$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Памяти Олега Леонидовича Продана

"Сделать для Родины то, что другие до тебя не смогли"



Олег был законченным и неисправимым романтиком (приходится привыкать к слову "был"). Романтиком в том высшем смысле, когда человек считает: своим личным примером он что-то может изменить к лучшему в нынешнем сугубо практичном, более того, циничном, людском мире, к которому легче приспособиться, чем противостоять ему, который все больше сходит с ума, отравленный, словно наркотиком, идеологией потребления и тем самым неумолимо катится к своему нравственному, а значит, и физическому концу. Олег считал, что еще можно его повернуть вспять. В этом суровом и мужественном человеке с по-детски распахнутыми огромными голубыми глазами и почему-то печальным, хотя он был великим оптимистом, взором (помните мой очерк о спасшем Уфу в 1991 году от экологической катастрофы и погибшем при спуске под лед в районе Северного полюса при испытании нового водолазного оборудования Андрее Рожкове, в глазах которого тоже была необъяснимая постоянная грусть, из-за чего друзья называли его "печальным спаниелем", словно он заранее предугадал свою судьбу?) жила необыкновенно добрая и мягкая душа, почти ребенка. Кому в XXI веке, когда все покупается и продается, в том числе даже Родина, придет в голову в одиночку спасать детенышей гренландских тюленей? И это при том, что древний варварский промысел по добыче белька (так зовут новорожденных детенышей тюленей) - издревле чуть ли не единственный способ пропитания и существования для многих поморских поселений! Самый простой способ - через ту же Государственную Думу, которая по доброте своей порой не очень-то задумывается о последствиях принимаемых ею законов, - попытаться запретить жестокий промысел, но тем самым обречь живущие за счет него деревни на вымирание.
Но есть другой путь - доброты ко всему живому и прежде всего - к самому человеку, пробуждая в нем таким отношением скрытые добрые чувства. И Олег Продан создает проект "В гости к новорожденным тюленям", смысл которого, грубо говоря, сводится к тому, чтобы показать процесс рождения беспомощных и доверчивых тюленят - белых пушистых комочков с огромными печальными глазами, словно они заранее знают о своей страшной судьбе, - как можно большему количеству людей. В том числе состоятельных, так называемых новых хозяев жизни, имеющих голос и влияние в общественной и экономической жизни страны и планеты. Чтобы, с одной стороны, на вырученные от этого вида туризма средства дать новое направление жизни обреченным на вымирание деревням, задействовав в проекте (в качестве егерей) местных жителей, а с другой - помочь огрубевшим в жесткой конкурентной капиталистической реальности душам нуворишей освободиться от наносного, приобретенного в этой борьбе.
В марте стада гренландских тюленей приплывают к побережью Белого моря - на дрейфующий лед, у них здесь своего рода роддом, второй такой на Магдаленовых островах, принадлежащих Канаде. Первозданная тишина вдруг разрывается криками новорожденных бельков. У тюленей невероятно питательное (около пятидесяти процентов жирности) молоко, и детеныши растут прямо на глазах, набирая в весе до двух килограммов в день. Бельки пищат, ползают по льдине и совершенно не боятся человека. Вот в это время и происходил жестокий промысел. Две недели вскармливания, и тюленье стадо снимается с дрейфующих льдин, отправляясь на север. Огромные печальные глаза тюленят не оставляют равнодушным ни одного экологического туриста.
- Многие мой проект считают дон-кихотством, - говорил Олег. - Но в мировой, да и в отечественной истории иные "наивные" на первый взгляд начинания впоследствии становились экономическими, научными и даже геополитическими прорывами. И начинались они, как правило, энтузиастами-одиночками, порой при полном безразличии государства или в лучшем случае при его пассивной поддержке. Вспомните, с чего начинался Фонд Нансена, который спас миллионы беженцев по всему миру, в том числе миллионы наших соотечественников, оказавшихся за рубежами России в результате Гражданской войны! И сколько миллионов жизней спас он в России во время страшного голода 20-х годов прошлого века!
