Легкое дыхание
Когда мысль рождает звук
Быть может, со временем самым ярким событием шестнадцатого Шаляпинского фестиваля публика назовет концерт уникального коллектива – хора MusicAeterna Пермского государственного академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского (художественный руководитель – Теодор Курентзис, главный хормейстер – Виталий Полонский)…
Это действительно было прекрасно! Восторг переполнял меня и всех моих соседей по креслам уже от того, что звук рождался на уровне мысли, понимания текста, и пушкинские строки звучали у этих людей как именно пушкинские строки, озарённые к тому же чудесной музыкой Георгия Васильевича Свиридова. Никто не кричал, не рвал связки и горло – всё было фантастически деликатно, просто и в то же время изысканно…
За пару часов до этого я сидела в Шаляпинском зале УГИИ на прослушивании участников конкурса, который носит имя великого русского баса, и тихо сатанела от того, что множество молодых людей, рискнувших подать заявку, не понимают, о чем, собственно, поют, демонстрируя силу голоса в ущерб смысловой составляющей. Как минимум пятеро соискателей наград исполнили знаменитый романс Сергея Рахманинова на стихи первого Пиита России – «Не пой, красавица, при мне…» О чем пели эти исполнители, о чем думали, пытаясь потрясти членов жюри и стены Шаляпинского зала? – Только не о Пушкине, не об адресатах лирики Александра Сергеевича, не о том, что в этом поэтическом шедевре каждое слово встает рядом с другим по великой воле и логике стихотворца, нанизанные на нить замысла автора, точно крохотные, мерцающие внутренним светом жемчужины… А о чем пели конкурсанты, я, простите великодушно, не поняла. К сожалению, не могу в этой связи лестно отозваться и об уфимском крыле участников, четко понимая: наличие громкого голоса – не есть основание для того, что человек обязательно станет певцом. Почему маленькая пятнадцатилетняя скрипачка родом из Испании, выигравшая II Спиваковский конкурс, исполняя произведение великого Паганини, заставляет меня думать о том, каким мощным интеллектом она наделена, а молодые наши вокалисты – сожалеть о том, что отсутствие оного видно невооруженным глазом!
Безусловно, на фоне этого прослушивания концерт хора MusicAeterna стал лично для меня подарком судьбы, и то, что коллектив является лауреатом международной премии OperaAwards (2018), до того пять раз попадая в число ее номинантов, кажется чрезвычайно естественным. И именно теперь мне понятно, почему билеты на открытие уже следующего сезона в Зарядье, связанное с выступлением пермяков, раскуплены все до единого…
Поразительно, насколько духовны, исполнены света лица этих артистов – никто ничего не играет натужно, изображая «всамделишные» страсти. Режиссером выступает сама музыка, которую пермский хор умеет услышать и донести до зала. И недаром в первом отделении звучало такое количество духовных произведений – Шнитке, Рахманинова, Чеснокова, Танеева, Пёрселла, Пуленка… И это и вправду было божественно. При том на сцене вы не увидите ни одного равнодушного лица, все живет, дышит и рождает ответное переживание зала, на глазах у которого творится истинное чудо – звуковая палитра наполняется оттенками тех цветов радуги, которые в данный момент созвучны музыке, как в свиридовской «Наташе» – из концерта для хора «Пушкинский венок»… Какое счастье, что никто из нас не поддался соблазнам субботнего вечера, зовущего остаться дома, а всё же, несмотря на накопившуюся за неделю усталость, пришел в зал оперного театра, чтобы обо всех этих ничтожных в сравнении с происходящим проблемах забыть!..
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
25-09-2018 (0) Просмотров: 1 135 Номер: 77(13257) Версия для печати