В лето - без ям и ухабов
Качество уфимских дорог этой весной не ругал только ленивый. Состояние многих городских магистралей и в самом деле оставляет желать лучшего. Сами дорожники и представители городских служб винят во всем аномально теплую зиму: температура то и дело "скакала" через нулевую отметку, снег и лед таяли, вода замерзала - а на что способна замерзшая вода, мы все знаем из учебника физики. Так или иначе ямы, ухабы и выбоины - одна из горячих тем нынешней весны. К состоянию дорожного полотна приковано внимание обывателей, журналистов, блогеров, чиновников, автоинспекции, администраций Уфы и районов города... А дорожные рабочие тем временем делают свою работу.
Уже с января ремонт дорог проводился с использованием так называемого холодного асфальта. За январь и февраль 2016 года работы с применением холодного асфальтобетона охватили более трех тысяч квадратных метров уфимских улиц, использовано около пяти сотен тонн смеси - это в 4,5 раза больше, чем в прошлом году. 11 марта - после того как зима отступила - начались работы с использованием литого асфальта. Они ведутся в круглосуточном режиме, в каждом районе города создано пять специальных бригад, которые трудятся буквально круглые сутки. Впрочем, как говорят сами дорожники, основной объем работ остается на ночь - в это время улицы не так загружены и чинить их намного проще.
В ночь на 23 марта мы отправились на улицу Калинина, чтобы своими глазами понаблюдать за ходом ремонтных работ. Кстати, эта небольшая улица в Черниковке была выбрана не случайно: представители муниципалитета настойчиво подчеркивают, что ямочный ремонт в Уфе не обойдет ни одну улицу. Конечно, первоочередное внимание сосредоточено на крупных транспортных артериях, но и менее значительные дороги без присмотра не останутся.
Алгоритм ремонтных работ довольно прост. Сначала обнаруженные ямы огораживают, при необходимости - срезают разрушающиеся края фрезой. Затем в дело вступает мощный компрессор и газовая горелка. Струя огня растапливает снег и лед, а мощный поток воздуха выдувает из "операционной зоны" все лишнее. Когда "пациентка" готова, за работу берутся асфальтировщики. Особенность литого асфальта в том, что он насыщен битумом и потому "схватывается" даже при отрицательных (в разумных, конечно, пределах!) температурах. Вот только застывает такая смесь очень быстро, а, значит, ее нужно постоянно подогревать. Для транспортировки литого асфальта используются специальные автомобили-термосы, есть пятитонники на "камазовском" шасси и двухтонные прицепы для тракторов. "Термос" подгоняют прямо к выбоине, асфальт то ли стекает, то ли ссыпается по специальному желобу, а затем его разравнивают вручную.
- Это, конечно, временная мера, но какое-то время эти заплатки прослужат, - говорит старший мастер МБУ Орджоникидзевского района Артур Нугуманов. - В принципе по своим свойствам, по долговечности литой асфальт не уступает традиционной мелкозернистой смеси. Разница в том, что его можно укладывать при отрицательных температурах, при которых смесь будет сохранять цепкость, соединяясь со старым дорожным покрытием. Более того, существующие технологии позволяют нам работать даже зимой - правда, в крайнем случае, при острой на то необходимости.
По словам Артура Нугуманова, в сутки на ямочный ремонт один только Орджоникидзевский район расходует порядка сорока тонн литого асфальта, обрабатывая несколько сотен квадратных метров полотна. В среднем по городу ежесуточно устраняется около 4500 локальных разрушений дорожного покрытия - тех самых ям и выбоин. На сегодняшний день в Уфе отремонтировано порядка 17500 кв.м дорожного полотна, уложено более 2500 тонн литого асфальта. Темпы и качество ремонтных работ контролируются ежедневно. По словам представителей муниципалитета, к Первомаю Уфа должна избавиться от крупных выбоин, а к первому июня завершить ямочный ремонт.
Артем ПЕРОВ.
Фото автора.
Фото автора.
Почему асфальт "сдаётся" по весне?
Как уже говорилось ранее, нынешняя весна огорчила уфимцев многочисленными локальными разрушениями дорожного полотна. С вопросом о причинах столь неприятного "сюрприза" мы обратились к начальнику дорожно-строительной лаборатории МБУ Служба заказчика и технического надзора по благоустройству городского округа город Уфа Василию Ивлеву.
- В большинстве случаев разваливаются улицы, построенные минимум десять лет назад. Особенно в Черниковке, где обновляются дороги редко, чаще производят ямочный ремонт. В основе покрытия с солидным "стажем" почти всегда присутствовали песчано-гравийные смеси, речь об АБС типа В или Б3. Сейчас их даже на тротуарах не используют: полностью перешли на щебенистый материал, - объясняет Василий Александрович. - В отличие от щебня, в состав которого входят фракции самой разной величины, включая пыль, песчано-гравийная смесь представляет собой округлой формы гальку и песок. С ней хорошей плотности, прочности и "сцепления" с битумом не добиться. Получается довольно пористая масса. При оттепели (а скачки через "ноль" минувшей зимой происходили порядка шестидесяти раз, что гораздо больше обычного) в нее попадает влага, в заморозки вода расширяется, разрывая асфальт изнутри. Старению подвержен и битум, под действием солнечной радиации он становится хрупким. Отсюда и разрушения... Кстати, определить, из чего дорожное покрытие под вашими ногами, можно на глаз. Старое полотно - с вкраплениями желтоватого цвета гальки, как правило, с трещинками, ямками. В асфальтовой поверхности помоложе, с щебнем - там, где уже подтерт верхний защитный слой, - заметны камни голубого, зеленого или белого оттенков.
Отмечу, привести в порядок все городские улицы в один прием невозможно. Много других важных задач. Растет интенсивность автомобильного движения, следовательно, транспортную инфраструктуру необходимо совершенствовать. Деньги, выделяемые на решение дорожного вопроса, направляются не только на ремонт. Как же новые магистрали, мосты, пешеходные переходы? К примеру, планируется построить мост на улице Воровского, возводится Затонский мост, возвели надземные пешеходные переходы на трассе Уфа - Аэропорт, транспортные развязки в поселке Чесноковка - все это нужно. Если впоследствии их ремонтировать вовремя, ситуация должна улучшиться.
Теперь еще об одном значимом факторе, оказывающем влияние на состояние дорог. В Санкт-Петербурге провели исследования, и согласно полученным результатам, до восьмидесяти процентов разрушений происходят из-за износа. Сказываются увеличивающиеся скоростные, весовые нагрузки на полотно. Огромнейший вред наносят шипованные автомобильные шины! Нынче на магистралях очень мощный транспорт - по триста лошадей и больше. Такие на светофорах с места трогаются и буквально вырывают шипами асфальт. Обратите внимание, в основном колеи появляются на подъемах и левых полосах проезжей части, у светофора и на участке в пятьдесят-сто метров после него. Характерные зоны имеются на проспекте Салавата Юлаева, проспекте Октября, улицах 50-летия Октября, Комсомольской... Кстати, за рубежом к таким водителям подход нашли. К примеру, в скандинавских странах время, когда машины могут ездить на шипованной резине, ограничено, а вес шипов и их количество на шине строго нормируются. В России же и реклама гласит: чем больше на колесе шипов, тем сильнее они врезаются в асфальт, а значит, резина лучше. К слову, особенно безразличные уфимцы передвигаются на шипах даже летом...
Арина АСТАФЬЕВА.
25-03-2016 (0) Просмотров: 1 366 Номер: 56(12954) Версия для печати