Ломая барьеры
«Видеть невидимое» в лохматой компании
В музее имени Нестерова состоялась необычная экскурсия
На прошлой неделе в Уфе произошло беспрецедентное событие – в залы Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Васильевича Нестерова впервые вошли посетители с собаками в специальных шлейках. Это произошло в рамках акции «Погуляй со мной», которую ведет центр социальных технологий «Ломая барьеры».
Группа людей с нарушениями зрения, среди которых были воспитанники коррекционной школы-интерната №28 и члены клуба владельцев собак-поводырей «Актырнак», побывала на выставке тактильных картин «Видеть невидимое».
В среду с утра шел дождь. Непогода остановила некоторых потенциальных экскурсантов, но шесть подростков и восемь взрослых (кое-кто добирался из Салавата, Мелеуза, Ишимбая, не желая упустить редкий шанс), а также волонтеры в назначенный час собрались в фойе нестеровского музея. С собак сняли забрызганные дождем комбинезоны, вытерли им лапы и в сопровождении старшего научного сотрудника музея, куратора проекта «Доступная среда» Эльвиры Мамлеевой дружно поднялись на второй этаж нового корпуса.
К моменту выхода газеты выставка «Видеть невидимое», организованная Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина при поддержке частных компаний, уже завершила свою работу. Она была развернута в Уфе месяц, с 23 августа. Так что герои нашего репортажа буквально вскочили на подножку уходящего поезда.
В экспозиции - рельефные копии шедевров мировой живописи из собрания пушкинского музея. Выставка кочует по стране, даря людям, потерявшим зрение, возможность прикоснуться – и в данном контексте слово употреблено в прямом значении - к европейскому искусству. В Уфе выставили шесть полотен: это «Благовещение» Сандро Боттичелли и «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, «Натюрморт с атрибутами искусств» Жана-Батиста Симеона Шардена и «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена и «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо.
Копии изготовлены в Испании по особой технологии рельефной печати. Фотографию оригинального полотна специальным образом обрабатывают, подбирают текстуры, так чтобы передать особенности изображения, например, чтобы одежда персонажа на ощупь воспринималась как ткань, а трава и деревья имели фактуру растений. В результате кропотливой работы картины можно считывать кончиками пальцев.
Прежде чем экскурсанты подошли к картинам, Эльвира Рафаэловна познакомила их с историей музея имени Нестерова. Рассказ велся возле стола, на котором размещены тактильные макеты здания музея и уменьшенная копия памятника художнику.
Макеты выполнили студенты Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы. В вузе на занятиях по макетированию они создавали миниатюры различных сооружений, но у этих изделий не было практических применений. Тогда худграфовцы внесли в свою работу социальную ноту и начали делать макеты уфимских театров, музеев, храмов с расчетом на детей с нарушением зрения. Отправились с проектом «Трогательный Башкортостан» на фестиваль «iВолга» и выиграли грант.
Артем Бондаренко внимательно ощупывает макет:
- А где тут вход? А, понятно… Очень большое здание. А памятник где стоит?
Эльвира Мамлеева удовлетворяет любопытство Артема и поясняет, что данные макеты очень помогают музейным сотрудникам в работе с особыми посетителями. Тактильные копии арт-объектов рисуют в их воображении пространственный, трехмерный образ.
Экскурсанты разбредаются по залу. Их пальцы бегают по картинам – сначала по периметру, потом исследуют отдельные детали. Рядом, возле каждого экспоната наготове стоят волонтеры, студенты Башкирского государственного медицинского университета. Они подробно рассказывают о полотнах, передвигают руки гостей по изображениям.
Юля Мухаметова из 7А школы-интерната №28 задержалась возле «Благовещенья» Боттичелли. Затем перешла к «Нападению ягуара на лошадь». Воспитатель Земфира Кузбекова говорит, что девочка любознательна, активна, хорошо учится. Вообще, желающих попасть на выставку среди воспитанников было много, ребят искусство интересует.
Неужели реально пальцами «прочесть» живопись?
- Наденьте очки, попробуйте, – четверокурсница БГМУ Анастасия Гайсина в жилете с логотипом волонтерского центра протягивает мне специальные бумажные очки.
Сажаю их на нос и пытаюсь погрузиться в мир тактильных ощущений. Представить очертания фигур, хоть и с трудом, получается, а как определить цвет?
- Да, чаще всего спрашивают о цветовой палитре картин, - подтверждает Анастасия.
К нам подходит Гузель Хасанова, возле ее ног красавица Андорра. Четвероногая помощница усаживается на пол и ждет команды хозяйки. Нужно сказать, что собаки-поводыри - само спокойствие. Они ведут себя тише, чем иные посетители. Кажется, ничто не выведет их из равновесия.
