Творческий потенциал
"Крылатый" прописался в УГАИ
О том, что Гран-при IX Всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов "Мцыри" достался ему, Марьин узнал в гардеробе, напяливая куртку. Братья-соперники понеслись за ним с криками: "Быстро! Тебя на сцену вызывают!". Короче, выскочил пред светлые очи награждавших в чем был и в ответ на застывший в глазах москвичей вопрос брякнул: "На поезд опаздываю!". Потом от волнения, читая свои стихи, забывал слова...
А до этого, сидя в зале Малой сцены Театра на Таганке, Саша периодически поглядывал на стрелки циферблата, стремительно, как ему казалось, "съедавшие" четвертинки часа. Церемония была долгой - ведущие по очереди вызывали на подмостки лауреатов и призеров, да и свою награду от одного из журналов он уже получил... "Пора. Еще чуть-чуть, и не успею добраться до вокзала", - мелькнуло в голове, и Марьин направился к выходу, кивнув на прощание друзьям и попросив: "Позвоните потом, пожалуйста. Скажете, кто взял Гран-при".
Итак, знакомьтесь: Александр Марьин, студент пятого курса режиссерского отделения театрального факультета Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова (курс профессора Фардуны Касимовой). Я знакома с ним четыре с половиной года, но о том, что он пишет стихи, узнала нынешней весной. Прочла в газете "Истоки" Сашино четверостишие и поразилась его, казалось бы, очевидной простоте, обернувшейся в конечном итоге иронией провинциала, оценивающего свое бытование в большом городе. Спросила при встрече: "Ваше?" - "Мое". Марьин несколько напрягся, но поинтересовался: "Как?" - "Мне кажется, хорошо". - "Спасибо!" - разулыбался он и был таков.
Легкий, не без чувства полета, Александр нравится мне. Более того: он словно бы невольно заставляет меня следить за его творческими исканиями на сцене Учебного театра УГАИ и в маленьких, предназначенных для подобных показов факультетских аудиториях. Очень люблю Сашину работу в отрывке его сокурсника Фаниса Каримова "Как Ежик с Медвежонком осень ловили" - по сказке Сергея Козлова. В ней Марьин как раз Осень и играл: в потрепанном плаще и с огромным старым чемоданом появлялся перед нами, весьма органично обживал пространство, располагался по-хозяйски, вплоть до того, что доставал из-под крышки фибрового монстра съестной запасец и на глазах у изумленной публики "лупил" вареное яйцо, со смаком, обстоятельно им угощаясь... Ну, он всяким может быть, этот Саша Марьин - острым, невероятно эмоциональным и в то же время сдержанным до холодности и рациональных оценок окружающего, нервным и в данной своей ипостаси просто лишенным кожи, а еще смешливым и, что самое главное, - ироничным, в том числе и по отношению к себе. Большой плюс как для начинающего режиссера, так и для начинающего поэта.
С лирикой его я знакома не близко - кое-что нашла в интернете. И это кое-что пробудило во мне чувство интереса и в чем-то даже приязнь. Рассуждать о его опытах в стихах (почти по Батюшкову) сегодня не рискую, не имея на то оснований, связанных, замечу, и с количеством освоенных мною марьинских виршей. Другой вопрос, что сам факт участия Саши в "Мцыри" (а фестиваль так назван постольку, поскольку был основан в год
190-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова) вызывает уважение - похоже, Марьин находится в постоянном поиске. В итоге, пройдя отборочные туры сначала в Сети, а затем в Самаре, прибыв туда в группе "соискателей наград" из Башкортостана, попал в Москву и привез из Белокаменной статуэтку, которую вы и видите на снимке (автор ее, он же и автор логотипа фестиваля скульптор Григорий Потоцкий и предложил назвать это творческое состязание "Мцыри").
...Марьин, которому порядком надоели мои вопросы, тем более что иные из студентов театрального факультета, на коих (естественно, внезапно) свалилась сессия, в эти дни испытывают состояние, близкое к коме, искал удобного повода, дабы удрать: "Мы с ребятами зовем его "Мцырь", - торопливый кивок в сторону крылатого Гран-при. - Еле дотащил из столицы". Подержав "Мцыря" в руках, понимаю, что награду Саша действительно получил весомую...
"А как зал "Ходынки" (финальные читки проходили именно в этой галерее) реагировал на вас?" - "Ну, не знаю... Вроде бы неплохо. Кто-то даже кричал: "Молодец!". У меня было пять минут, как, впрочем, и у всех, но мне показалось, что я очень долго выступал..."
