Образцовая команда
Хозяйки из дома на Парковой умеют почти все..
Обитатели одноподъездной двенадцатиэтажки под номером 2/2 на улице Парковой давно отвыкли от пения дрели и стука молотков. Такие концерты свойственны новостройкам, а этот дом в нынешнем году справляет сорокалетие со дня заселения. Впрочем, речь сегодня пойдет не о старческих болячках возведенных в советскую эпоху стен. Бетонная “свечка” даст фору многим современным зданиям - по итогам 2016-го ее признали лучшим домом в Уфе. Образцовым! Когда же мы узнали, кто в нем живет, результат сочли... очевидным.
АСКУЭ - по больному месту
Да! “Начальство” в двенадцатиэтажке, действительно, - то, что надо: местный совет дома на протяжении нескольких лет возглавляет заместитель председателя РОООД “Союз домовых комитетов “БашДомКом”, активист Городского центра общественного контроля, член общественного совета при главе Администрации Октябрьского района, словом, сильный менеджер и просто рачительная хозяйка Валентина Елизарьева (на снимке). Наверняка наши постоянные читатели помнят ее и как одного из экспертов, обучающих уфимских общественников искусству управления многоквартирной “крепостью”. Так вот, именно во “владения” Валентины Александровны мы на днях и наведались: опыт изучили и готовы заявить - у этого сапожника с сапогами все в порядке. Вообще, сложилось ощущение, что у Валентины Елизарьевой какой-то особый, редкий жилищно-коммунальный талант.
Конечно, можно долго разглагольствовать на предмет того, как чисто и уютно на лестничных клетках дома на Парковой, но начать хотелось бы с самого любопытного - рабочего места в квартире председателя: столик утонул под “шубой” документов, папок и весьма любопытных распечаток. С ходу интересуемся происхождением последних, и тут Валентина Александровна буднично так упоминает... об автоматизированной системе контроля и учета энергоресурсов (АСКУЭ), установленной в немолодой двенадцатиэтажке еще в 2015 году! Требуем деталей, и выясняется, что штука-то это...
- ...Потрясающая, незаменимая и очень удобная, - хвастает хозяйка.
Хитрая система ежемесячно, ежесуточно и ежечасно отслеживает расход теплоресурса, горячей и холодной воды, а еще фиксирует (хочешь в цифрах, хочешь в графиках) ее температуру на входе в дом и на выходе из него. Притом данные с датчиков и счетчиков поступают в режиме онлайн не только ресурсникам и жилищникам, но и на личный компьютер Валентины Елизарьевой.
Заметив, что мы оживились, она гордо улыбается, кликает мышкой по электронному ярлычку и вбивает пароль. Так вот откуда те загадочные распечатки - в программке-то все расписано. Стоит выбрать начальную и конечную календарные даты. И вуаля!.. В январе, 20-го, в краны пожаловала горяченькая, нагретая до положенных 600С. А вот через неделю по градусам недобор - всего 54.
- Отклонение допускается в пределах 3, - деловито отмечает опытный пользователь АСКУЭ.
“Холодная” горячая, по ее словам, попортила собственникам нервы в 2016-м. По совпадению на то же жаловались и некоторые жители Черниковки. Разбирались с помощью Городского центра общественного контроля. Встречались с представителями ресурсоснабжающего предприятия. В итоге температуру урегулировали. И, представьте, муторные трехминутные замеры в каждой квартире с термометром и актами не понадобились!
А уж как полезна система, когда дело касается перерасчетов. К примеру, по итогам 2015 года местным пересчитали плату за теплоснабжение - вернули примерно 70000 рублей.
- А раз соседка обнаружила открытую дверь в подвал: слесари запускали полотенцесушители и сливали воду. Включаю программку и вижу - с 11.00 в никуда вытекло около 10 кубометров. Оформили в управляющую компанию заявление, приложили в качестве доказательства распечатку АСКУЭ. Перерасчет сделали без проблем, - утверждает эксперт.
Притом для отстаивания прав собственников Валентине Александровне даже квартиру не требуется покидать. Она давно разработала универсальную форму заявления: заполняет в электронном виде и вкупе с нужными файлами отправляет по электронной почте в управляющую организацию. Как говорит председатель, автоматизированная система учета - все, что нужно жильцам и тем более современной женщине, ведущей общедомовой бюджет.
Впрочем, без помощи мужчин в данном вопросе, конечно, не обошлось. Прежде чем решаться на покупку дорогостоящей системы (а цена таковой пару лет назад даже со скидкой составила 160000 рублей), с “технарями” долго совещались, изучали документацию, паспорт оборудования. Приобрели. Не жалеют! Добавим только, что посоветовали АСКУЭ специалисты управляющей компании. Оказалось, в Октябрьском районе на такие системы решились всего несколько многоэтажек.
- Хотела нас однажды одна управляющая организация взять, с принятым порядком ознакомилась и передумала. Это не дом, заявила, а казарма, - разводит руками председатель. - Но я считаю, лучше так. Зато расчет безупречен, а в делах - ясность.