Николай Федорович Гаврилов, Олег Леонидович Продан и Александр Павлович Унтила прилетали в Уфу на XXIII Международный Аксаковский праздник. Они провели Аксаковский урок, рассказали об итогах экспедиции в Аксаковской гимназии и вручили вместе с космонавтом дважды Героем Советского Союза Виктором Петровичем Савиных зачетные книжки первокурсникам Уфимского командного речного училища, открыли в нем Альбановский музей, подняли флаг на учебном судне "Штурман Альбанов". И уже тогда, на Аксаковском празднике, обсуждались планы дальнейших поисков пропавших на Земле Франца-Иосифа спутников Альбанова.
Ну, а какова судьба самой "Св. Анны" с оставшимся на ней экипажем? Многие склонялись к тому, что ее поиски бесперспективны. Что она погибла либо раздавленная льдами, либо по весне общий западный дрейф льдов Полярного бассейна, открытый Нансеном, вынес ее уже с мертвым экипажем в Гольфстрим. Там, возможно, "Св. Анна" была потоплена немецкой подводной лодкой, принявшей шхуну за мину-ловушку, ведь шла Первая мировая война. Никаких следов судна не было обнаружено ни у берегов Гренландии, ни на восточных берегах Шпицбергена.
Сенсационные находки на Земле Франца-Иосифа через девяносто шесть лет после полярной трагедии давали надежду. Арктика умеет хранить тайны, порой открывая их через десятки и даже сотни лет. Ведь вышел же на чистую воду через пятьдесят семь лет ледового плена корабль экспедиции Мак-Клюра! И постепенно четко вырисовались контуры будущего поиска. Известны координаты "Св. Анны" и время, когда уходил с нее Альбанов. В Арктике в течение столетий существуют господствующие течения, у которых есть свои ответвления. А что, если заложить на лед в этот день в этих координатах буй? Куда вынесет его?
Но как это сделать? Николай Федорович Гаврилов по выслуге лет ушел из авиации ФСБ, и рассчитывать на вертолеты этой службы больше не приходилось. Теоретически самый простой вариант: атомная подводная лодка протыкает лед в нужное время в нужном месте и оставляет буи, но... Русское географическое общество по-прежнему прохладно отнеслось к поискам "Св. Анны". Однако Олег, жизненное кредо которого складывалось в девиз: "Сделать для Родины то, что другие до тебя не смогли", упорно искал возможности осуществления экспедиции.
Заброску буев удалось совершить в 2013 году. В общем, смогли зажечь идеей поиска летчика-любителя Михаила Фариха - внука выдающегося полярного летчика Фабио Бруновича Фариха. Повезло с погодой, на легком американском вертолете Robinson они достигли нужной точки почти у Северного полюса и в нужное время. Олег летел уже не пассажиром, нет. К тому времени он получил удостоверение летчика-любителя и отправился в путь вторым пилотом.
Результат был неожиданным: буй приплыл не к берегам Гренландии или Шпицбергена, а... к Земле Франца-Иосифа! И вернулась в разряд реальных гипотеза, которая некогда была отвергнута как фантастическая. В свое время Валентин Иванович Аккуратов рассказал мне, что в 1937 году, когда они с Ильей Павловичем Мазуруком после высадки папанинцев на Северный полюс были оставлены для их страховки на Земле Франца-Иосифа на острове Рудольфа, то в один из дней увидели вмерзший во льды корабль.
