$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Достояние республики

Театр во спасение человеческой души


Театральное искусство нашей республики имеет богатую, полную знаменательных событий историю. Достаточно сказать, что первый драматический спектакль был сыгран в Уфе в 1772 году. В доме уфимского воеводы Никиты Можарова ссыльными поляками была показана пьеса «Пан Бронислав». И хотя игралась она на польском языке, новое для уфимцев зрелище произвело на них неизгладимое впечатление, и домашние спектакли стали у нас совсем нередки. А уже в середине XIX века гастролирующие актерские труппы приезжали сюда регулярно.

Театр во спасение человеческой души Театр во спасение человеческой души

Потому нет ничего удивительного в том, что старейшему театру нашего региона – Государственному академическому русскому драматическому театру Республики Башкортостан – в нынешнем году исполняется 158 лет!
Что же послужило точкой отсчета? В 1861 году в Уфе было построено первое театральное здание. Важную роль в этом действительно историческом для города событии сыграла Софья Александровна Аксакова, супруга уфимского губернатора Григория Сергеевича Аксакова, сына знаменитого писателя. Деревянное здание с партером, ложами бенуара, бельэтажем и галереями, разместившееся в квадрате, ныне ограниченном улицами Матросова, Фрунзе, Цюрупы и Тукаева, было построено на пожертвования разных лиц. Уже к 1865 году благодаря регулярно проходившим спектаклям и доходам от продажи билетов (губернаторская ложа – 12 рублей, кресла в партере 1-2 рубля, галерка – 30 копеек) был не только погашен долг от постройки, но и появилась возможность выделять средства для благотворительных целей.
Благодаря открытию зимнего театра театральная жизнь крупного губернского города уже не прекращалась ни на один сезон. И хотя рано было говорить о постоянной труппе, сохранялась определенная преемственность, позволяющая считать, что именно тогда и было положено начало русскому драматическому театру Уфы.
Деревянное здание было уничтожено пожаром в 1874 или 1875 году, но уфимцы немедленно приступили к сбору средств на постройку нового театра. Сведения о поступающих средствах регулярно публиковались на страницах газеты «Уфимские губернские новости». Более всех (в общей сложности 12000 рублей) пожертвовал на сие благое дело действительный статский советник Иван Федорович Базилевский, в честь которого и назвали новый театр.
Уфе несказанно повезло с летним театром, который в 1894 году построил Василий Ильич Видинеев. Уникальный по акустике зал высоко оценили европейские специалисты. Здесь работали труппы известных антрепренеров Петра Медведева и Петра Струйского. После завершения одного из сезонов газеты писали: «Уфимская публика, эта публика, которую постоянно упрекают в холодности, неотзывчивости, доказала, что истинно прекрасное она умеет любить и ценить». На этой сцене играло «Товарищество артистов Императорского Московского Малого театра» – уфимцы рукоплескали уникальной русской актрисе Александре Яблочкиной! Но вот беда - здание Видинеевского тетра – один из ярчайших примеров деревянного зодчества – сохранить, увы, не смогли – оно было снесено в 1991 году!..
В 1909 году исполнялось 50 лет со дня смерти Сергея Тимофеевича Аксакова. А поскольку ранее столетний юбилей известного всей России писателя, уроженца Уфы, не был отмечен должным образом, решено было увековечить память нашего земляка устройством в Уфе Аксаковского народного дома, где и предложено было, помимо музея, библиотеки и аудиторий, сделать зрительный зал и сцену.
20 тысяч рублей предоставило Уфимское губернское земство, 60 тысяч внес Комитет трезвости, 26 тысяч – Уфимская городская дума. 24 тысячи рублей составляла страховка за сгоревший уфимский театр. Однако этих средств не хватало, и был организован сбор пожертвований по всей России. К концу 1910 года набралось около 250 тысяч рублей.
Дом должен был открыться 30 апреля 1913 года, но полностью достроить его не успели. Окончательно строительство здания завершилось лишь к концу 1920-х годов.
Декретом СНК от 26 августа 1919 года было объявлено, что всякое театральное имущество объявляется национальным имуществом. Союз работников искусств, которому были переданы театральные здания, приступил к ремонту театральной части Аксаковского народного дома, переименованного к тому времени во Дворец Труда и Искусств.
