Прямая речь
Математика как муза
Рушана Валиева о «Голосе», своих мечтах и сольной программе
Имя Рушаны Валиевой известно многим. Вся страна узнала о симпатичной девушке с волшебным тембром после популярного проекта «Голос. Перезагрузка». В это воскресенье, 29 сентября, певица выступит с сольной программой на главной концертной площадке республики – в ГКЗ «Башкортостан». Ее поддержат участники «Голоса» Сергей Мушта, Евгений Неваленный, брат исполнительницы Артур Валиев, перкуссионист Кирилл Ошеров. О том, какие планы на будущее строит Рушана, с чего начинался ее творческий путь и как удается совмещать музыку и учебу в одном из сильнейших вузов страны, она рассказала «Вечерней Уфе».
- Рушана, что ждет зрителей на концерте?
- Конечно же, будут песни, знакомые по шоу «Голос», но не все, а самые удачные. Представлю много авторского материала, исполню композиции на татарском, башкирском, английском, русском, украинском языках, магические номера с хангами. В общем, подарю уфимцам все то волшебство, которое присутствует в моем творчестве. В рамках тура также буду выступать 1 октября в Казани, потом – в Санкт-Петербурге и Москве. Для каждого города будут свои номера, на сцене хочу позиционировать себя прежде всего как автора-композитора, исполнительницу своих песен, а не просто перепевать чужие. Мечтаю получить какой-то отклик от зрителей. Будет много сюрпризов, пока не хочу раскрывать интригу.
Со мной выступит Сережа Мушта, с которым мы бились на шоу «Голос». Мы поддерживаем связь, творческое сотрудничество, музицируем, стали настоящими друзьями. Евгений Неваленный будет на концерте играть на ханге, мы с ним стали общаться еще задолго до проекта.
- О чем будут авторские композиции?
- Прежде всего о взрослении, каких-то этапах, произошедших в моей жизни, особенно о том времени, когда вырвалась из родного дома, уютного семейного гнезда, переехала в другой город, где совсем иная обстановка, насыщенный ритм огромного мегаполиса, самостоятельная жизнь. Еще находишься в поиске, не до конца понимаешь, что происходит и как дальше быть. О чувствах, о любви к людям, жизни, о каких-то своих переживаниях. Не бывает так, что сидишь и пишешь музыку специально на какую-то тему, все идет изнутри.
В детстве пела родителям, родственникам, друзьям, в узком кругу. Сейчас все то, что накипело, что вынашивала, наконец-то, дай бог, буду исполнять на концертах, выпущу как синглы, потом, может быть, и свой альбом. Пока не хочу загадывать, но песни есть, летом приводила их в порядок, мне помогали мой друг Женя, который выступал со мной на шоу «Голос», и брат.
- С чего началось увлечение музыкой? Возможно, пример подали родители?
- Сколько себя помню, всегда пою, с самого раннего детства. Папа мой тоже творческий человек - поет, играет на гитаре, баяне, долгое время работал в сфере культуры, брат с малых лет выступал на сцене. Артур старше меня на пять лет, я была совсем еще маленькой, но уже повторяла за ним песни на английском, русском, башкирском, татарском языках, оттуда и пошло мое увлечение музыкой. Родители никогда не заставляли ею заниматься, всегда получала удовольствие от пения. Был период, классе в пятом, когда пела только на английском. Сейчас понимаю, что на русском языке легче прочувствовать слова, он как-то ближе, хотя и английский неплохо знаю и понимаю, но это немного другое.
- В данный момент вы учитесь на третьем курсе Высшей школы экономики. Как удается совмещать музыку и математику? Вряд ли преподаватели идут навстречу…
- Последний год был действительно непростым: съемки «Голоса», прямые эфиры, которые совпали с сессией, самый пик пришелся на четвертьфинал и финал, состоявшийся 1 января. Даже переносила какие-то экзамены, ходила на пересдачи. И сейчас приглашают выступать, участвовала в концертах в Санкт-Петербурге, в Уфе, все время бываю в разных городах. Был случай, даже выступала на благотворительном концерте Первого канала, ездили летом в Чебоксары, а поздно вечером приехала в Питер, так как на следующее утро была репетиция. Конечно, мало времени остается для сна, но оно того стоит. Подобный ритм выматывает, зато за лето восстановилась и отдохнула.
