-прежнему для “менделеевского” домкома актуален вопрос об оплате горячей воды, ведь, несмотря на функционирующие в подъездах ИТП, за нее все так же взимают по тарифу, установленному Госкомитетом РБ с учетом расценок на услуги ресурсоснабжающей организации.
- К тому же водой, произвольно вытекающей из съеденных коррозией труб, можно целый бассейн во дворе заполнить. А пока не приведем подвал в порядок, вынуждены за эти утечки платить, - сетует Валентина Владимировна.
Об этих проблемах на последней встрече домкомкома общественники спорили два с половиной часа. Один из активистов даже в сердцах предложил вообще не оплачивать “коммуналку”, пока ситуацию с расчетами, договором управления не удастся разрулить. Но председатель такой вариант не поддерживает:
- Действовать необходимо цивилизованными методами. Порой грань между нарушением закона и отстаиванием своих прав очень тонка...
Но вообще, по мнению домкома, на изменения, произошедшие осенью в законодательстве сложно реагировать “без нервов”. Почему бы, к примеру, не добавить в квитанциях данные, с помощью которых собственник сам мог бы произвести расчет и убедиться в правильности результатов - показания общедомового счетчика, количество квартир, в скольких установлены индивидуальные приборы учета, в скольких - нет...
И все же активисты надеются: спорные вопросы удастся решить наилучшим образом. И в будущем работа в домовом комитете станет для них своеобразным хобби...
Арина АСТАФЬЕВА.
НА СНИМКЕ: Валентина Сабирова и ее коллега Мунир Куликов - в этой комнатушке они базировались до новоселья.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
НА СНИМКЕ: Валентина Сабирова и ее коллега Мунир Куликов - в этой комнатушке они базировались до новоселья.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
1-02-2013 (0) Просмотров: 2 434 Номер: 20(12168) Версия для печати