Беседа в присутствии Короля инструментов
В Малом (органном) зале Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова состоялся концерт «Новый год в Италии и Испании». В нем в дуэте выступили лауреат международных фестивалей и конкурсов, московский гость Алексей Балашов (гобой) и уфимская органистка, дипломант международных конкурсов, преподаватель Уфимского училища искусств Эльвира Ямалова (орган). В программе прозвучали произведения Вивальди, Морриконе, Паскулли-Доницетти, Маре, Баха… После концерта мы побеседовали с Эльвирой Раифовной.
- Расскажите, пожалуйста, о том, как началось Ваше знакомство с органом…
- Оно состоялось довольно просто. С 2002 года я проживала в Сарагосе в Испании. Переезд сам по себе большой стресс, да и дни после него проходили достаточно однообразно. Спустя какое-то время нас с мужем пригласили в гости к его другу, и там я попробовала поиграть на маленьком акустическом органе – мне очень понравилось. До этого никогда не видела орган в России, он был для меня чем-то из области фантастики. И когда мне вдруг представилась возможность учиться и играть на этом инструменте, я ни минуты не раздумывала.
Интересно, что в Испании очень развита органная культура. Простые люди, никогда не учившиеся музыке и не исполняющие ее, являются настоящими фанатами этого инструмента, многое о нем знают, собирают фотоальбомы интересных органных моделей.
Почти в каждом квартале находится собор, а в нем, соответственно, орган. Их можно встретить не только в городах, но даже в маленьких деревнях. Кстати, интересно, что специальных площадок для органа в Испании нет. Даже выступления больших знаменитостей народ приходит послушать в собор, причем бесплатно, ведь на это выделяются деньги из местного бюджета…
- Элеонора Раифовна, как дальше развивались Ваши отношения с органом?
- В первое время я брала частные уроки (один урок в неделю проходил в соборе). Начала сразу с серьезных вещей – прелюдий и фуг Баха, поскольку первую специальность получила как пианистка, мне не нужно было учиться начальной стадии игры. Затем поступила в Conservatori Professional (среднее специальное учебное заведение) в Испании. Там интересная система: учеба в музыкальной школе длится четыре года, а в колледже – семь лет, поэтому приходилось «перепрыгивать» какие-то ступени.
Второе высшее музыкальное образование получила, обучаясь в Conservatorio Superior de Musica de Aragon по классу органа под руководством Эстер Сьюдад Гаудевалья и Луиса Педро Брависа Коараса. Особенно ценными для меня стали курсы совершенствования мастерства игры на органе у таких выдающихся мастеров Европы, как Хосе Луис Гонсалес Уриоль, Монтсеррат Торрент, Михаэль Радулеску и Мишель Бовард.
- Трудно ли Вам было? Я имею в виду то, что занятия шли на испанском языке.
- Нет, к тому времени я уже хорошо владела испанским. Более того, преподаватель же всегда покажет на инструменте. Во время мастер-классов в Италии и Франции я тоже чувствую себя комфортно, поскольку корни слов общие, много схожего… Трудности с пониманием были только в Германии.
- Какие предметы, преподаваемые в консерваториях Испании, на Ваш взгляд, наиболее интересны?
- Интерпретация старинных уртекстов. К тому же для меня это был и наиболее сложный предмет, поскольку сами принципы игры на органе я освоила быстро. В этих нотах нет штрихов, символов артикуляции, динамики. Хорошо, если расставлены такты и ритмический рисунок. Без них это было бы похоже на какие-то упражнения. Помню свое первое «расшифрованное» произведение – Tiento Correa de Arauxo…
Мы изучали строгую полифонию, подробно разбирали «Искусство фуги» Баха. У нас были занятия по композиции: мы сочиняли большое количество произведений в трех ведущих жанрах главных эстетических направлений – барочную фугу, классическую сонату и романтическую фугу.