Коллегией была набрана русская драматическая труппа, которая открыла сезон 7 ноября 1919 года постановкой пьесы М. Потшера «Свобода». «Ревизор» и «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Гроза» и «Лес» А.Н. Островского, «На дне» М. Горького, «Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера – афиша театра выглядела весьма солидно.
В 1938 году постановлением СНК БАССР объединенные в 1922 году Гостеатры были разделены на два самостоятельных театра: Башкирский академический государственный театр и Русский государственный драматический театр. Ввиду перехода Русского государственного театра во вновь построенное помещение, на оборудование, меблировку театра, мастерских, сцены и подсобных помещений Наркомфином БАССР было отпущено 100000 рублей.
Открытие Русского государственного драматического театра в новом здании, на улице Гоголя, 58, состоялось 20 марта 1939 года. Более сорока лет коллектив театра работал в этом, может быть, не очень удобном здании, в котором, кстати, была прекрасная акустика. Именно здесь были пережиты суровые военные годы, отсюда на войну были отправлены более восьмидесяти членов коллектива, здесь была сформирована фронтовая актерская бригада.
С 1966 по 1983 год художественное руководство театра осуществлял главный режиссер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Габдулла Гилязев.
Многие его ученики на долгие годы стали ведущими актерами Русского драматического, а спектакли в его постановке по праву вошли в историю театра. Это «Мещане» М. Горького, «Бедность не порок» А.Н. Островского, получившие высокие награды на Всесоюзных и Всероссийских театральных форумах, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана.
Усилиями директора театра Леонида Левитина был решен вопрос о строительстве нового, современного здания. К работам приступили в 1971 году. Автором проекта стал архитектор Алексей Печенкин. Долго думали, как придать зданию величественность. Эту задачу помог решить вынос карниза на двух мощных пилонах. В сентябре 1977 года известными московскими художниками-монументалистами Владимиром Лемпортом и Николаем Силисом был закончен многофигурный горельеф на двух пилонах фасада, изготовленный из бетона с мраморной крошкой, общей площадью 98 квадратных метров.
Открытие театра в новом здании на проспекте Октября, 79, состоялось 29 апреля 1982 года.
С 1984 года и по сей день, сначала в качестве главного режиссера, а затем художественного руководителя, театр возглавляет заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Башкортостан Михаил Исакович Рабинович.
Сегодня, в дни празднования столетнего юбилея республики, Государственный академический русский драматический театр РБ играет спектакли, поставленные по произведениям представителей башкирской литературы. И здесь особой строкой нужно сказать о лирической драме «Луна и листопад». Тема Великой войны для Михаила Рабиновича – особая. И тем ценнее тот факт, что один из своих самых значительных спектаклей он создал на основе произведения, вышедшего из-под пера народного поэта Башкортостана Мустая Карима. Пронзительная, полная драматизма, пронизанная удивительной поэтичностью повесть «Помилование» была воплощена на сцене театра путем соединения двух важных художественных пластов – театрального и кинематографического. И это позволило показать лирическую историю в таких деталях и подробностях, что в зале на каждом спектакле не остается равнодушных, а к финалу зрители и вовсе не стесняются бегущих по щекам слез…
Так что за первые 158 лет своей славной истории Русский академический театр оставил значительный и замечательный след в сердцах своих многочисленных зрителей, фактически шаг в шаг пройдя этот путь с самой республикой. Думаем, что и в дальнейшем ГАРДТ РБ не сдаст своих позиций. А подтверждением тому пусть послужат слова Михаила Исааковича Рабиновича: «Театр – дело духовное, в театре можно (и нужно) спасаться от суеты, пошлости, находить ответы на вопросы, которые тебя мучают… Театр не зря когда-то назвали храмом. Театр – это место, где человек очищается, театр – во спасение человеческой души…»
По архивным материалам подготовила Елена ПОПОВА.
НА НИЖНИХ СНИМКАХ: сцены из спектакля «Луна и листопад».

Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Дата создание новости 22-03-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 1 909     Номер: 21(13305)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.