фестиваль
На коду – кодовое слово «Абдразаков»!
Центр тяжести культурной жизни нашего города в минувшую среду сместился в пространство Башкирского государственного театра оперы и балета, на сцене которого в этот день прошло открытие II Международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова. Добавим, что Уфа в этом фесте всегда будет занимать стартовую позицию, поскольку второй форум пройдет в четырех городах – помимо столицы Башкортостана, команду, собранную Ильдаром Амировичем, ждут в Москве (между прочим, зал «Зарядье»), Казани и Альметьевске.
Впрочем, все началось на день раньше, поскольку 12 марта в БГТОиБ состоялась пресс-конференция с участниками и организаторами праздника музыки, а через час в Шаляпинском зале УГИИ в рамках образовательной программы форума прошел мастер-класс для молодых артистов (на этот своеобразный конкурс заявки прислали 500 человек), вели который художественный руководитель фестиваля Ильдар Абдразаков, солист Большого театра России и миланского театра Ла Скала Василий Ладюк (баритон) и известнейший в мире вокальной музыки коуч, артистический координатор академии молодых певцов в Опере Монте-Карло, концертмейстер Кира Парфеевец.
...Итак, перед собравшимися – оркестр Башкирского государственного театра оперы и балета, за пультом – дирижер Фабио Мастранджело, поистине народную популярность которому снискал телепроект канала «Культура» - «Большая опера». Вел вечер, как и в прошлом году, известный тележурналист Юлиан Макаров, вел изящно, виртуозно, демонстрируя особую культуру подачи текста и взаимоотношений на сцене с теми, кого ему выпала честь представлять уфимской публике… На его фоне подчеркнуто буффонно смотрится Фабио, работавший с оркестром и вокалистами в аффектированной манере, более характерной, видимо, для исполнения комических опер – лично мне это интересно было лишь в заключительной стадии концерта, когда звучала финальная часть «Итальянки в Алжире» Джоаккино Россини или терцет Pappataci из нее же, и Фабио Мастранджело становился частью, скажем так, актерского состава, моментально включаясь в различные варианты комического и легко отыгрывая оценки и мизансцены героев действа. А вот когда речь идет о «Трубадуре» Верди или «Евгении Онегине» Чайковского, то мне гораздо больше импонирует привычная нам сдержанность и отсутствие жестикуляции, ничего не дающей ни исполнителю, ни оркестрантам… Безусловно, господин Мастранджело весьма обаятельный и любимый многими участниками концерта персонаж, но я ценю гораздо сильнее говорящую сдержанность точного, выверенного жеста, к которой нас приучила иная школа дирижерского мастерства. Кстати, достаточно вспомнить прошлогодний визит в Уфу итальянки же Сперанцы Скапуччи, открывавшей I Абдразаковский фестиваль в Уфе, гениально, на тончайшем, нежнейшем пиано исполнившей с Национальным симфоническим оркестром РБ Интермеццо из «Сельской чести» Масканьи… И это было вообще лишено какой-либо аффектации, но невероятно выразительно – видимо, сказывается школа маэстро Мути…
Хотя, может быть, это только я ворчу, поскольку зал был в полном восторге от всего происходящего и какой-то зритель постоянно трубил мне в ухо раскатистое «Брр-а-аво!».
Открывал вечер, конечно, сам художественный руководитель фестиваля. Ильдар Амирович очень тепло приветствовал слушателей, подчеркнув, что какие бы города ни приглашали его фестиваль к себе, точкой отсчета любого форума, безусловно, будет Уфа, его родной город, публика которого с полоборота заводится при кодовой фамилии Абдразаков и готова тут же устроить овацию своему земляку, что, собственно, и произошло через минуту, затем худрук, подобно контрабасу, густо пророкотал в зал: «Добрый вечер, Миляуша Галеевна!», поприветствовав своего сидевшего в центральном ряду педагога; чуть заметно повел глазом на ложу, слева выходящую на сцену, и буквально проворковал голубиное: «Мама…» И всё, после того как он отдал должное своим родным и близким, вечер вошел в нужное русло и потек по заготовленному сценарию, приводя народ, особенно экзальтированных дам, в состояние перманентного восторга…
События, коими полнились два этих замечательных дня, не смогут уместиться в одну публикацию, уважаемый читатель, поэтому сей рассказ будет иметь продолжение в одном из ближайших номеров, а сейчас, завершая свои заметки, я просто назову имена тех участников концерта, которых Ильдар Абдразаков пригласил приехать на свой фестиваль: помимо самого Ильдара Амировича и уже упомянутого Василия Ладюка, уфимцы рукоплескали двум чудным гостьям из Италии – Мартине Грезия и Анне-Дорис Капителли, молодому тенору, сыну нашего известного певца Владимира Белова – лауреату Международного конкурса вокалистов имени Николая Римского-Корсакова Кириллу Белову; ещё одной любимице уфимской публики Диляре Идрисовой, студентке Академии вокального искусства Елены Образцовой Валерии Лебедевой (Санкт-Петербург) и москвичке Оксане Секериной, которую отобрали в концерт открытия буквально в самый последний момент, после мастер-класса, а посему Юлиану Макарову, летевшему в Уфу, пришлось транспортировать концертное платье для замечательной начинающей певицы, исполнявшей арию Татьяны из оперы Чайковского «Евгений Онегин».
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
15-03-2019 (0) Просмотров: 1 310 Номер: 19(13303) Версия для печати