Также в Испании обязательным для всех студентов считалось пение в хоре, а конкретно – Григорианского хорала.
- Поскольку Вы окончили музыкальные учебные заведения в России и Испании, хочется узнать, есть ли разница в системах обучения этих стран?
- Есть, и, конечно, большая. Отечественная школа отличается строгой дисциплиной. В Испании преподаватели придерживаются более свободной и расслабленной методики. С какой-то стороны это хорошо. Впрочем, учиться можно хоть всю жизнь, нужно лишь оплачивать занятия. При этом интересная ситуация: студенты делятся на тех, кто музыкой занимается для души, и тех, кто четко поставили себе цель – вот они по-настоящему работают, чтобы стать профессионалами.
- Расскажите, пожалуйста, о том, как вы формируете репертуар для своих концертов…
- За годы, проведенные в двух учебных заведениях, собрался очень обширный репертуар: обычно выбираю что-то из него и добавляю новое произведение. В концертной программе люблю контраст, практически всегда придерживаюсь этого принципа. Только однажды, в проекте «Медитация и ритм», были схожие произведения. В первом отделении звучала спокойная музыка, зрители расслаблялись, медитировали, разрешалось даже поспать, поскольку после работы люди приходили уставшие, и идея концерта заключалась в отдыхе, релаксе. А второе отделение было более насыщенным, динамичным.
- Есть у Вас предпочтения среди композиторов?
- Иоганн Себастьян Бах для меня – вершина органного творчества, никем пока не достигнутая. В остальном играю практически все, в том числе и саундтреки к фильмам в переложении для органа. В репертуаре есть даже «салат» (ensalada) – испанский жанр музыки, части которого представляют собой разные небольшие произведения, такая сборная солянка. Помню, как-то я в одной испанской деревне сыграла хоту – жители были очень довольны.
- Известно, что Вы выступаете на концертных площадках Испании, в этой связи спрошу: отличается ли отечественная публика от зарубежной?
- Испания долгое время была аграрной страной, только недавно широким массам стала доступна высокая культура. А слушатели России более образованные… К тому же у нас разное воспитание: там более простодушные люди, даже в чем-то наивные. В Испании публика словно радуется за тебя, тому, чего ты достиг. В России же происходит анализ твоей профессиональной работы. Например, услышав в концерте очень известное произведение, испанцы будут в восторге, а здесь в первую очередь ценят, КАК ты сыграл, все ли правильно сделал.
- Могут, скажем, испанцы аплодировать после блестяще сыгранного произведения?
- Там другая традиция. Слушатели не аплодируют между произведениями, только в начале концерта и в конце.
- Это не затрудняет исполнение? Наверное, на музыканта действует то, что он не слышит реакции зала…
- Наоборот, мне так удобнее, поскольку я полностью сосредотачиваюсь на материале. Концерт не «дробится» рукоплесканиями, а проходит как единый цикл.
- Орган занимает самое важное место в Вашей жизни?
- Орган – инструмент, за которым я провожу лучшую часть своей жизни. Я резонирую с ним. Помню, как-то пять часов, не вставая, играла в соборе. Поняла, сколько времени прошло, только тогда, когда внимание стало рассеиваться. За фортепиано я могу заниматься много, но затем мне нужны перерывы. При этом я очень люблю этот инструмент – он первый и родной, очень душевный, и демонстрирует более тонкие чувства благодаря множеству своих градаций. В органе же больше проявлен дух, он наполняет тебя им, развивает исполнителя, дает двигаться вперед.
Вопросы задавала Гульназ ШАРИФУЛЛИНА,
студентка третьего курса Уфимского училища искусств (специальность «Теория музыки»).
Фото предоставлено литчастью Башкирской государственной филармонии.
студентка третьего курса Уфимского училища искусств (специальность «Теория музыки»).
Фото предоставлено литчастью Башкирской государственной филармонии.
24-03-2020 (0) Просмотров: 747 Номер: 20(13399) Версия для печати