$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Камертон

Какая музыка без сильной доли?


Какая музыка без сильной доли?

В нынешнем году Национальному симфоническому оркестру Республики Башкортостан - 25! Позади годы становления коллектива, формирование основного исполнительского состава, библиотечного фонда, гастрольные поездки на арендованных автобусах, концертные площадки Дома культуры "Авангард", Всероссийского общества слепых, Уфимского училища искусств... Теперь же всё иначе. Оркестр выступает в Государственном концертном зале "Башкортостан", с уникальной акустикой, светлом и уютном, отправляется на гастроли на собственном автобусе, подаренном Правительством Республики Башкортостан, и приглашает в гости звёзд мирового уровня. За эти четверть века у НСО появились любимые слушатели, а у слушателей - любимые музыканты. И публика знает, что за классическими чёрными фраками и белоснежными галстуками-бабочками властвует и талант, и харизма, и внутренняя красота артиста.

...Завсегдатаи концертов нашего коллектива давно заприметили высокого импозантного мужчину, играющего на контрабасе - самом крупногабаритном инструменте симфонического оркестра. Развёрнутые соло этого музыканта во Втором скрипичном концерте Прокофьева, в финале Шестой симфонии Чайковского, Первой симфонии Малера вдохновляют, а темперамент, выраженный в движении смычка, не позволяет отвести от этого исполнителя глаз. Знакомьтесь, Расих Саетханов - концертмейстер группы контрабасов, музыкант-виртуоз, в равной степени владеющий и контрабасом, и бас-гитарой.
Как и большинство музыкантов Национального симфонического, он успешно закончил Уфимский государственный институт искусств. Крупной формы руки, широкая растяжка пальцев, тонкий музыкальный слух, коими обладает Расих Саетханов, идеальны для контрабасиста. Наверное, потому и учёба в классе профессора Владимира Дмитриевича Зинова давалась легко. После окончания пятого курса в 1992 году по приглашению главного дирижёра Тагира Камалова Расих был зачислен в только что открывшийся симфонический оркестр телерадиокомпании "Шарк". Вчерашний студент поменял учебный контрабас УГИИ на инструмент немецкой мануфактуры и сел помощником концертмейстера группы контрабасов рядом с Владимиром Дмитриевичем. Из первого состава НСО теперь остался лишь Миша Цимбаленко, остальные разъехались-разлетелись... Дима Исхаков работает в симфоническом оркестре Пермского академического театра оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского, Тигран Сукиасян играет в Камерном оркестре Электростали, Игорь Тишков стал звукорежиссёром Башкирского государственного театра кукол, а Толик Швант живёт в Германии.
Вспоминается, как первые репетиции проходили в Доме культуры "Авангард", расположенном на улице Аксакова. В зале - холод и сырость. Зарплату в конце месяца выдавали консервами, зубной пастой и мясными продуктами. Поначалу приходилось вручную переписывать ноты следующей программы, ведь библиотечного фонда ещё не было, а из подручных средств - партитурные листы да простой карандаш с ластиком. В тот период оркестры соседних регионов, узнав, что в Уфе появился симфонический коллектив, пришли на помощь. Например, нотами с ним делился Академический симфонический оркестр Самарской филармонии. Порой их передавали чемоданами с проходящим поездом, а Расих и девушки из НСО и по совместительству библиотекари Алла Кондратьева и Саша Кондукторова ксерокопировали и подшивали нотный материал по позднего вечера. Зато благодаря такой кропотливой работе неравнодушных музыкантов сегодня в библиотеке Национального симфонического оркестра РБ находится полторы тысячи нот, собранных за четверть века.