- Почему решила поступать в Высшую школу экономики, а не пошла развиваться в творческом направлении?
- Когда готовилась к Единому государственному экзамену, думала пойти по творческому пути, в старших классах мечтала стать режиссером. До последнего находилась на перепутье и не могла определиться. Сижу, к примеру, занимаюсь литературой и думаю: «Как же я без математики?» Или готовлюсь к тестированию по информатике и слушаю музыку в наушниках, это помогало.
Сейчас понимаю, что очень легко соединять музыку и математику, вполне совместимые вещи. Да, это разные сферы жизни, но как здорово переключаться с одного на другое, это помогает найти новые источники вдохновения.
Учиться на бакалавриате осталось два года. Посмотрим, как дальше сложится моя судьба, но музыку бросать в любом случае не буду, она уже стала значимой частью жизни. Одновременно нравится ходить на лекции в вузе, особенно на втором курсе. Так что пока стараюсь успевать везде, а дальше посмотрим.
- Стали узнавать на улице? Обрушилась ли популярность после шоу «Голос»?
- Без шляпы узнают реже, чем в шляпе. В Москве, если еду в метро, обычно надеваю наушники - люди не подходят, не хотят отвлекать. Очень мощная поддержка была в социальных сетях. Шоу «Голос» в Уфе и Москве проходило с разницей два часа, я сидела, волновалась, ждала звонка родителей, которые бы оценили выступление. А они набирали меня часа через три после передачи, потому что их телефоны разрывались: звонили друзья, родственники, поздравляли. Кто-то даже не давал досмотреть мое выступление до конца: «По телевизору Рушану показывают!»
- Знаю, что вы не в первый раз принимали участие в шоу «Голос», была попытка пройти на детский этап конкурса...
- Да, в первый раз увидела рекламу по телевизору, ролик крутили еще с весны. Тогда решила для себя, что не умею петь и не пройду даже кастинг. Тем летом поехала в лагерь, принимала участие во многих мероприятиях, играла на гитаре, пела песни. Появились новые друзья, которые уговорили подать заявку. Брат играл на гитаре, я пела, папа снимал на камеру в телефоне. Наш совместный труд мы отправили в Москву, недели через две мне позвонили и пригласили на просмотр в Останкино. Помню, на выступлении я переволновалась, разрыдалась, казалось, что потеряла свой шанс, меня даже вывели из комнаты раньше других детей, чтобы я их не расстраивала. А через две недели выложили списки тех, кто прошел, у меня от счастья случилась истерика. Потом – съемки, репетиции, подбор песни. В течение месяца летали в Москву.
На тот момент не была готова к участию в шоу, мне кажется, я и сама это понимала в глубине души. Но все равно было обидно, когда не прошла, это очень бьет по самооценке. Рада, что мне удалось переступить через неудачу, я пошла искать свое звучание, свою изюминку.
Потом был взрослый «Голос», я тогда училась в десятом классе и благополучно провалилась еще на этапе кастинга: выбрала не те песни, типично вокальные. Когда я поступила в Высшую школу экономики, отучилась один курс, то решилась на очередную попытку. Подумала, почему нет? Я в Москве, и на билеты тратиться не нужно. К тому времени мы уже выступали полгода с Женей.
Естественно, был страх, что снова не пройду, второй раз было бы обиднее. Когда наставники стали поворачиваться ко мне, начался дикий мандраж, я не понимала, что происходит, что я уже в проекте и нужно просто как-то допеть песню. Имена наставников объявили буквально за день до съемок, узнав их, даже немного опешила: надеялась, будет Дима Билан. После раздумий решила, что, возможно, Басте покажется близким мое творчество, но на сцене из любопытства пошла к Сергею Шнурову, стало интересно, что нам вместе удастся сотворить.
- Как складывались отношения в команде Шнура? Давал ли он вам какую-то свободу в творчестве?
