$ - 92.0134
€ - 98.7187

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Золотые руки Альбины Шумячер


Золотые руки Альбины Шумячер

2020 год, пожалуй, войдет в нашу историю как один из удивительнейших и необыкновеннейших. Ну и задал же нам жару этот COVID-19! Но привнес он в нашу жизнь много нового и полезного, а люди, находясь дома в самоизоляции, стали раскрывать таланты, коих раньше они в себе ну никак не замечали…

Вот взять, к примеру, актеров Башкирского государственного театра кукол. Профессия многогранная, располагающая к творчеству в самых разных его вариациях! Так, заслуженная артистка Республики Башкортостан Альбина Шумячер решила посмотреть на собственную профессию с другой стороны – со стороны художника и начала вести онлайн-рубрику «Театр своими руками». Да так успешно, что разработала новую систему кукол «На колпачках» специально для домашнего театра! Впрочем, сейчас она об этом подробнее расскажет в нашей дружеской, теплой беседе.

- Альбина Раиловна, скажите пожалуйста, пробовали ли Вы мастерить кукол раньше, до пандемии коронавируса?
- Именно домашним театром я никогда не занималась. То есть я, конечно, этим ремеслом всегда интересовалась, ведь оно – неотъемлемая часть моей профессии. Я пробовала делать и перчаточных кукол, и кукол из папье-маше… Еще в начале своего актерского пути в свободное время я сидела в наших цехах, наблюдала за мастерами. Но ведь сама я никогда не была художником. Эскизы получались некрасивые, однако образ в моем сознании складывается прекрасный, и, опираясь на этот образ, я старалась все делать по правилам: сначала лепила из пластилина голову, потом форму гипсом заливала… Это очень долгий процесс, и рассказывать о нем можно бесконечно! Но непосредственно домашним театром я никогда не интересовалась. И вот в период самоизоляции решила попробовать.
замысел был таков: в первой части ролика я рассказываю, как сделать персонажей сказки, а во второй части разыгрываю сказку этими же героями. Выбор пал на сказку «Три медведя». Я подумала, что мне ее будет сделать проще всего. Для того чтобы создать кукол из бумаги к этой сказке, я перерыла весь интернет, искала в YouTube тематические уроки, но находила все не то: кто-то делает оригами, кто-то – театр теней, кто-то – пальчиковых кукол. Но того, что хотела и представляла себе я, нигде не могла отыскать. И тогда пришлось разрабатывать собственную методику для того, чтобы воплотить свои замыслы в жизнь!

- То есть Вы придумали новую систему кукол?
- Получается, что да, - смеется Альбина Раиловна. - Куклы из бумажных колпачков – это мое собственное ноу-хау. Сначала все мои куклы были сделаны из бумаги - в основе своей из колпачков: больших, маленьких, разных цветов… Потом захотелось добавить кукле больше возможностей, и я стала думать, как сделать подвижными их шейки. И решила продеть в колпачок ленточку из бумаги. К одной стороне приклеила голову, а с другой стороны – вставляла колпачок.
И мне становилось все интереснее и интереснее их дорабатывать, придумывать к ним новые приспособления. Ролики, где я делаю кукол, мне нравятся больше, чем сама сказка. Безумно люблю этот процесс!

- А как происходит запись сказки? Вам кто-то помогает?
- Нет, как взялась за этот процесс на самоизоляции, так и веду его сама. К работе я подхожу очень ответственно. Все делаю, как в театре: выстраиваю свет из подручных средств, расставляю декорации, включаю музыку, озвучиваю персонажей. Чтобы сделать полноценный ролик, требуется очень много усилий. Но кукол делать мне все же интереснее.
Готовые сказки я проверяла на своих внуках. Показывала им и саму сказку, и процесс изготовления. Производственный цикл они не всегда высиживали до конца. Поскольку мастерить кукол – процесс очень долгий (на одну куклу у меня уходит почти два часа), я стала ускорять запись и вырезать из нее все лишнее. Детям не хватает терпения усидеть, поэтому стала делать ускоренные ролики. Когда я стала делать более быстрые ролики, то и смотреть им стало интереснее.

- А сами они пробовали делать кукол?
- Нет, им интереснее воспринимать зрелище, нежели делать кукол. Они с удовольствием смотрят саму сказку.

- Над какой сказкой Вы работаете в данный момент?
- Сейчас я начала делать кукол для сказки Владимира Сутеева «Мешок яблок». Но само название мне не очень нравится, и я назвала свой «спектакль» «Заячья доброта». Ведь сказка-то главным образом о доброте. Заяц – он такой добрый! Нашел мешок с яблоками да раздал их другим. А благодаря большой душе он получил еще больше, чем раздал. Философская сказка.

- Сколько Вы еще планируете сделать сказок?
- Сейчас я продумываю для себя репертуар, тщательно ищу сказки, в которых было бы много разных персонажей и хороший, добрый сюжет. Вот, например, сказка «Зайка ищет новый дом». Я выбрала ее случайно: посмотрела на свои кукольные домики – так много этих домиков оказалось у меня, и все они собраны из разных сказок! И подумала – поставлю-ка я сказку о том, как зайка ищет себе новый дом, путешествуя по разным сказкам! Взяла я домик из сказки «Маша и Медведь», а его оттуда медведь выгоняет, тогда бежит наш заинька в сказку «Петушок – золотой гребешок» - оттуда его тоже прогнали. Потом он в теремок бежит, но его и оттуда гнали… Тогда перед ним встает выбор – в обычный дом поселиться или в будку. Подумал он, что в нормальный дом его не пустят, и заглядывает он в будку. Но и у будки оказался свой хозяин, и оттуда его тоже погнали! Получается, что нигде ему места нет, только в своей сказке под своим кустиком! И вернулся он тогда в свой дом под свой куст. Вот такая своеобразная сказка у меня в итоге получилась...

