Большой балет
«Гала Нуреев» прошёл на особом подъёме
День проведения «Гала Нуреев» на XXII Международном фестивале балетного искусства имени нашего великого земляка оказался более чем насыщенным. Все началось с возложения цветов к барельефу с изображением Великого Руди. В нем приняли участие как хозяева форума – генеральный директор БГТОиБ Ильмар Альмухаметов, художественный руководитель балетной труппы театра Леонора Куватова, артисты театра и студенты Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева, так и гости фестиваля, в частности, личный ассистент и менеджер Рудольфа Хамитовича, президент фонда Rudolf Nureyev Луиджи Пиньотти.
Далее в театральном Эрмитаже состоялась пресс-конференция, участие в которой приняли синьор Пиньотти, а также исполнитель роли молодого Нуреева в британском художественном фильме «Белый ворон» (режиссер Рэйф Файнс), премьер Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, лауреат международных конкурсов Олег Ивенко. Он, кстати, не первый раз в Уфе. Побывав на премьере «Белого ворона» в Москве, генеральный директор БГТОиБ Ильмар Альмухаметов познакомился с Олегом Ивенко и пригласил его в Уфу. Результатом стал июньский визит казанца и его выступление – на сцену нашего театра он впервые вышел в партии Базиля в балете Минкуса «Дон Кихот». А ныне Ивенко исполнил два номера в «Гала Нуреев», самым ярким из которых, на мой взгляд, было па-де-де Дианы и Актеона из балета Цезаря Пуни «Эсмеральда» (вместе с примой-балериной БГТОиБ Валерией Исаевой).
Времени у Ивенко не было, поскольку до начала Гала оставалось полтора часа, и он спешил на репетицию, а посему успел только сказать несколько слов о том, насколько важно проводить такие фестивали, как Нуреевский, и о том, что, попав на родину своего героя, он ощутил мощнейшую энергетику: «Играя эту роль, испытывал невероятные эмоции. Трудно представить, что было бы со мной, если бы мне пришлось играть не фрагмент, связанный с его юностью, а пройти в этой роли всю жизнь Рудольфа Нуреева».
На сегодня Ивенко получает достаточно много предложений сниматься в кино. Впрочем, «вы скоро сами все узнаете», почти прошептал гость и исчез, упорхнув на репетцию…
…Касаемо же синьора Пиньотти, то он рассказал журналистам, что познакомился с Нуреевым в 1967 году, будучи в ту пору вполне успешным физиотерапевтом, работавшим в клинике, расположенной в самом сердце культурной жизни Парижа, и имевшим как массажист огромную клиентуру из числа знаменитых личностей. И вот в один прекрасный день раздался звонок, и незнакомый голос в трубке спросил: «Не могли бы вы приехать в отель «Континенталь»?» Пиньотти вежливо отказался, ссылаясь на то, что занят от 8 утра и до 8 вечера. В итоге договорились созвониться на следующий день, и когда человек, которым оказался Рудольф Нуреев, вновь позвонил, встреча все-таки состоялась. Нурееву нужна была помощь грамотного массажиста, поскольку он испытывал боли в ноге. После специального массажа, который до такой степени расслабил клиента, что тот даже заснул, Нуреев заплатил Луиджи в разы больше того, что Пиньотти получал раньше. «Я знал, кто он такой, и оценивал масштаб его личности. Мы подружились, хотя общение проходило непросто – он не знал итальянского, я слабо владел английским». Тем не менее они нашли общий язык, и в течение двух лет Луиджи работал у Великого Руди массажистом. Кому из них пришла мысль о том, что синьор Пиньотти мог бы занять при Рудольфе Хамитовиче роль менеджера, теперь уже узнать трудно. Гость расходится в своих «показаниях». Изначально он говорил журналистам, что сам предложил это Нурееву, а через какое-то время обмолвился, что идея принадлежала артисту. Так или иначе, он находился рядом с богом танца XX века в течение 26 лет, организуя гастроли, ездил с ним по всему миру, был свидетелем его выступлений на самых великих сценах. «Это был для меня совершенно новый жизненный опыт. Нуреев восхищал меня – он был тонким, чувствительным, чрезвычайно ранимым человеком, всю свою жизнь посвящающим танцу. Я не помню случая, чтобы он хоть когда-нибудь говорил плохо о своей стране, о своем родном городе, никогда не рассуждал о политике, не лгал. И однажды сказал: «Однажды я совершил прыжок в неизвестность и в тот момент сразу стал очень известным в силу именно этого поступка, а потом я всю жизнь стремился к тому, чтобы стать известным по-настоящему». В иные моменты ему было очень плохо, одиноко, и тогда я старался облегчить его участь, становясь ему то другом, то братом, то отцом…»
Вообще, из слов гостя, который ныне продолжает заниматься организацией различных гастролей и является обладателем самой большой коллекции личных вещей Рудольфа Нуреева, трудно понять, что именно могло в одночасье перевернуть судьбу вполне успешного физиотерапевта, имеющего семью и устоявшийся уклад жизни. Сам Пиньотти это не комментирует, излагая лишь известные большинству факты биографии нашего земляка, рассказывая о Марго Фонтейн, о дружбе Нуреева с Жаклин Кеннеди… Думаю, этот бодрый, сангвинического типа итальянец не так глубок и тонок, как его патрон, но все же он сказал, что ему важно было побывать на родине Рудольфа Хамитовича, ощутить силу земли, вскормившей будущего гения.
