Глава длиною в жизнь
Мистическая история,
или По следам "Святой Анны"
В московском "Вече" вышло очередное издание романа-поиска Михаила Чванова "Загадка штурмана Альбанова". В него вошла новая глава, посвященная трагической гибели поисковой арктической экспедиции 2016 года, руководил которой почетный полярник Олег Леонидович Продан. Экспедиция эта была посвящена не поиску спутников Альбанова. Целью её стал поиск самой шхуны "Св. Анна", штурманом на которой был наш земляк - выдающийся полярный исследователь Валериан Альбанов. Посему издательство "Вече" дало вышедшей книге новое название - "Загадка гибели шхуны Св. Анна". "Вечерняя Уфа" попросила прокомментировать события, так или иначе связанные с созданием новой главы знаменитой книги, ее автора, писателя Михаила Чванова.
...Лететь на заброску буя в координаты, с которых Валериан Альбанов уходил со шхуны "Св.Анна", предполагалось, как и в прошлом году, уже по пройденному, пусть и с некоторыми отклонениями маршруту. Так как командующий авиацией ФСБ Герой России генерал-лейтенант Николай Гаврилов сменил место работы, рассчитывать на вертолеты Федеральной службы безопасности не приходилось. Исходя из этого спланировали заброску экспедиции на легких американских вертолетах Robinson, которые, мягко говоря, не рассчитаны на условия Арктики.
И ведь одно дело лететь в район Северного полюса, дождавшись хорошей погоды (не повезло сегодня, отправимся завтра или даже через неделю), и совсем другое, когда ты привязан, помимо известной точки координат, и к конкретному времени... А повторить этот полет можно лишь ровно через год, и неизвестно, какая погода будет через эти триста шестьдесят пять дней... Потому ты должен игнорировать любые неблагоприятные обстоятельства и прежде всего - погоду. И это притом, что апрель не самое лучшее (если не сказать - худшее) время для полетов в Арктике, тем более для таких "стрекоз", как Robinson. Погода по маршруту может меняться по нескольку раз в день. Более того, непредсказуемы туманы. При попадании в туман при температуре ниже 6 градусов неминуемо начинается обледенение, а у этого типа вертолетов нет антиобледенительной системы.
- Других вариантов в нынешнем году нет, - подытожил Олег Продан. - А отодвигать на новый год... Работаем автономно.
На последней своей пресс-конференции перед экспедицией, словно кому-то в укор за то, что не захотели помочь, или предупреждая: мол, случись вдруг непредвиденное, никто не несет ответственности за исход экспедиции, Олег несколько раз повторит: "Работаем автономно!.. Работаем автономно!.."
В этом "работаем автономно!" я чувствовал укор и мне (хотя его, наверное, не было)... Укор за то, что я использовал не все имеющиеся у меня возможности, дабы сделать реальным вариант заброски буя с подводной лодки.
- Может, все-таки год повременить, может, за эти месяцы с кем-то удастся договориться? - попробовал я его убедить.
Олег словно не слышал моего вопроса:
- Вас взять с собой не смогу, - неожиданно решительно отрубил он. - Беру только узких специалистов, без которых не обойтись. Вертолеты будут перегружены. Каждый килограмм груза на вес золота. Да и не все складывается так, как хотелось бы. Все складывается примерно так же, как перед отплытием на "Святой Анне", одному срочно захотелось жениться, второй... - усмехнулся он. - Не хочу Вас в это посвящать.
Позже, после гибели Олега, я вспомнил брошенные им горькие слова. Теперь они воспринимаются как предвидение, как завещание: "Я не боюсь чего-то потерять. Неприятно признаваться, что много уже испытал - корысть, предательство. Единственного боюсь - обманов! Хотелось бы многое еще успеть в Арктике, там работы - непочатый край..."
...Ночью с 18 на 19 апреля я проснулся, словно от толчка, даже удара, будто что-то тяжелое упало или ветром хлобыснуло балконную дверь... Я поднялся - стояла глухая безветренная тишина, и меня вдруг охватила непонятная сосущая душу тревога. Взглянул на часы, стрелки показывали пятнадцать минут первого. Не надеясь на свою контуженную голову, записал в ежедневнике, помня, что завтра старт экспедиции: "Позвонить Продану", хотя никаких тревожных мыслей не было.
Утром я ежедневник забыл дома. Закрутили дела. И тут пискнул мобильник: sms. Открыл, неизвестный номер: "Олег Продан погиб сегодня ночью в Арктике..."
