Палитра
«Мимолетные мгновения из сна» мастера Шага
В Уфимской художественной галерее развернута персональная выставка "Форматизация", приуроченная к 65-летнему юбилею члена Союза художников России Филарета Шагабутдинова (Шага).
Название "Форматизация" с трудом поддается толкованию, и сам художник признается, что это слово пришло ему на ум случайно, чисто интуитивно, и отражает оно... нечто конструктивное. Мы же можем в "техническом" термине усмотреть именно "графическую душу" автора, его любовь к жесткому рисунку и продуманной форме, которую он избирает для своих сюжетов.
...Рисовать Филарет начал в детстве. Рассматривая репродукции картин великих художников, маленький мальчик погружался в совершенно иной мир. Желание постигнуть его законы, правила и секреты росло у Филарета с каждым годом. Он вдохновлялся творчеством Ренато Гуттузо и Пабло Пикассо, которые, собственно, представляют совершенно разные художественные направления...
Профессиональное образование Филарет Хадиевич получил в Уфимском училище искусств на художественном отделении. Учился вместе со Станиславом Лебедевым, Рифхатом Арслановым, Николаем Пахомовым, Евгенией Захаровой... Живопись и композицию преподавали им Константин Чаругин и Яков Плотников, а рисунок - молодой Рубен Агишев.
Дальнейшая творческая жизнь Филарета Шагабутдинова связана с Сибирью. Там он работал педагогом в художественной школе, рисовал пером и тушью. В 1974-м вернулся в столицу Башкирии. И уже через год принял участие в выставке графики в Москве, а далее отправился на творческую дачу, где впервые познакомился с техникой офорта и создал известную серию "По старой Уфе".
- Когда я приехал из Сибири, то новыми глазами взглянул на свой город. Мне захотелось создать серию графических листов "Город моего детства", выполненных пером и тушью, - рассказывает мой собеседник.
Отмечая 40-летие своего творческого пути, художник представил на суд публики и коллег результаты нового этапа в профессиональной деятельности - работы 2011-2012 годов и ретроспекцию с 1992-го по 2010-й. Все это позволяет нам понять и оценить его эксперименты в области живописной формы и цвета. Кстати, произведения выполнены в разных техниках - тушь и перо, офорт и акварель, масло...
Автор обладает волшебным даром остановить мимолётные мгновения сна и сохранить их на полотне. Умеет заставить даже далёкого от мира искусства человека замереть от восхищения, услышать и почувствовать всё, что видел и ощущал художник.
Повседневная реальность и поэтический миф, гротеск и наивная сказка, пугающая гипербола и назидательная притча - вот чем наполнены произведения мастера. Экспозиция, в которую включено более ста работ разных лет, явственно показала несомненный рост их автора как в профессиональном отношении, так и в части глубины содержательного аспекта творчества.
Художник Георгий Калитов в своей книге "Башкирская школа живописи" относит произведения Филарета Хадиевича 1990-х и 2000-х годов к такому направлению, как постмодернизм - для него характерно отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Замечу: постмодернизм близок к авангардизму и противоположен академизму.
Кстати, известный уфимский график, акварелист Ольга Самосюк (да и не только она) называет нашего юбиляра метким словом - "живографик". Но это не вызывает у Филарета Шагабутдинова чувства отрицания, напротив, он улыбается, радостно соглашаясь:
- А ведь и вправду моя живопись графична!..
Мастер Шаг признаёт, что не является живописцем в традиционном понимании этого слова. Причем, подчеркивает он, это особенно понятно при сравнении его работ с творчеством "чистых живописцев", таких как Михаил Кузнецов и Евгений Винокуров, которые пишут пастозно, ориентируясь на классические нормы живописи.
- Первые 20 лет осознанного творчества я занимался графикой: линогравюра, рисунок пером, офорт. Меня волновали узоры деревянной архитектуры Старой Уфы - резные наличники, покосившиеся ворота, уютные дворики. Я любовался своим городом и пытался донести до зрителя красоту, созданную нашими предшественниками. Переломным стал 1992 год. Я оставил черно-белое и вернулся в цвет. Образы Уфы, найденные в графике, переросли в образы Города, Дома - места пребывания Мужчины и Женщины, - делится Шагабутдинов.
Сюжет и действие в его картинах сконцентрированы вокруг тайны, загадки или нескольких загадок. Художник стремился возродить не внешние приметы классического искусства‚ а его качественную природу - целостность мировоззрения‚ обращение к вечности‚ жизненную силу. Пользуясь языком авангардизма‚ он воплощает в красках современный вариант мифа о Вселенной. Такая попытка очевидна в трепетных и тревожных композициях: "Солнце", "Полет", "Полнолуние", "Город утопий", в пластичных ребусах "Жилище", "Плавание", "Переселение" (все - 2010 год). Сюжеты наполнены характерными для символизма образами. Их сложный ритм сочетается в линейной композиции с оригинальными декоративными элементами. Знакомясь с его работами, стоит повнимательнее в них вглядеться, и вы заметите, что в оных нет привычного эффекта глубины. Изображения выглядят плоскими, словно это настенные аппликации. Шагабутдиновский "почерк" - некая совокупность разных стилей, которые основаны на индивидуальности взгляда автора, на свободе его мыслей и внутренних эмоций. Художник заимствует образы из классической традиции, но дает им новую интерпретацию, находит эксклюзивный контекст.