В 1993 году Расих Саетханов стал инспектором оркестра, в обязанности которого входили организация репетиций, приглашение музыкантов на отдельные программы, да и просто иногда нужно было поддержать людей советом, по-человечески понимая и помогая. В те поры и не думалось, что годы инспекторства затянутся на десятилетие, до 2003-го. Тогда же придут и первые успехи - Почётная грамота Министерства культуры Башкортостана, а через 12 лет, в 2015-м, в личном архиве появится ещё одна - Почётная грамота за активное участие в творческих программах в рамках проведения Международных саммитов ШОС и БРИКС.
Первые зарубежные гастроли уже Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, получившего в 1996-м статус государственного учреждения культуры и искусства, выпали на 1997 год. Это был Тунис. Камерный состав оркестра из Башкирии достойно выступил на Международном фестивале. Играли на развалинах амфитеатра древнего Карфагена, на месте, где некогда шли жестокие гладиаторские бои. Ещё в Уфе решили не брать с собой пульты - подставки для нот, чтобы хоть как-то облегчить и без того громоздкий багаж. Уже на месте выяснилось, что организаторы фестиваля пульты его участникам не предоставляют. "Мы не растерялись, - признаётся Расих, - и в качестве подставки для нот приспособили стулья". Но впереди был ещё один "сюрприз", судьба будто испытывала ребят на прочность. Когда сели на настройку, оказалось, что средиземноморский тропический воздух "расстроил" струнные инструменты, "поплыл строй", растянулся волос на смычках. Пришлось за считанные минуты до начала выступления заново настроить свои скрипки, альты, виолончели и контрабасы.
В декабре 2003-го НСО по инициативе дирижёра из Барнаула Олега Буракова отправился на гастроли в Испанию. Провинции Андалусии - Малагу, Севилью, Кадис объездили на автобусе. Двадцать два концерта сыграли в католических церквях, прихожане которых принимали музыкантов из Башкортостана как своих - щедрыми аплодисментами и традиционными возгласами "Браво!". А в городке Уэльва удивлению наших не было границ: в одном из местных магазинчиков на прилавке они увидели... стерлитамакскую соду! Тогда ощутили гордость за республику и за себя...
Способности молодого музыканта не остались незамеченными. Всё чаще его приглашали в оркестр Башкирского государственного театра оперы и балета. В 2004-м Расих Саетханов занимает место регулятора концертмейстера группы контрабасов Юрия Кочетыгова. Проявив себя в операх Джузеппе Верди "Риголетто" и "Аида", в балетах Сергея Прокофьева "Золушка" и "Ромео и Джульетта", Расих при этом отлично исполняет партию бас-гитары, например, в балете Лейлы Исмагиловой "Аркаим" и в спектакле для детей "Бременские музыканты" на музыку Геннадия Гладкова. Признаётся, что увлёкся игрой на бас-гитаре ещё в детстве, когда учился в музыкальной школе № 11. Педагог по специальности не раз повторял: "Научишься на контрабасе играть, значит, и бас-гитару без труда освоишь". Так и вышло. А в 2012 году судьба снова привела героя этого материала в НСО.
Все в оркестре знают, что для Расиха Саетханова нет ничего невозможного. Помнится, как однажды на гастролях в Китае перед концертом у контрабаса лопнула "жила" - деталь, на которой держится подгрифник. Пришлось проявить фантазию и смекалку. Буквально за полчаса он нашел алюминиевую проволоку и заменил ею сломанную деталь.
Сегодня Расих Саетханов вместе со своими учителями Владимиром Зиновым и Сергеем Писным считается ярким представителем контрабасовой школы Башкортостана. В его группе наравне с опытными и надёжными музыкантами - Вадимом Ситдиковым, помощником концертмейстера, и Михаилом Цимбаленко - играет молодёжь: Фархад Мухаметшин и Рустем Ксенофонтов, которому, кстати, в "наследство" перешёл первый оркестровый контрабас Расиха. Общей репетиции обязательно предшествуют групповые занятия, где ребята разучивают партии, сложные места, так называемые оркестровые трудности. На контрабасы возлагается особая роль, ведь это "фундамент" оркестра. Какая музыка - без сильной доли?!

Эльмира ИЖБОЛДИНА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 6-06-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 1 214     Номер: 45(13121)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.