...Он из Белебея. Писать начал рано, вспоминает, что первый раз попытался зарифмовать школьное сочинение (не без помощи мамы, Венеры Васильевны, которая работает слесарем КИП в "Водоканале") еще в начальных классах. Хотел стать актером (занимался в театральном объединении у Олега Васильевича Данилина, коего в Уфе знают многие), но с первой попытки не вышло, а затем случилось так, что поступил в УГАИ на режиссерское отделение. Бабушка Саши, Флюра Ахатовна, всю жизнь связана с библиотечным делом, так что с книгой у нашего героя отношения сложились тесные. Еще повезло с классным руководителем - учителем по русскому языку и литературе Ириной Константиновной Шафиковой. Любовь к творчеству раннего Маяковского и к поэзии Есенина - от нее. И Ирина Константиновна же отправила Александра к редактору "Белебеевских известий" Денису Сабировичу Ахметзянову. Тот стихов Марьина не печатал, был строг и не особо приветлив, однако почему-то во время нашего разговора на кафедре режиссуры Саша его цитировал раза три-четыре. Расценивать это можно по-разному, но, похоже, придирки Дениса Сабировича имели рациональное зерно и в голову молодому человеку запали ("Ты пишешь просто, но безобразно". - "Без Образно", - смеется Александр). Еще? Еще он бывает на заседаниях "ЛИТО", как я понимаю, литературного объединения, действующего при Башкирском государственном педагогическом университете (руководитель - Дмитрий Борисович Масленников). Иногда читает свое, чаще - слушает других. Благодаря "ЛИТО" участвовал в Молодежном фестивале уфимской поэзии "Мяуфест" - итогом и стало то самое мое знакомство с одним из стихотворений Марьина, опубликованным в "Истоках".
И вот теперь абсолютная победа на IX Всероссийском открытом фестивале молодых поэтов "Мцыри". Неожиданно? Не знаю... "Саша, а вы сами, что думаете по этому поводу?" - "Если дали "Мцыря", значит, понравилось людям", - отвечает он. Очень просто, кстати, отвечает, без аффектации и какого-то особого блеска в глазах. И это приятно.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
ИЗ ДОСЬЕ "ВУ"
Всероссийский открытый фестиваль молодых поэтов "Мцыри" был учрежден российскими деятелями культуры в 2004-м, в год празднования 190-летия Михаила Юрьевича Лермонтова, и проводится ежегодно в регионах России с финалом в Москве. Фестиваль создали поэты: Александр Чистяков, Максимилиан Потемкин и Михаил Зубов. Ныне организаторами фестиваля являются: НП "Мцыри", общественная организация - Московский городской профессиональный союз работников культуры, НП "Общественный совет "Потенциал нации". Организаторы фестиваля видят основной своей задачей укрепление творческих связей в регионах России и за ее пределами. Помимо основного события - конкурса молодых поэтов, в рамках фестиваля проходят творческие встречи, благотворительные акции, "круглые столы", мастер-классы, презентации, выставки...
Для наиболее объективной оценки творчества конкурсантов в Коллегию ценителей входят видные мастера различных жанров искусства - прозаики, художники, скульпторы, музыканты, режиссеры. Это позволяет оценивать не столько технику исполнения, сколько произведения в целом: их социальную значимость, новаторство, созидательное направление, энергетический заряд добра и положительных эмоций...
Всероссийский открытый фестиваль молодых поэтов "Мцыри" был учрежден российскими деятелями культуры в 2004-м, в год празднования 190-летия Михаила Юрьевича Лермонтова, и проводится ежегодно в регионах России с финалом в Москве. Фестиваль создали поэты: Александр Чистяков, Максимилиан Потемкин и Михаил Зубов. Ныне организаторами фестиваля являются: НП "Мцыри", общественная организация - Московский городской профессиональный союз работников культуры, НП "Общественный совет "Потенциал нации". Организаторы фестиваля видят основной своей задачей укрепление творческих связей в регионах России и за ее пределами. Помимо основного события - конкурса молодых поэтов, в рамках фестиваля проходят творческие встречи, благотворительные акции, "круглые столы", мастер-классы, презентации, выставки...
Для наиболее объективной оценки творчества конкурсантов в Коллегию ценителей входят видные мастера различных жанров искусства - прозаики, художники, скульпторы, музыканты, режиссеры. Это позволяет оценивать не столько технику исполнения, сколько произведения в целом: их социальную значимость, новаторство, созидательное направление, энергетический заряд добра и положительных эмоций...
25-12-2012 (0) Просмотров: 1 987 Номер: 247(12145) Версия для печати