Искусствоведы едины во мнении о том, что серия картин "Многоглаголание" представляет все характерные черты творчества этого автора. Мы видим манипуляции с визуальными цитатами, смешение совершенно разных тем. Некоторые "знаковые образы" вырастают до уровня мощных метафор, созвучных тревожным настроениям современной художнику эпохи ("Мистика", 1993).
Все картины Шагабутдинова, все его образы есть творческий поиск. Он воспринимает время, действительность, размышляя об этом и переживая увиденное. И как ни странны данные образы, они отражают всё, что знакомо человеку: радость, восторг, тревога, одиночество, любовь... В этих картинах пытаются сосуществовать два постоянных противника: здравый смысл и фантастика. С одной стороны - повседневное бытование и привычные вещи, с другой - некая сила, вторгшаяся в нашу жизнь извне, оттуда, где отсутствует логика и смысл. Не случайно плоскость холста наполнена образами животных, растительности. Птица, рыба, дерево здесь больше эмоциональные знаки, нежели просто реалии флоры и фауны. Может, это мечта, связанная с тем, чтобы вернуться к природе, к искренности, первозданности? Его мысли в картинах не всегда подвластны слову, но именно такая невысказанность, возможно, воздействует на душу зрителя сильнее... Открытость цвета, странные порождения фантазии, мне кажется, следует расценивать как самовыражение автора. Замечу, образы эти взяты из природы. И возникают спонтанно, даже случайно. Хотя... Все объяснимо: находясь на эмоциональном подъёме и в творческом порыве, Шагабутдинов видит неЧто, раскрывающее непростую действительность.
Большое место в его творчестве занимает графика, в таких работах Шагабутдинов решает конкретные пластические задачи динамичного развития формы. И энергичная линия - главное средство художественной выразительности. В 80-е годы, о чем уже было сказано, он обращался к теме города ("Окраина", "Старая Уфа", "Летний вечер"). Рисунки пером последних лет отображают мир, который подвергается непрерывному симбиозу; мир в его первичных формах, немножко геометрических и антропоморфных.
Филарета Шагабутдинова относят к новому поколению мастеров изобразительного искусства. Полотна, написанные в модернистской манере, он выставляет не только на персональных, но и на групповых выставках. Происходит это отчасти оттого, что художник открыт новым веяниям и направлениям в искусстве, его взгляды идут в ногу со временем (как не пошутить: Шаг в шаг). Мир вокруг является для него толчком к творчеству. Для Шагабутдинова важно показать вещи, которые человеческому глазу недоступны, однако они живут в воображении. Играя насыщенными цветами, а также геометрическими формами и фигурами, автор создает интересные картины, которые привлекают внимание не только ценителей, но и просто случайных посетителей экспозиций. В его творчестве художественные средства и законы восприятия плавно перетекают друг в друга, дополняясь новыми, до этого нечасто применяемыми приемами. А итогом становятся яркие, запоминающиеся произведения...
Картины "Берег надежд" (2007), "Погружение в высоту" (1996) рождают общее впечатление счастливой мечты, радостного очарования живописи. Прекрасные фантазии Филарета, его сны наяву, узоры и безудержные вымыслы - отнюдь не призраки, не видения, не декоративные развлечения. Они вобрали в себя не только волшебство ирреального, но и весь личный опыт, все переживания художника, преломленные в сказочно преображенном мире его "сочинительства". Не исключаю, что именно поэтому в картинах ощущается не только обаяние жизни, но и боль одиночества, и все же главное - радость открытия мира. И каждый раз этот мир распахивается перед ним заново.
Да, голубые, желтые, красные, зеленые пятна "Незаконченной истории" (2007), "Тревожного сна" (2004), "Мудреца" (2006) дают нам увлекательное зрелище... Но одновременно в плоских образах таится беспокойная и мрачная драма бытия. На многочисленных холстах Филарета Шага вы найдете немало изображений человеческих фигур: иногда это символы ("Нимфы", 2006; "Воспарение", 1993), а иногда - портреты ("Вера, 2007)...
Шагабутдинов - прекрасный график и оригинальный живописец. Как и большинство щедро одаренных людей, он интересный собеседник, внимательный наставник творческой молодежи, незаурядная личность. Художник - адепт колористической интуиции. Его натюрморты "Красный букет", "Солнечный день" (2010) - реанимация визуальных символов. Не могу не сказать и о том, что пейзаж является чем-то вроде особого острова в творчестве Филарета Хадиевича. В "Туманном утре" (2003), "Летнем дне" (2002), "Уфимской мечети" (2000) явственно ощущается его тонкая восприимчивость и, если можно так сказать, живость ответа на впечатление, властно подчинившее себе художника.
Творчество мастера Шага - это поистине искусство XXI века, новаторское, раздвигающее горизонты нашего миропонимания.
Спешите, выставка завершит свою работу 19 марта.
Вы можете посетить ее - в будние дни с 11.00 до 19.00. В выходные и праздничные дни - с 11.00 до 18.00. Адрес галереи: улица Революционная, 34.
Эльвира ПОПОВА,
искусствовед.
НА СНИМКАХ: Филарет Шагабутдинов и его работы.
Фото автора.
искусствовед.
НА СНИМКАХ: Филарет Шагабутдинов и его работы.
Фото автора.
13-03-2013 (0) Просмотров: 3 247 Номер: 48(12196) Версия для печати