Проблемы качества всегда на первом месте
Всемирный день качества отмечают во многих странах мира в первый четверг ноября.
В Уфе его празднуют уже во второй раз. А это значит, что всю неделю в столице проходят акции, в рамках которых любой желающий может получить консультацию специалиста по интересующему его вопросу.
На минувшей неделе подобная акция, получившая название “Я выбираю качество!”, прошла в Торгово-развлекательном комплексе “Мир”.
На первом этаже ТРК расположились столы, за которыми устроились специалисты-консультанты. А это - представители Государственного комитета РБ по торговле и защите прав потребителей, ПМТУ Росстандарта, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, отдела по защите прав потребителей Управления по социальной поддержке населения Администрации города и других организаций.
- На прошлый Новый год моя супруга подарила мне мобильный телефон. Мы открыли коробку, включили его, а “мобильник” оказался бракованным, звук не регулируется, - обратился к консультантам уфимец Рифкат Гильманов. - Отправились в магазин после праздников, а там говорят, мол, сейчас никого нет, приходите позже. То есть они сразу “отодвинули” срок на десять дней. Я хотел, чтобы мне вернули деньги... А из-за праздников получилось так, что все сроки уже истекли. Сказали, что телефон должен пройти экспертизу. Через месяц его нам отдали, сообщив, что брак действительно был, а сейчас “мобильник” починили.
- Во-первых, они нарушили ваши права, отказав вам в том, чего вы добивались. Сделали ремонт вместо возврата вам денег, - комментирует ведущий специалист-эксперт Государственного комитета РБ по торговле и защите прав потребителей Зухра Резяпова. - Надо было, когда вы к ним обратились (и не важно, праздники на дворе или нет!), написать заявление - зафиксировать свое недовольство, отметить свой приход. Потому что операции по замене или возврату таких технически сложных товаров, как телефон, а тем более, если он с сенсорным экраном, делаются в течение шестнадцати дней.
- То есть деньги я уже не получу?
- К сожалению, нет.
...Увы, многие люди не знают своих прав и очень часто могут попасть в подобную ситуацию. В прошлом году городская Администрация проводила анкетирование, которое показало, что около 30 процентов уфимцев не владеет элементарной “грамотой”, касающейся их потребительских прав. Более того, они не в курсе того, куда обращаться в случае нарушения таковых.
Приведем некоторые статистические данные. По итогам десяти месяцев в отдел по защите прав потребителей поступило семь тысяч обращений. Большая часть из них (58 процентов) касается сферы торговли, а остальные - сферы услуг. Добавим: самое большое количество судебных исков связано с услугами банковскими и туристическими. По словам специалистов, люди часто путаются, не пытаясь разобраться в выплачиваемых комиссиях, в результате чего отдают гораздо больше ожидаемой суммы. Нередко, отправляясь на отдых за границу, иные из граждан попадают, скажем, в отель, который ничего общего не имеет с тем, что красовался на картинках каталогов турфирм...
- Предпринимателям следует понять самое главное - обманывать своих покупателей им совершенно невыгодно, - рассуждает начальник отдела по защите прав потребителей Управления по социальной поддержке населения Администрации столицы Зифа Фазлыахметова. - Отвечать придется все равно. Мы в случае обращения к нам возмущенных людей готовим претензионные письма, заключения экспертизы, а также иски в суд. И если дело выигрывается, то ответчик выплачивает деньги за моральный ущерб плюс половину стоимости некачественного товара. Кстати, раньше эти средства поступали на счет государства, а теперь все выплаты в полном объеме получает потребитель.
В рамках акции прошла и викторина, участвуя в которой, люди могли проверить себя в области знаний потребительских прав. В ней отличились студенты Уфимского колледжа предпринимательства, экологии и дизайна. Победители, между прочим, получили призы.
- Сначала я хотела стать программис
том, - рассказывает студентка УКПЭД Ксения Тимофеева. - Но поняла: надо искать нечто более важное. Поработала в одном из сетевых кафе, получив там представление о коммерции. И сейчас учусь в УКПЭД, оценив то, насколько востребовано ныне избранное мною направление.
Безусловно, потребителям важно знать не только свои права, но и то, как их защищать. Ради этих целей Управление по социальной поддержке населения Администрации Уфы будет проводить подобные акции до конца ноября. А в декабре планируется еще один этап - консультации на одной из открытых площадок столицы.
Мария АЛЕКСЕЕВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
Фото Дмитрия МУХАМЕТКУЛОВА.
19-11-2013 (0) Просмотров: 2 075 Номер: 221(12369) Версия для печати