$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Светить всегда, светить везде –вот лозунг наш и театра!


Светить всегда, светить везде –вот лозунг наш и театра!

Режим самоизоляции постепенно смягчается, однако выбраться в любимые театры мы по-прежнему не можем.

Башкирский государственный театр кукол очень скучает по своим зрителям. И поэтому мы пока приглашаем их… за кулисы (в святая святых!), дабы познакомить с теми людьми, которые в обычное время остаются в тени, но без которых не мог бы существовать ни один спектакль. Речь сегодня пойдет об осветительском цехе БГТК. А главным действующим лицом станет Ильнара Куватова, главный художник по свету Башкирского государственного театра кукол, где она работает с 2004 года. Однако ее творческая жизнь началась значительно раньше…

- Ильнара, расскажите, как Вы стали художником по свету в театре? Нужно ли для этого специальное образование?
- Свой творческий путь я начинала в Сибае, в детском театре «Сулпан». Пришла туда работать в 1993 году. В этот театр меня взяли реквизитором, но порой мне приходилось и на сцене работать (заменять заболевших актрис). Я знала наизусть все пьесы. Потом служила звукорежиссером и даже заведующей музыкальной частью. В общем, изучила всю театральную «кухню», что называется, «от и до». Тогда же меня то и дело просили в качестве звукорежиссера вести концерты в Сибайской филармонии, особенно когда требовалось работать на площади во время городских праздников. А в Башкирский государственный театр кукол меня пригласила режиссер Гульнара Валитова. В то время она как раз ставила в Сибае спектакль, видимо, приметила меня, проверила в работе и пригласила в БГТК, в Уфу.
Так я пришла работать художником по свету в Башкирский государственный театр кукол и с большим удовольствием служу ему и по сей день. Когда в 2008 году в театре случился пожар, спектакли мы играли прямо в фойе – осветители на какой-то момент стали не нужны, я даже вернулась в профессию звукорежиссера. А потом здание восстановили, и я снова стала главным художником по свету.
Что же касается специального образования, то у меня их два: техническое и режиссерское. Я закончила Стерлитамакское культпросветучилище. Все остальное изучала на практике.

- Какие моменты в Вашей работе самые сложные?
- Освещать спектакли, - лукаво улыбается моя собеседница... - А если серьезно, то основные сложности, с которыми нам приходится сталкиваться, зачастую бывают связаны с нехваткой хорошего профессионального оборудования. Мы очень надеемся на реконструкцию, и тогда можно будет все у нас по части света обустроить досконально, продуманно. Мне бы хотелось работать с ламповыми прожекторами, а не со светодиодными, как сейчас. Я в этом вопросе стараюсь равняться на столичные театры – в Мариинском театре, например, все спектакли освещаются исключительно ламповыми прожекторами.

- Сколько времени у Вас уходит на установку света перед спектаклем?
- Во многом это зависит от того, на какой площадке мы работаем: родной, стационарной или незнакомой (на выезде, на гастролях или фестивале). В своем театре на установку самого сложного спектакля у нас порой уходит до двух часов. А на чужой площадке, бывает, и по пять часов трудимся. Например, когда мы на фестивале «Науруз» в Казани показывали спектакль «Мустай Карим. Близкий горизонт», ох и пришлось же нам повозиться! Помнится, закончили мы тогда репетицию только в два часа ночи, хотя свет начали устанавливать в семь вечера.
На чужой площадке мы, можно сказать, заново знакомимся со своим спектаклем. А еще объем времени зависит от того, какое оборудование есть на сцене, где приходится выступать во время выезда - нередко, например, нужно подключать дополнительные прожекторы. Зависит процесс и от того, сколько работников участвует в подготовке показа, какой у принимающей нас стороны световой пульт…

- Художник по свету не только создает световую партитуру, но и руководит этим процессом на протяжении всего спектакля. Приходится ли Вам подчас импровизировать во время действия?
- Конечно! Особенно на фестивалях, на гастролях. Когда мы в первый раз приехали на фестиваль в Актюбинск, перед нами выступал коллектив из Оренбургского театра кукол. И после их показа у нас оставалось всего два часа на установку декораций и отстраивание света. Я помню, зашла к ним в рубку, подхожу к пульту и спрашиваю: где у вас какая ручка и на что нужно нажимать? И все происходит перед самым началом! Вот тогда это была чистая импровизация, ведь я даже не знала, какая ручка за какой прожектор «отвечает»! Вообще, работа на фестивалях – всегда самая сложная, всегда стресс… Там буквально заново постигаешь все нюансы нашей постановки, и тебе все непривычно, даже расположение артистов на сцене.