- Поднимались мы на вездеходе по леднику вверх на купол. Взглянул я на море случайно, а там во льдах, милях в трех от берега, мимо бухты Теплиц-бай - парусное судно. Вмерзшее в лед. Три мачты, реи оборваны. Видно, что оно давно во льдах! По всем очертаниям - "Св. Анна". Я показал на корабль, и все, перебивая друг друга, стали кричать: "Святая Анна"! "Святая Анна"! " Мы повернули назад, бросились к самолету, стали разогревать мотор. Но пока то да се - корабль закрыло туманом, постепенно он наполз и на берег... Туман разошелся только через две недели. Ветер угнал куда-то льды, море было чистым - не было и судна. Мы облетели кругом в радиусе ста километров, но безуспешно. Допустим, у меня могла быть галлюцинация, но не могла же она быть у всех!
Впрочем, один факт еще не факт, он может быть случайностью. Нужно, по крайней мере, еще одно повторение эксперимента. В декабре 2014 года Олег прилетел в Уфу на эстафету Олимпийского огня, в телефонном разговоре перед этим он проговорился, что мечтал участвовать в ней, но его заявка Олимпийским комитетом не была принята, и я уступил ему свое место в команде Аксаковского фонда. Даже в праздничном застолье мы обсуждали план будущей экспедиции. Я показал Продану пришедшее мне письмо, которое не успел переслать ему по электронной почте: "Канадские исследователи обнаружили один из двух британских кораблей, которые пропали без вести в середине позапрошлого века во время экспедиции Джона Франклина в Арктику. Это настолько важное для Канады историческое событие, что о нём объявил сам премьер-министр".
- Надо же: более чем через полтора века! - воскликнул Олег. - Необходимо искать возможность новой заброски буев сразу в трех точках известных нам координат нахождения "Св. Анны" перед уходом с нее Альбанова.
Арктика к тому времени стала бурно осваиваться, но у каждого из ведомств были свои заботы, и романтический поиск пропавших более века назад теперь уже полумифических кораблей и погибших вместе с ними людей никого не воодушевлял, по крайней мере, тех, кто реально мог помочь. Мы снова и снова вспоминали Николая Федоровича Гаврилова - Сашу Григорьева XXI века из "Двух капитанов" Вениамина Каверина, который не только помог в организации экспедиции 2010 года, сделавшей сенсационные находки, но и, будучи генерал-лейтенантом, начальником Управления авиации ФСБ, сам сел за штурвал вертолета. Об атомной лодке я уже говорил. Однако решить данный вопрос можно было только на очень высоком уровне. Но ведь чтобы добраться до очень высокого уровня, нужно было время, а Олег торопился. Можно было бы немного отклониться от курса и изменить расписание рейса атомного ледокола, катающего на Северный полюс небедных людей, но... Однажды я услышал случайный разговор по "мобильнику" девчушки лет восемнадцати: "Ты представляешь: прошлым месяцем я была на Северном полюсе, а вчера вернулась с Южного! Клево?". Клево, конечно...
Оставалось надеяться опять-таки на Михаила Фариха, отчаянного человека, который к тому времени на свой страх и риск на "курортном" Robinsonе побывал на Северном полюсе и даже облетел вокруг света. Но одно дело лететь к Северному полюсу хотя бы в относительно хорошую погоду, и совсем другое, когда ты привязан к конкретному времени и должен игнорировать метеоусловия. А апрель не самое лучшее, если не худшее время для полетов в Арктике (тем более для таких стрекоз, как Robinson), когда погода может меняться по нескольку раз в день. Да еще при попадании в туман при температуре ниже 6°С неминуемо начинается обледенение. А у этого типа вертолета нет антиобледенительной системы...
- Других вариантов нет, - подытожил Продан.
- Может, все-таки год повременить, может, за это время с кем-нибудь удастся договориться? - попробовал я его отговорить.
Олег словно не слышал моего вопроса:
- На обратном пути по возможности необходимо заглянуть, хоть коротко, на Землю Георга, где нашли останки спутников Альбанова. Вдруг ледник еще отступил... Предваряю Ваш немой вопрос: в этот раз не зову с собой. Вертолет будет перегружен. Каждый килограмм - на вес золота. Да и одного вертолета будет мало. И не все складывается в команде, не хочется об этом говорить...