- Кажется, в других театрах проектов, аналогичных Вашему, еще не было…
- Да, я тоже стала из интереса просматривать, есть ли что-то подобное у других. Просмотрела, наверное, весь YouTube и не нашла!

- Надо отдать Вам должное и в том, что система кукол, которую Вы используете в своих роликах, – тоже Ваше собственное открытие.
- Я уже рассказывала, что изначально мне хотелось поучиться этому мастерству у других. Но того, что мне было нужно, не нашла. Пришлось все разрабатывать самой, - Альфия Раиловна опять смеется.
- В своих роликах я делаю самые разные приспособления для управления куклой и заостряю на этом внимание: дабы зрители знали, что можно сделать одну и ту же куклу разными способами. К некоторым куклам, например, привязать ниточки, и тогда получатся марионетки. Это же очень интересно, такой простор для творчества!
Как-то раз мне пришла в голову идея прикреплять к куклам коктейльные трубочки. Мне не хотелось, чтобы в кадре были видны мои руки. Потом я стала использовать более длинные палочки… Затем и их усовершенствовала, так как кое-где еще продолжали мелькать руки. Тогда я натянула черный задник, и на его фоне стала разыгрывать сказки, а палочки обтянула черной тканью – так и палочек не стало видно, и куклы на них перемещаются теперь словно живые.

- Вы делаете кукол исключительно из бумаги?
- Нет, не только. Иногда я использую и поролон. Когда чувствую, что персонажу надо добавить больше выразительности. Вот, например, ежика проще всего было бы сделать только из бумаги, нанизав на колпачок иголочки, но я его смастерила из меха: вырезала форму и приклеила к колпачку на клей ПВА. Так что можно использовать не только бумагу, но и самые разные ткани, поролон, кусочки меха… Я к этому не сразу пришла, а лишь путем собственных проб и ошибок.
Одну из первых своих сказок - «Репку» - я делала исключительно из бумаги. Господи, как же долго я ее мастерила! На видео этого не заметно, но намучилась я с ней изрядно! Извозилась в клею, а квартира вся была в обрезках бумаги – сколько же я этой бумаги извела! А потом думаю: ну почему я сразу не догадалась вырезать какие-то детали из поролона?! И проблем бы не было. А «Колобок»?.. Я сразу решила, что из бумаги делать его не буду, ведь тогда он не получится у меня идеально круглым! И я сделала его из плотного пенопласта: вырезала сначала квадратик, отсекла от него все лишнее, а потом отшлифовала пилочкой и наждачной бумагой. Конечно, это занимает много времени, но эффект того стоит – колобочек получился у меня такой красивый, такой выразительный!

- Как Вы думаете, можно ли таких кукол использовать в спектаклях на сцене театра?
- В Малом зале, думаю, можно. Почему бы и нет? Скажем, репертуар таким образом разнообразить…
А вообще, за время всей этой работы квартира моя превратилась в настоящую мастерскую и телестудию, где я создаю свои «шадевры» и записываю их на камеру! Приехали как-то ко мне внуки, начали моих кукол рассматривать и спрашивать: «А это что? А это для чего?» Я сказала своей внучке Ксюше: «Давай-ка аккуратненько, не ломай моих куколок, а покажи, как хорошо ты знаешь сказку». И внучка взяла персонажей «Маши и Медведя» и начала разыгрывать передо мной сказку, да так складно! До сих пор жалею, что не записала, до того интересно получилось! Она и говорит-то пока не совсем понятно, но уж очень смешно рассказывает, и наблюдать за ней в этот момент мне было очень интересно!
Даже мой сын, приехав из Москвы и посмотрев мои работы, сказал: «Как здорово! Да тебе, оказывается, и монтажер не нужен, мама, – ты прекрасно со всем справляешься сама!»

- А об этом, пожалуйста, поподробнее. Получается, что монтируете видео Вы сами?
- Да, пришлось мне и монтаж самой освоить! Поначалу мне помогали наши ребята из театра, но я всегда хотела освоить монтаж сама, чтобы все было сделано очень деликатно, без нарушения изначального замысла. А научить меня ни у кого не было времени… Поэтому и в этой области методом проб и ошибок я сама в самоизоляции, а потом - в свой отпуск сидела и обучалась монтажу по специальным программам! Благо, что видео у меня набралось достаточно - было из чего смонтировать свой первый ролик. Но каких трудов это стоило! Бывало, сяду вечером за работу да просижу за ней до пяти часов утра! Мне, как человеку, далекому от этого ремесла, обучение давалось трудно, но оно того стоило – теперь могу ни от кого не зависеть, а монтировать так, как считаю нужным сама. И добилась именно того результата, которого хотела – ролики получились содержательные, интересные и динамичные.

- Альбина Раиловна, поделитесь, пожалуйста, с читателями, в чем секрет успеха на новом для Вас поприще?
- Наверное, в первую очередь в моей усидчивости. Даже мои знакомые говорят: «Наверное, ты все это уже умела делать раньше!» А я им отвечаю: нет! Мне это просто очень интересно, и я не боюсь пробовать новое. Вот и все. А еще я хочу освоить много других разных техник. Вот батик, например. Пока я этой техникой не владею, но очень хочу научиться. И научусь!

- Спасибо, Альбина Раиловна, успехов Вам!

Беседовала Диана ГАРАЕВА.
Фото предоставлено литчастью БГТК.

Золотые руки Альбины Шумячер

Дата создание новости 28-07-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 1 083     Номер: 52(13431)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.