Что мы пьем?
Течёт река из крана,
или двойной барьер чистой уфимской воды
Путь, который преодолевает вода, прежде чем появится в наших с вами домах, неблизкий, и сито-ступенек, по которым она поднимается в город, если сравнивать со второй половиной прошлого века, стало заметно больше - это значит, что качество питьевого ресурса взлетело на новый уровень.
В этом мы смогли убедиться, побывав на днях на Северном комплексе водопроводных сооружений "Уфаводоканала".
Экскурсия началась с небольшой, но увлекательной лекции, которую провел для вечеркинцев главный специалист сооружения Вячеслав Максимов. Как известно, Северный водопровод - старейший из действующих в Уфе. Речной водозабор с комплексом очистных сооружений заработал еще в 1939 году. А в конце шестидесятых на правом берегу реки Уфы, выше по течению, от насосной станции 1-го подъема были пробурены первые скважины и построены лучевые водозаборы. Через полвека после запуска нового ковшового водозабора старенький речной комплекс "вышел на пенсию".
- Смотрите, вдоль берега пробурены 52 скважины, - водит пальцем по бумажной разветвленной схеме Вячеслав Прокофьевич. - Также здесь установлены три лучевых водозабора. Это такая насосная станция. От нее под дном реки расходятся "лучи", которые собирают воду, а насосы закачивают ее в водовод.
Дорожка подземной воды тянется до площадки 2-го подъема инфильтрационного водозабора. Тут-то и начинается самое интересное - процесс ее обработки. Наша небольшая группа направляется на станцию ультрафиолетового обеззараживания, где стартует начальный этап очистки воды. Краснокирпичное здание УФО построено в 2007 году, тогда же в работу были запущены УФ-лампы. До этого времени обеззараживание воды проводилось с применением сжиженного хлора. Несмотря на то, что и система хлорирования в целом соответствовала санитарно-экологическим характеристикам, реконструкция была все же большим шагом вперед.
- Дело в том, что жидкий хлор - очень опасное вещество, - подчеркивает Вячеслав Максимов. - Его привозили на пункт в контейнерах. В случае разгерметизации тары население, проживающее в непосредственной близости от склада хранения хлора, могло бы пострадать. К тому же при обработке жидким хлором возможность роста бактериальных и вирусных загрязнений не исключалась полностью.
...В блоке УФ-облучения прохладно и тихо. Пять установок обеззараживания чуть вибрируют, их практически не слышно. Ровно в 11.00 на пороге станции появляется лаборант Татьяна Сазонова в белоснежном медицинском халате. Сотрудники организации приходят сюда по графику, для того чтобы собрать необходимые анализы.
- Вода уже прошла очистку. Теперь необходима проба на бактериальный анализ, - рассказывает специалист, ловко орудуя инструментами. Татьяна поджигает вату со спиртом, быстро и основательно обрабатывает пламенем кончик крана и горлышко бутылки, открывает затвор, и прозрачная вода моментально заполняет стеклянный сосуд.
К росту вредных бактерий может привести и износ ламп обеззараживающих установок. Гарантированное время наработки одного такого "светильника" - 12 тысяч часов, после чего его нужно менять. В каждой машине установлено по 260 УФ-"фонариков", стоимость одного достигает нескольких сот долларов.
Кроме установок УФО, в блоке имеются приборы, фиксирующие объем воды, поступающей на станцию. Отметим, что производительность цеха может достигать ста тысяч кубических метров в сутки. Но необходимости в подобной нагрузке сегодня нет, поэтому мощность оборудования используется всего на треть. А вот расход запаса воды в резервуарах зависит от времени суток: к примеру, ночью потребление питьевой воды заметно меньше, чем днем. Самое большое количество водных запасов тратится в вечернее и утреннее время.
Прошедшая облучение вода некоторое время "отдыхает" в резервуаре, после чего следует в насосную станцию второго подъема.
- Технология обеззараживания воды везде примерно одинакова. Подчеркну, от использования хлорного реагента в мире еще никто не отказался. Кроме этого химического вещества, необходимого обеззараживающего эффекта ничто другое не дает, - замечает наш гид. И мы направляемся на участок приготовления гипохлорита натрия, который был введен в эксплуатацию тоже шесть лет назад.
- Ультрафиолет убивает бактерии на первом этапе. Если не уничтожить микроорганизмы в самом начале, то хлора для очистки воды понадобится гораздо больше. И дело тут не в затратах, - замечает Вячеслав Максимов. - Сам хлор не так страшен, гораздо опаснее, когда он объединяется с органическими соединениями, присутствующими в воде, образуя хлорорганические вещества, которые как минимум не полезны!
Опасность вторичного заражения воды в трубопроводах присутствует во всех больших городах. Исключение составляют маленькие населенные пункты, где протяженность трубопроводов небольшая, а значит, вода пребывает в них короткое время, не успевая "заболеть". Такой ресурс достаточно пропустить через УФО-установки, не прибегая к использованию хлора. В Уфе же длина сетей исчисляется сотнями километров, а потому без использования гипохлорита натрия не обойтись. Любопытно, что в сутки население столицы расходует около четырехсот тысяч кубометров воды, то есть, чтобы ее обеззаразить, нужно около полумиллиарда литров!
...В трехэтажном здании приготовления гипохлорита натрия с интересом рассматриваем гигантские мешки с поваренной солью, привезенной из Белоруссии. Каждый месяц на изготовление соляного раствора уходит около пяти тонн "белого золота". Оно засыпается в огромную круглую емкость. Вода, просачиваясь сквозь соль, превращается в рассол, который при активной работе насосов направляется в электролизер, а далее в резервуар готового раствора гипохлорита натрия. Постоянного внимания установки не требуют - они работают по заданной компьютером программе.
- В Англии подобные станции функционируют без операторов, - сообщает начальник цеха Татьяна Львова.
...В местной лаборатории трудится команда из восьми человек. За сутки специалисты снимают 36 показателей воды.
- Проходите, вот только халат придется надеть, - приветливо улыбается инженер-лаборант Лариса Решетина, встречая нас у входа в помещение. - Здесь находится отделение органической химии, далее следует бактериологический отдел, посевная. Да, пахнет в последнем кабинете не очень приятно - это "аромат" агара, который мы используем в процессе работы.
Отмечаем, что в лаборатории царит стерильная чистота, голубые стены и стеклянная посуда лишь усиливают "ледяной" эффект.
- Но ведь порой из крана льется не прозрачная и далеко не чистая вода! И, наверное, каждый из нас, наполняя ванну, замечал ржаво-коричневые струйки... - вспоминаю я.
- Чаще всего подобное связано с неудовлетворительным состоянием внутридомовых труб, - поясняет Вячеслав Прокофьевич. - Такое обычно случается после перекрытия на время какого-либо участка, когда в трубах скапливается ржавчина. Обратите внимание: при стабильном напоре вода всегда прозрачная.
Сотрудники "Уфаводоканала " уверены, что в столице вода соответствует всем стандартам качества. После увиденного поверили в это и мы. Применение УФ-ламп и гипохлорита натрия, строгий лабораторный контроль - гарантия качества уфимской воды.
Ильвина ХУЗИАХМЕТОВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
13-08-2014 (0) Просмотров: 1 797 Номер: 156(12554) Версия для печати