Тупо смотрю в окно. Телефонный звонок, жена: "Ты забыл дома ежедневник. Позвони Продану..."
- Уже поздно... - с трудом выдавил я.
Немного придя в себя, набрал номер Николая Федоровича Гаврилова.
- Знаю. Понимаете, какая штука: "Святая Анна" отдала одного. Имею в виду найденные на Земле Франца-Иосифа в 2010 году останки одного из спутников Альбанова. А забрала она троих. Тут какая-то жутковатая мистика.
Я не совсем понял, что он хотел сказать.
- Шхуна, до того как ей дали имя "Святой Анны", называлась "Пандорой", по имени богини, случайно открывшей сундук с несчастьями. Кому пришло в голову так назвать судно? Погибла сама "Святая Анна", погибла оставшаяся на ней часть экипажа. Погибли люди, пытающиеся уйти с нее, дошли только двое, но Альбанов, скорее всего, тоже умер не своей смертью. Погиб Олег, начавший поиск самой "Святой Анны". Услышав о гибели Продана, сразу же подумал: может быть, "Святая Анна" не хочет, чтобы ее искали?
- Почему?
- Не знаю. Но посудите сами: в 1938-м она, скорее всего, спряталась в густом тумане от Аккуратова на Земле Франца-Иосифа - в проливе около острова Рудольфа, потом даже с самолета, облетев все вокруг, не смогли ее обнаружить. Далее: по мотивам "Двух капитанов" Вениамина Каверина (основой для сюжета романа послужила трагическая история "Святой Анны") был поставлен мюзикл. Спектакль на Дубровке в Москве, как известно, закончился страшной трагедией. И вот еще: все обходилось, пока искали на Земле Франца-Иосифа спутников Альбанова. Но как только стали искать саму "Святую Анну", погиб Олег Продан, за плечами которого большое количество сложных полярных экспедиций. А управлял вертолетом Михаил Фарих, один из лучших летчиков страны. Ведь на этом самом Robinsonе Фарих добрался до Северного полюса, а потом с Дмитрием Ракитским (они были в этом первыми из российских летчиков) облетел вокруг земного шара. Можно, конечно, говорить, что Арктика не любит лихачества, самонадеянности, что Robinson не приспособлен для ее условий. Но... У меня предчувствие: на этом не закончится, она заберет еще кого-нибудь... Может, действительно ее не нужно искать? Может, она не хочет этого...
...Надо сказать, Марина Анатольевна, жена Продана и его заместитель по экспедиции, уже на десятый день после гибели Олега сообщила мне, что началась подготовка новой экспедиции, как авиационной - по второй заброске контрольного буя, так и наземной, сообразуясь с данными первой заброски, которая привела буй к Земле Франца-Иосифа.
Подготовку авиационной экспедиции возглавил Дмитрий Ракитский - с ним Олег осуществил первую заброску и он же был командиром второго вертолета в прошлогодней трагической экспедиции. Снова в расчет взяли Robinson, потому как на поддержку Российского географического общества, которую над гробом Олега обещал заместитель начальника РГО Артур Чилингаров, надеяться, увы, не приходилось...
Полет, как и в прошлом году, был назначен на 16-17 апреля. Закладку буя надо было осуществить 21 апреля (ни раньше ни позже) в координатах, с которых уходил со "Святой Анны" Альбанов. Наземную экспедицию запланировали на август.
Подготовка шла своим чередом...
Но вот новое сообщение МЧС России:
"12 февраля на Алтае над Телецким озером погиб вертолет, управляемый пилотом-инструктором компании "Авиамаркет", летчиком-испытателем Дмитрием Ракитским. По данным организации, "пилот Дмитрий Ракитский известен в авиационном сообществе как опытнейший пилот-инструктор и один из лучших лётчиков-испытателей России. Любая ситуация, которая могла возникнуть на борту вертолёта, не могла стать критической для профессионала уровня Дмитрия".
И все. Десятки испытанных типов летательных аппаратов, часто с риском для жизни, восемнадцать лет на вертолете... Первым в мире на вертолете Robinson достиг Северного полюса, на нем же облетел вокруг света... И рядовой экскурсионный полет над Телецким озером, он даже взял с собой жену...
В одном из интервью Дмитрий Ракитский сказал: "Самым большим горем для меня станет то, если я вдруг не смогу летать..."
Такая вот, полная мистики, история.
Подготовка наземной поисковой экспедиции продолжается...
Михаил ЧВАНОВ.
21-07-2017 (0) Просмотров: 1 079 Номер: 58(13134) Версия для печати