Взгляд назад
Где же всё-таки находится "нулевой километр"?
У входа в здание уфимского Главпочтамта 14 сентября 2007 года был установлен бронзовый знак "Нулевой километр" полутораметрового диаметра. С тех пор он служит символической точкой отсчета протяженности автомобильных дорог от Уфы до городов, рабочих поселков и районных центров Башкортостана и России. Знак сразу же стал объектом, привлекшим внимание туристов, посещающих столицу нашей республики. Не проходит и дня, чтобы кто-нибудь из гостей города не сфотографировался, позируя в камеру на этом историческом месте. Да и сами уфимцы не оставили интересный объект без должного внимания.
Однако 9 лет назад никому и в голову не пришло, что "нулевой километр" в Уфе уже существовал, причем еще летом 1925 года он узаконен, как мне удалось установить, решением Совета Народных Комиссаров Башкирской АССР (так до 15 марта 1946 года называлось правительство). Республиканские газеты сообщали, что Башсовнарком своим документом постановил: "Памятник Владимиру Ильичу Ленину является точкой отсчета верст по трактам Башкирии от Уфы". Естественно, никто из руководителей правительства БАССР данное решение не отменял, поэтому оно формально имеет полную юридическую силу и по сегодняшний день. Почему же в 2007-м никто не напомнил почтовикам о постановлении Башсовнаркома 82-летней давности? Мне думается, что слишком много воды утекло с 1925-го, и в городе уже не осталось никого, кто бы знал об этом историческом факте. Да и людей, хорошо знакомых с тем правительственным документом, было, надо полагать, совсем немного, поскольку решение касалось в основном автотранспортников. Словом, связь времен и поколений была потеряна...
Почему правительство выбрало местом для "нулевой версты" памятник Ленину? Здесь надо четко понимать все нюансы столь непростой эпохи. Руководители высших эшелонов власти молодой автономной советской социалистической республики по многим вопросам в первую очередь принимали политические решения, как и было заведено в послереволюционный период. Имя Ленина в те поры было у всех на устах, его старались увековечить любыми способами. И Уфа в том процессе оказалась в авангарде.
Напомню частично хронологию: 21 января 1924-го умер Владимир Ильич, через несколько месяцев (1 мая) в Уфе на перекрестке улиц Зенцова (Ленина) и Егора Сазонова (Коммунистической) заложили памятник вождю мирового пролетариата, а 7 ноября, в 7-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, открыли памятник ему работы известного московского скульптора Исаака Менделевича (добавлю, первый в Башкирской АССР и второй в СССР). Он стал исторической достопримечательностью нашего города. К тому же территорию вокруг памятника на месте бывшей крупной водопроводной будки, откуда питьевую воду развозили по всему городу на конных повозках, облагородили: разбили большой сквер (впервые на упомянутом участке посадили деревья и кустарники).
Впрочем, в предвоенные годы центром общественно-политической и деловой жизни Уфы было именно это место, включающее Верхне-Торговую площадь, близлежащие жилые кварталы и улицы. К примеру, напротив того же памятника Ильичу в здании бывшей городской думы и управы работал Уфимский городской совет рабочих и солдатских депутатов. Не так далеко располагались государственные учреждения, типография "Октябрьский натиск" (современная улица Ленина, 24), "Башгужтранс" (Социалистическая, 6, ныне - Мустая Карима), Дом крестьянина (Карла Маркса, 20), глазная больница (Пушкина, 66), гостиницы, магазины, банки, кинотеатры, керосиновый склад...
С другой стороны, "нулевая верста" вообще появилась в 1925-м не случайно - событие было тесно связано с начавшейся эрой большой автомобилизации республики. Именно в июне 1924 года впервые в Уфе началось городское автобусное пассажирское движение: от Верхне-Торговой площади до железнодорожного вокзала и Софроновской пристани. Естественно, тогда еще у нас не было ни трамваев, ни троллейбусов, да и сами "автобусы" совсем не походили на те, к которым мы привыкли (кузов обыкновенного грузовика обшивался толстой фанерой, ставилась железная крыша, внутри - деревянные скамейки). В середине 1950-х годов мне не раз приходилось совершать 40-километровые поездки в тридцатипятиградусные рождественские морозы в кузове такого "автобуса", так что я до сих пор помню это "удовольствие".
Уфимцы передвигались по городу в основном пешком, на велосипедах или гужевым транспортом. Рабочие с окраин вынуждены были ездить на работу на велосипедах, поскольку зарождающийся общественный автотранспорт еще не охватывал всех районов столицы. Да и лошадей после Гражданской войны и страшного голода 1921 года, вызванного небывалой засухой, осталось в республике крайне мало, поэтому приходилось завозить основную тягловую силу тысячами голов из других регионов страны, в том числе и из Сибири.
По большому счету, даже правительственная "нулевая верста" от памятника Ленину - далеко не первая точка на карте Уфы, откуда начали измерять длину дорог, поскольку и до Советской власти действовал транспорт - гужевой. Веками на конных повозках доставляли почту, различные грузы, денежные средства, царских чиновников, военных, любых граждан, а расстояния от одного населенного пункта до другого и между почтовыми станами измерялись тогда не в километрах, а в верстах. Все расстояния были хорошо известны с давних времен, они указаны в некоторых дореволюционных губернских справочных изданиях. По многим признакам законодателем первой в истории "нулевой версты" в нашем крае вполне могла быть Уфимская губернская почтово-телеграфная контора, находившаяся на перекрестке улиц Пушкина и Телеграфной (Цюрупы) - напротив Мариинской женской гимназии (гимназия № 3). Так что выходит, почтовики, открывшие "Нулевой километр" в 2007-м, имели на это полное моральное право.
Но не исключается и то, что еще раньше расстояния измерялись от Уфимского кремля (на том месте 7 августа 1965 года установлен монумент Дружбы) или Дома губернатора (угол улиц Советской и Тукаева). А почему нет? Одним словом, каким-то документом для определения "нулевой версты", похоже, в царской России всетаки пользовались, но он, к большому сожалению, по какой-то случайности не дошел до наших лет. Да и никто раньше не обращал на это внимания. Если бы не уфимские почтовики, вовремя уловившие новые веяния в деле пропаганды своей организации и оказываемых ими услуг, ныне сей вопрос даже бы и не поднимался.
...И все же меня радует факт того, что знак "Нулевой километр" установлен у входа в здание Главпочтамта - на одном из самых оживленных перекрестков столицы республики, население которой достигает более одного миллиона человек! Ведь в другом месте, например, в сквере имени Ленина, он сегодня мог бы просто "потеряться". Что и говорить, личность вождя мирового пролетариата утратила в наши дни свою былую популярность. Хорошо хоть памятник Ильичу после реставрации под мощным давлением общественности и старых коммунистов вернули на место.
Рашит АЮПОВ.
НА СНИМКАХ: водопроводная будка в Уфе; сквер имени Ленина в 1930-е годы; знак "Нулевой километр" у здания Главпочтамта - его преодолел энтузиаст и популяризатор ходьбы на сверхдлинные дистанции Сергей Лукьянов из Санкт-Петербурга, 12 мая 2015 года.
Фото Лилии Загировой
НА СНИМКАХ: водопроводная будка в Уфе; сквер имени Ленина в 1930-е годы; знак "Нулевой километр" у здания Главпочтамта - его преодолел энтузиаст и популяризатор ходьбы на сверхдлинные дистанции Сергей Лукьянов из Санкт-Петербурга, 12 мая 2015 года.
Фото Лилии Загировой
11-11-2016 (0) Просмотров: 1 716 Номер: 164(13062) Версия для печати