Под финал этой фактически односторонней беседы синьор Пиньотти подписал для театра фотографию, где он, еще молодой, запечатлен рядом с совершенно измотанным, видимо, репетицией, Нуреевым…
Фотография эта тоже возникла в театральном Эрмитаже не случайно, поскольку за час до «Гала Нуреев», на который отправился гость, в рамках фестиваля состоялось открытие фотовыставки «И снова он, наш Рудик…».
Речь о французско-российском художественном проекте, а это сто фотографий, на которых Рудольф Нуреев запечатлен в процессе репетиций и спектаклей с 1971 по 1984 год в Opera national Paris-Palais Garnier. Снимки эти сделал фотограф Национальной парижской оперы Франсетт Левьё, причем некоторые из них выставляются впервые.
Куратором выставки и проекта является наша землячка Галия Пуйе. Экспозицию уфимцы смогут посмотреть до 24 сентября, то есть до закрытия Нуреевского фестиваля. Организаторы проекта после его завершения намереваются торжественно передать фотографии, составившие экспозицию, в дар Башкирскому государственному театру оперы и балета и Башкирскому хореографическому колледжу имени Рудольфа Нуреева. В числе упоминаемых фоторабот Левьё нашлась и та, о которой речь шла выше.
…А далее все отправились в зал БГТОиБ, на сцене которого с огромным подъемом прошел «Гала Нуреев», участие в коем, помимо солистов и артистов балетной труппы нашего театра, приняли приглашенные звезды. Особого блеска этому действу добавило то, что вел Гала уникальный специалист – педагог, театральный и музыкальный критик, умница и эрудит, профессор, заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, лауреат премии Правительства РФ, лауреат премии имени Сергея Дягилева, член правления Фонда Галины Улановой, а также экспертных советов и жюри различных фестивалей и конкурсов Сергей Коробков.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
ПОД ФИНАЛ
В рамках XXII Международного фестиваля балетного искусства имени Рудольфа Нуреева 21 сентября состоится вечер одноактных балетов УралБалета (Екатеринбург).
Первый из балетов, «Наяда и Рыбак. Сюита», – праздник виртуозного классического танца, строгого и, одновременно, изящного, искрящегося. Целиком этот балет не дошел до наших дней, но сохранился фрагмент, который был поставлен в Екатеринбурге блестящим знатоком старинной хореографии, признанным мастером реконструкции спектаклей начала ХХ века Юрием Бурлакой.
Далее будут исполнены фрагменты из балета Вячеслава Самодурова «Приказ короля». Мировая премьера этой постановки состоялась в Екатеринбурге в минувшем сезоне. Новую партитуру по заказу УралБалета написал петербургский композитор Анатолий Королев. «Приказ короля» – балет ассоциаций, балет-путешествие, где свободно обыгрываются сюжеты и хореографические формы XIX века, каноны театра Мариуса Петипа. На фестивале будут показаны Большое классическое па из балета, а также финальное королевское антре.
В завершение вечера будет представлен одноактный балет на музыку Шарля Гуно «Вальпургиева ночь» Джорджа Баланчина. Постановка была подготовлена в сотрудничестве с Фондом Джорджа Баланчина (Нью-Йорк) и выполнена в соответствии со стандартами стиля и техники признанного мастера хореографии ХХ столетия. Балеты Баланчина – всегда вызов для лучших мировых трупп. «Вальпургиева ночь» – не исключение, ведь в ней – головокружительная смена темпов и ритмов, малых и больших ансамблей, кристальная конструкция, которую венчает блистательный финал – вакхическая пляска двадцати четырех танцовщиц. УралБалет исполнил «Вальпургиеву ночь» Баланчина впервые в России и заслужил высокую оценку экспертов нью-йоркского Фонда Баланчина и уральской публики.
Спектакли пройдут при участии оркестра Башкирского государственного театра оперы и балета. Дирижер – Артем Абашев (главный дирижер Пермского театра оперы и балета, приглашенный дирижер театра УралОпераБалет, Екатеринбург).
Материал подготовлен
пресс-службой БГТОиБ.
пресс-службой БГТОиБ.
17-09-2019 (0) Просмотров: 1 377 Номер: 67(13351) Версия для печати