- В выборе песен свободы не было, только в аранжировке, каких-то своих идеях. В команде сложились дружеские отношения, творческие планы совпали именно с Сережей Муштой. У него прекрасная семья, мы близки как музыканты и чисто по-человечески, благодарна, что такие люди встретились на пути.
Последние этапы «Голоса» были самыми тяжелыми: чувствуешь груз ответственности, в финале представляешь не только себя, но и команду, своего наставника, на тебя смотрит вся страна. Помню, 1 января, времени на подготовку было очень мало, как раз в разгаре сессия, еще в общежитии все разъехались по домам, а я оставалась одна, мечтала просто приехать домой к родителям, смотреть новогодние фильмы, объедаться мандаринками. Устала за эти полгода, конечно, но это приятная усталость.
- А какая песня, которую исполнили на «Голосе», самая любимая?
- Наверное, самая первая, в ней я максимально настоящая. Текст песни когда-то дал послушать Евгений Неваленный, на Украине она популярна, мне понравилась, он сказал: «Давай учить».
- Наверное, сложно выходить на сцену, выступать перед большим количеством зрителей. С конкурсантами, особенно детьми, работали психологи?
- На «Голосе» царила очень теплая атмосфера, все операторы, девочки-редакторы, технические работники, которые настраивают микрофон, стилисты, ребята, отвечавшие за мониторы, - все очень дружелюбные, креативные. Поэтому и надобности в психологах не было, их роль выполняли окружающие нас люди.
- Что посоветуете совсем еще юным исполнителям, которые хотят попасть на проект «Голос» или подобные шоу?
- В наше время, к сожалению, детям часто навязывают фальшь, искусственность, наигранность, взрослость, я бы сказала. Посоветовала бы всегда оставаться собой, делать то, что действительно нравится, творить по велению сердца, ничего не бояться, верить в себя, несмотря ни на что, идти вперед и совершенствоваться.
- Слышала в одном из интервью, что вы планируете открыть некоммерческий центр, в котором смогут заниматься талантливые дети?
- Пока это только мечты, нет конкретного плана. Хочу заняться этим, когда появится определенный материальный багаж. Очень хочется создать именно некоммерческий центр, в котором смогут получить поддержку творчески одаренные дети, где им помогут сделать первые шаги. Речь идет не только о музыкальном развитии, но и художественном, хореографическом и так далее. У детей в голове нет никаких творческих рамок, границ, и это обязательно нужно развивать. Наверняка в Москве есть подобные центры, хотелось бы, чтобы они открылись и в республике, чтобы дети из сел и районов имели кураторов, помогающих продвигать их идеи, направляющих их вперед.
- Шоу «Голос» - это первый опыт работы на телевидении?
- Нет, в 14 лет выложила на YouTube свой кавер на песню Sunny группы Boney M. У меня был образ в русском народном стиле, слова на русском языке, и исполняла я их под баян. Просмотров было немного, но ролик как-то отыскало французское телевидение. Они пригласили меня на шоу каверов в прямом эфире, оплатили перелет, проживание. Общались со мной на английском, сначала думала, что какой-то розыгрыш.
- Шоу «Голос» закончилось, что дальше?
- Это только первая ступенька, думаю, все еще впереди. Пока я не могу считать себя полноценным артистом, и очень благодарна людям, в чьем лице нашла поддержку. Хотелось бы, чтобы звание финалистки «Голоса» в будущем обернулось чем-то более грандиозным. Мечтаю, чтобы люди слушали мои авторские песни и знали меня как просто Рушану Валиеву.
Сегодня очень много приглашений на различные фестивали, концерты. Страшнее всего было выступать на «Сердце Евразии», потому что петь приходилось не в темном зале, а перед огромной аудиторией: я видела лица, эмоции, реакцию. Это огромная ответственность, но и замечательный опыт.
Вопросы задавала
Ирина НУРИМАНШИНА.
Фото Дмитрия
МУХАМЕТКУЛОВА.
Ирина НУРИМАНШИНА.
Фото Дмитрия
МУХАМЕТКУЛОВА.
24-09-2019 (0) Просмотров: 791 Номер: 69(13353) Версия для печати