Михаил Фарих перед полетом выскажется откровеннее и резче... Потом я прочту сказанные Олегом горькие слова, теперь они воспринимаются как предвидение, как завещание: "Я не боюсь чего-то потерять. Неприятно признаваться, что много уже испытал: корысть, предательство. Единственного боюсь - обманов! Хотелось бы многое еще успеть в Арктике, там работы непочатый край..."
Использовав знакомства, на всевозможных попутных, перекладных, забрасывающих грузы на полярные зимовки, Олегу удалось сделать закладки горючего по предполагаемому маршруту. Одна из них - на острове Белый на оконечности полуострова Ямал, недалеко от того места, где в свое время вмерзла во льды "Св. Анна" и откуда начался ее путь в неизвестность...
Ночью с 18 на 19 апреля я проснулся, словно от толчка, даже удара. Охватила непонятная сосущая тревога. Не надеясь на свою контуженную голову, я встал и записал в ежедневнике: "Позвонить Продану".
Утром забыл ежедневник дома. Закрутили дела, да и ждал московского времени.
И тут пискнул "мобильник": sms. Открыл, неизвестный номер: "Олег Продан погиб сегодня ночью в Арктике...".
Тупо смотрел в окно. Раздался телефонный звонок, жена сказала: "Ты забыл дома ежедневник. Позвони Продану..."
- Уже поздно...
Пока я не знаю всех деталей трагедии. Они на трех вертолетах выше сплошной низкой облачности подходили к острову Белый, где у Олега были спрятаны бочки с горючим и где они должны были дозаправиться. Вопреки прогнозу, метеоусловия резко ухудшились, вдобавок к низкой облачности остров закрыло сплошным туманом, что здесь бывает непредсказуемо часто. Олег приказал двум вертолетам ждать. Сам с Михаилом Фарихом и хозяином вертолета Алексеем Фроловым пошел вниз на разведку. Последние слова Олега по радиосвязи были: "Густой туман, началось обледенение". Дальше - гнетущая тишина. Покружив какое-то время над местом трагедии, два других вертолета благополучно приземлились на чистом от тумана аэродроме поселка Сабетта.
По версии зимовщиков метеостанции острова Белый, до которой оставалось два с половиной километра, вертолет упал от обледенения несущего винта. Когда зимовщики в сплошном тумане на снегоходах добрались до места трагедии, мотор вертолета еще работал, у всех троих были раны, не совместимые с жизнью.
Как происходит в таких случаях, ищут виновных, возбуждают уголовное дело. А виновных нет! На самом деле нет! Никто Олега в Арктику рисковать жизнью не посылал, никто не обязан был ему помогать. Потому как искать без вести пропавших было его личным, частным делом. Мало того, он отправился в экспедицию, взяв административный отпуск, чтобы в случае чего никого не могли определить в виновные. Кстати, никто не виноват и в гибели "Св. Анны", потому как Брусилова в экспедицию никто не посылал. Это было сугубо частным делом...
И если кто-то виновен, то только один Олег Продан. Что не мог спокойно жить, не давал спокойно жить другим. Будоражил совесть людей, которые ни в чем не были виноваты. И многих это почему-то раздражало.

Михаил ЧВАНОВ.
P.S. 28 апреля в Уфимском командном речном училище, одном из лучших в России, которое в результате бесконечных реформ и переподчинений спрятали под мало кому понятную аббревиатуру Уфимский филиал ФГБОУ ВО "МГАВТ", состоялось траурное построение первокурсников (старшие курсы на практике на флоте), а в музее имени Валериана Альбанова был открыт стенд, посвященный памяти выдающегося исследователя Арктики Олега Леонидовича Продана, одним из девизов которого был: "Обещал - умри, но выполни".

Дата создание новости 12-05-2016   Комментарии (0)   Просмотров: 1 076     Номер: 90(12988)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.