Гузель осматривает картину, читает этикетку – она выполнена шрифтом Брайля - и поворачивается к Насте с вопросом: «Где полотно находилось, прежде чем попало в Пушкинский музей?»
Вот так вопрос! Гузель, как и большинство ее друзей по клубу «Актырнак», когда-то видела. Зрение она теряла постепенно. В тот отрезок жизни, когда были доступны свет и краски, женщина любила бывать в художественных галереях. Потому и вопросы, которыми терзала музейщиков и волонтеров, были глубже, чем поверхностная информация из Википедии.
- Сегодня потрясающий день! Нас вместе с собаками пустили в музей. Как ни странно, но, несмотря на федеральный закон, который обязывает предоставлять незрячим в сопровождении собаки-поводыря беспрепятственный доступ к любым объектам социальной инфраструктуры, двери многих заведений, в том числе учреждений культуры, для нас закрыты. Требуют оставить животное при входе. Это невозможно, ведь по сути собаки - наши глаза, связующее звено с окружающим миром, - говорит Гузель Хасанова.
В стране сейчас ширится движение Guide Dog Friendly («Мы рады собакам-поводырям»), которое ставит целью не просто обеспечить слабовидящим и незрячим доступ в аптеки, банки, торговые центры, музеи, а добиться, чтобы в любой организации встречали таких посетителей улыбкой.
По словам Гузели Хасановой, пока чаще всего на сотрудников и руководителей учреждений не действуют ни уверения в том, что псы-поводыри прошли специальное обучение и не представляют угрозы для остальных гостей, ни то, что и речи не может быть о нарушении санитарных норм, ни ссылки на законодательство.
В музее имени Нестерова центр «Ломая барьеры» и клуб «Актырнак» сразу нашли понимание. Чуть позже Эльвира Мамлеева поделилась с корреспондентами «Вечерки»: уже дав согласие, они волновались, как пройдет экскурсия в столь необычном составе. Оказалось, беспокоились зря. Присутствие животных совершенно не сказывалось. Напротив, они привнесли добро, тепло, эмоции.
Будет ли продолжено сотрудничество? Безусловно! Выставка «Видеть невидимое» покинула столицу Башкортостана, но в дар музею осталась специально изготовленная к выставке тактильная копия портрета второй жены Михаила Васильевича - Екатерины Петровны, написанного художником в 1906 году и хранящегося в наших фондах. Возможно, в рамках проекта «Доступная среда» найдет свое воплощение высказанная Гузелью Хасановой идея о выставке одной картины.
Последней главкой экскурсии стал адаптированный мастер-класс, проведенный здесь же, в пространстве вышеописанной экспозиции. Дети и взрослые с увлечением занялись изготовлением тактильных картин и открыток с изображением талисмана социального проекта «Ломая барьеры» - собаки Ломбарьера. Мастер-класс был организован на средства Фонда президентского гранта.
Людмила
КОНДРАШОВА.
Фото
Лилии ЗАГИРОВОЙ’
КОНДРАШОВА.
Фото
Лилии ЗАГИРОВОЙ’
В тему!
Чтобы не оказаться в неловкой ситуации, общаясь с людьми в сопровождении четвероногих помощников, необходимо запомнить основные правила. Ниже мы приводим рекомендации из информационной памятки, подготовленной учебно-кинологическим центром «Собаки - помощники инвалидов» в рамках проекта «Мы рады собакам-поводырям».
- Обращаясь к незрячему, слегка прикоснитесь к его руке, чтобы он понял, что вы обращаетесь именно к нему.
- Даже если незрячий пришел с сопровождающим, обращайтесь к нему напрямую, а не через посредника. Не говорите о нем в третьем лице, он сам может ответить на ваши вопросы.
- Прежде чем оказывать помощь, спросите, нуждается ли он в ней. Если да, то уточните, как именно вы можете помочь.
- Сопровождая незрячего с собакой-поводырем, подойдите к нему справа (так как слева находится собака) и предложите, чтобы он взял вас под руку.
- Вы можете предложить гостю оставить собаку под присмотром сотрудника в спокойном месте (отдельное помещение, уголок в фойе), чтобы не брать ее с собой в зрительный зал. Выясните, какие правила в обращении с животным следует соблюдать.
Что исключено при общении с незрячим в сопровождении поводыря:
- без согласия хозяина вести собаку куда-либо за шлейку или поводок; при сопровождении незрячего следует направлять человека, а не поводыря;
- без согласия владельца подзывать собаку, пытаться ее погладить, хвалить или кормить; собака в шлейке – работает, она отвечает за безопасность человека, поэтому отвлекать ее нельзя.
25-09-2018 (0) Просмотров: 1 551 Номер: 77(13257) Версия для печати