Справедливости ради отметим: лишнего, даже трудновыполнимого, хозяйка от жилищников не просит. Вообще, отношение к профильным работникам у нее человеческое, говорит - в сфере ЖКХ тоже люди. А еще Валентина Елизарьева в принципе не понимает общественников, щеголяющих такими фразами, как “Пинком открываю в ЖЭУ дверь”.
- К чему подобная нетерпимость? Просто доносите информацию правильно, - рекомендует коллегам эксперт.
К счастью, за советом к Валентине Елизарьевой может обратиться любой уфимец. Напомним, на консультацию в “БашДомКом” надо записываться по номеру 246-55-55.
Считать не хуже мужчин
Но вернемся к опыту дома. Отдельная история здесь с ОДН. Давно известно: минимальные значения - заслуга продвинутого и неглупого совета. В доме на Парковой, разумеется, именно такой.
- Когда эти строки появились, мы были в шоке. Возможно, наши 100-160 рублей на квартиру против многоэтажек, набиравших по 1000 на собственника, и показались кому-то ерундой, но не нам. Речь-то о деньгах! - негодует Валентина Александровна. - Вызвали специалистов Энергосбытовой компании, Госкомитета по жилстройнадзору. Показания, начисления проверили. Выяснилось, что данные одного счетчика учитывались дважды!
После неожиданных новостей электрощитовую сразу закрыли, ключи отдали на хранение Клавдии Ефремовне, а показания стали снимать самостоятельно - с составлением двух экземпляров актов и сдачей бумаг в центральный офис ресурсников, под роспись.
- Помню, в первый месяц отнесла на 8200 киловатт-часов, в квитанции же указали 8700. Отправились в компанию, подняли акты. Перед нами извинились и сделали перерасчет, - делится опытом Валентина Елизарьева.
Дисбалансы сократились, однако не так, как хотелось бы. Пришлось работать точечно. Вот берет председатель распечатку показаний по квартирам и отмечает маркером подозрительные. В их числе, к примеру, семья с двумя детьми из трешки: почему-то ежемесячно она осиливает один и тот же объем - 45 киловатт, ни больше, ни меньше. Встречаются нестыковки и по воде. Ну как три человека могут израсходовать за тридцать дней кубометр холодной и столько же горячей? Иные умудряются и нули сдавать! Магниты ли пускают в ход, другие хитрости, но в итоге частная нечестная экономия вытекает в те самые пресловутые ОДН.
- Что предпринимаю? Беседую с жильцами с глазу на глаз, - по тону Валентины Александровны понятно: тема - не из приятных.
Краснеют и соседи. Благо даже в столь щекотливых ситуациях председатель максимально тактична, никого не обличает. Проблемные товарищи ссылаются на недоразумение и мирно с дурными привычками завязывают. До крайней меры доходит очень редко: на начисления по нормативу с учетом повышающего коэффициента упрямых жильцов переводят лишь после добрых разговоров и провального испытательного срока.
А вообще, помимо перечисленного существуют золотые правила низкого ОДН. Таковых обитатели успешной двенадцатиэтажки придерживаются с 2015-го - решения приняли на общедомовых собраниях. Итак, для снятия показаний как индивидуальных, так и общедомовых приборов учета определен один-единственный день - 23 число (при данном подходе к делу несовпадения исключены). До 26-го все сведения передаются поставщику ресурсов. Счета за электроэнергию оплачиваются также до упомянутой даты. Что касается платы за “коммуналку”, не включающую суммы за свет и капитальный ремонт, ее тут принято вносить не позднее 4 числа.
- Важный момент! Жилищный кодекс Российской Федерации говорит нам рассчитываться до 10-го, но это чревато. Задержки в перечислениях могут допускаться со стороны банка: платеж не проведут, показания счетчиков не учтут, а разница ляжет в общедомовые нужды, - констатирует эксперт.
Спрашиваем, не огорчили ли квитанции после перехода ОДН в разряд жилищных услуг? Хозяйка тяжело вздыхает:
- По воде претензий нет, а вот по электроэнергии... Судите сами. По нормативу плату выставили за 1519 киловатт-часов, по факту же мы использовали - 564! Соседи разочаровались, заявили: теперь намерены рассчитываться не когда надо, а когда удобно. В результате уже на второй месяц общие показания “капнули” в размере 1220 киловатт-часов... Усилия насмарку.
Сегодня жильцы в ожидании нового норматива за свет. Напомним, сначала таковой вывели аналоговым методом, но в связи с правками в законодательство, Госкомитет республики по тарифам должен определить другой, расчетным методом.
- Думаю, он будет намного меньше. Нас бы вполне устроил. Все же траты на ОДН по электроэнергии неминуемы: пусть наш дом и небольшой, но с двумя лифтами. И грузоподъемностью они не 450 килограмм, как обычные, а 630. Расточительство, - пожимает плечами экономный председатель. - Еще и подъезды без окон. Днем без света не обойтись...