- Что Вы больше всего любите в своей работе?
- Когда для достижения идеального результата не нужно прилагать никаких дополнительных усилий, все идет естественно, логично, и свет в спектакле выстраивается, словно сам по себе, - Ильнара заразительно смеется. - Да, представьте себе, и такое бывает! Некоторые спектакли идут, как по волшебству, точно все рождается само, хотя световой рисунок у них при этом бывает непростой. Например, я очень люблю работать в спектаклях «Волшебник Изумрудного города», «Мустай Карим. Близкий горизонт». А технически они очень сложные. Я не знаю, от чего подобное зависит, наверное, это у их постановщиков рука такая легкая...

- А с кем Вам больше приходится взаимодействовать, когда выпускается премьера – с режиссером или художником?
- С режиссером, конечно! Самое главное – понять основной замысел постановщика.

- Все в театре знают, что в вашем цехе сложилась очень дружеская атмосфера. Наверное, вы работаете, словно единый организм…
- Да, мы с ребятами очень хорошо друг друга понимаем. Вообще, самое главное в нашем труде – ансамбль, слаженность. Чувствовать друг друга должны не только осветители и звукорежиссеры, но еще и актеры. И этого навыка, такой слаженности у нас действительно не отнять! В нашем цехе все очень дружные, мы горой стоим друг за друга. Мне очень нравится работать с нашими звукорежиссерами (Алексей Лабунский, Роберт Усманов). Команда у нас отличная подобралась. Самый старший, самый опытный из нас художник по свету – это, конечно же, Сергей Михайлов. Ему довелось служить в театре еще при Владимире Михайловиче Штейне! Молодцы и те ребята, которые пришли работать осветителями после моего здесь появления: Юлия Аубасарова, Игорь Тишков, Ильнур Слявчин. Ильнур, кстати, у нас и в качестве художника-постановщика работает, ставит спектакли – у него очень интересный взгляд на творческий процесс, он мыслит как художник, чрезвычайно тонко и креативно.
Художник по свету – это ведь полноправный участник постановочной группы спектакля, равно как и сценограф, и композитор… Композитору в чем-то, быть может, даже легче – он музыку написал и работает дальше над другим проектом, а мы постоянно находимся внутри спектакля и, как я уже говорила, иногда даже сочиняем световой рисунок на ходу. Бывает и так: выпускаешь постановку, и еще в течение какого-то времени после премьеры в голову приходят новые идеи, и ты дорабатываешь их уже самостоятельно.
А вообще, нашему поколению художников по свету работать тяжелее, чем тем, кто трудился, скажем, до периода перестройки. Нынешние дети хотят увидеть «богатую» картинку, они ждут от нас шоу. Современную ребятню трудно удивить, и с этим сталкиваются не только театры кукол – говорю об общей тенденции в театрах вообще. Сегодня от художника по свету в театре зависит очень много. Особенно когда дело касается новогодних спектаклей или всевозможных представлений ростовых кукол.
Вот так и трудимся! Работу свою любим и каждый день готовы дарить аудитории радость, излучать свет. И, конечно, мы с нетерпением ждем встречи с нашими зрителями!

P.S. При дальнейшем благоприятном развитии событий Башкирский государственный театр кукол планирует начать показ спектаклей с 5 сентября. В этот день на Малой сцене БГТК состоится долгожданная премьера сказки «Гуси-лебеди», которая была запланирована на 27 марта...

Беседовала Диана ГАРАЕВА.
На снимках: Ильнара Куватова; а это она с дружной командой осветителей и звукорежиссеров.
Фото автора.



Светить всегда, светить везде –вот лозунг наш и театра!

Дата создание новости 14-08-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 1 130     Номер: 56(13435)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.