Если же выгоднее окажется прежний порядок начислений - по фактическому потреблению, обитатели двенадцатиэтажки проведут общее собрание и примут решение о возврате к нему. В конце концов, по словам Валентины Александровны, стремиться к минимальному ОДН по-прежнему важно. Слава Богу, женщины справляются со счетом не хуже мужчин.
Объединять и побеждать
Конечно, именно в сегодняшнем предпраздничном номере о нашей героине хотелось бы рассказать подробнее...
- Только не надо обо мне, про меня, - скромно отмахивается Валентина Александровна и спешно знакомит нас с соседями, мастером ЖЭУ. Говорит, все делают сообща, а главное, обязанности в совете строго распределены.
По правде, нигде такой должностной схемы не видели. Учитесь! Строжайший член совета Марина Резенова ответственна за содержание мест общего пользования. Алексей Рыцев, профильный специалист, - за обслуживание системы видеонаблюдения (что ценно, иначе за него пришлось бы платить по 50 рублей с квартиры). Нина Романовна, женщина с чутким слухом, живущая на первом этаже, следит за подвалом, Нина Лаврентьева - постоянный секретарь. А важный совещательный голос принадлежит старейшему и мудрейшему обитателю двенадцатиэтажки, бывшему куратору работ при строительстве родного дома, участнику Великой Отечественной войны Эдуарду Загитовичу Хамитову.
Вместе команда трудится, как часы. Помогают и другие втянувшиеся в здешние традиции собственники (так их называет Валентина Елизарьева). К примеру, Радик Шамсутдинов - технарь с полезными знаниями. Его супруга, напротив, отличается творческими способностями, без которых не обойтись при создании клумб. К слову, летом у подножия “свечки” благоухают тридцать четыре вида растений. Каждый вкладывается по мере возможностей, бывает, приносят по два-три саженца, что уже хорошо. До ума композицию доводит “ландшафтный дизайнер” Вера Ильинична. А в прошлом году подключилась молодая пара новоселов: из камней с берегов реки Белой выложили собственный бережок, залили мини-водоем.
Вообще, умельцев тут хоть отбавляй - одни изобретают из подручных материалов бабочек, иные нарезают из белых пластиковых бутылок новогоднюю мишуру. Местные даже устраивают состязания на самый ухоженный этаж. Трудно поверить, но здесь, в обычной среднестатистической “панельке”, обретаются истинно дружные и неравнодушные люди. По большей части. Во всяком случае, практически все соседи, а в двенадцатиэтажке сорок семь квартир, знают друг друга по именам!
- Недавно вот праздновали восьмидесятилетний юбилей нашей художницы Клавдии Ефремовны, - Валентина Елизарьева представляет нам засмущавшуюся, полыхающую девичьим румянцем пенсионерку.
Оказывается, кистью она овладела только по выходу на заслуженный отдых. Малярными красками энтузиастка расписала стены первого этажа, оформила своими работами помещение для собрания. К слову, в нем и принимали вечеркинцев. В светлом опрятном зале ничего лишнего: рабочий стол, мастерски отреставрированные Клавдией Ефремовной складные кресла и дипломы за прежние заслуги - в 2013 году дом вошел в сотню лучших в Башкортостане, премировался за достойные клумбы...
Выслушав детальный рассказ Валентины Елизарьевой, приходим к выводу: самые результативные жильцы двенадцатиэтажки - представительницы прекрасного пола.
- А что удивительного? Ведь именно женщины чаще обладают активной жизненной позицией, они и бережливы, и скрупулезны, - рассуждает наша героиня.
А если их энергию объединить и направить в нужное русло... Теперь ясно, почему дом на Парковой считают лучше остальных.
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
И ЕЩЁ...
Порой, пересматривая старые видеозаписи, Валентина Елизарьева с ужасом вспоминает, в каком состоянии еще недавно был дом. Сосед, выдав дочь за шведа, не рискнул зятя и на порог пригласить. Рябой бетонный пол в подъезде крошился, крыльцо “кошмарило” прохожих даже издалека. И вот в 2012 году по федеральной программе двенадцатиэтажку комплексно (по прежним правилам) капитально отремонтировали. Ушло на это почти 11 миллионов 700 тысяч рублей. В “свечке” заменили лифты, обновили фасад, подвал, все системы. Установили семь электросчетчиков, автоматическую систему противопожарной защиты и дымоудаления, автоматизированный узел управления для регулирования теплопотребления. Один он ныне стоит около 900 тысяч рублей. Скажете, повезло? А ведь свежий вид дома удалось сохранить и по сей день... Между тем, жильцы признаются - с вандалами боролись: приглашали участкового, сотрудников Центра общественной безопасности. Сработали же в итоге усилия неравнодушных мам и бабушек. Регулярно беседовали на больную тему с сыновьями, внуками, соседскими ребятишками. Получилось! Так, может, не дом образцовый, а сами жильцы?..
7-03-2017 (0) Просмотров: 1 311 Номер: 19(13095) Версия для печати