$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Наедине со своей памятью


Наедине со своей памятью

Открыв книгу воспоминаний автора, мне давно знакомого, чья профессиональная деятельность в течение не одного десятилетия проходила на глазах, удивилась, что многого о нем не знала. При том еще, что неоднократно беседовала, специально расспрашивая о деталях биографии, когда готовила очерк о нем для своей книги «Отпуская в полет лебедей…», вышедшей к 25-летию Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева.

Тогда, в 2012 году, он уже не работал в БХК и вообще из Уфы переехал в Санкт-Петербург, но очерк о нем по праву открывал цикл о замечательных балетных педагогах: Алик Салихович Бикчурин стоял у истоков создания этого творческого учебного заведения, будучи его первым руководителем, принявшим на себя самые начальные, а потому и самые трудные заботы.
Книга, выпущенная в этом году Санкт-Петербургским информационно-издательским агентством «ЛИК», называется «Мой путь, моя судьба…». И точнее о ее содержании не скажешь, потому что начинается она фразой «Появился я на свет в 4.30 утра 21 сентября 1937 года в Уфе», а заканчивается сегодняшним днем и строчкой из песни Фрэнка Синатры: «Я не жалею ни о чем – это был мой путь!».
Алик Салихович (для краткости и нестыковки двух согласных его чаще называют Али Салихович) оставил в своей родной республике след очень значимый: и за 13 лет административного и художественного руководства хореографическим училищем, и когда с 1988-го по 1990 год совмещал эти нелегкие должности с директорством в Башкирском государственном театре оперы и балета, выводя его из затянувшегося кризиса. Страницы, посвященные этим трудным, но полным творческих исканий временам, а также выпавшим на его долю придиркам чиновников-недоброжелателей, отстранением от работы, долгими судебными тяготами с положительным в конце концов результатом, достаточно подробны. Как считает сам автор, возможно, они «могут показаться читателю излишне категоричными», но он «старался не идти против истины». В самом деле, это же его мемуары и его точка зрения.
Особым теплом и ностальгией по прошлому меня овеяла глава «Детство». Видимо, потому, что оно у нас похожее: мы дети войны, и хоть жили далеко друг от друга – я на Волге, он на Урале, познали тяготы всеобщей беды, которые объединяли жителей разных городов и весей в единый, терпеливый и мужественный народ, частью которого были и самые маленькие его граждане. Довоенные годы у бабушки в Терменево описаны с такой любовью и точностью деталей сельского быта, что читаются с большим интересом. А дальше – война…
Бабушка отправила внука в Уфу к родителям. Отец добровольцем ушел на фронт и погиб в 1942 году в день 5-летия своего старшего сыночка Алика. Мать, 25-летняя вдова, осталась с двумя детьми. Так что Алик быстро повзрослел, отвечая за младшего братишку. Мама, уходя на работу, просила скудную еду распределить на весь день, но малыш хныкал: «Хочу есть», и приходилось его кормить. Позже ребятишек устроили в круглосуточный детский сад на улице Зенцова, и там уже было сытнее. Прошло время, мать в госпитале выходила раненого, который стал ее мужем. Детям сказали, что с войны возвратился отец. Айратик поверил, а старший резко выпалил: «Не обманывайте меня, это чужой дядя!» Но отчим оказался заботливым, стал активно налаживать быт семьи, а с рождением дочки Флориды даже приобрел корову, что в городских условиях стало весьма проблематичным. Мама вышла на работу, а на Алика возложили домашние обязанности – нянчить сестренку, растапливать печь, варить картошку.
В 10-летнем возрасте его хотели определить в Суворовское училище, но до этого в оперном театре проходил отбор в Ленинградское хореографическое училище, куда и попал живой, активный мальчик. Алик Бикчурин провел в Ленинграде годы своего становления и как личности, и как профессионала с 1947-го по 1956-й. И эта часть жизни нашла отражение в книге, подкупая искренней авторской интонацией, отважной правдивостью повествования о непростых взаимоотношениях с товарищами, о собственных недостатках, с нескрываемым восхищением перед красотой города, высотой балетного искусства, благородством и культурой преподавателей. Именно там и тогда состоялась встреча с будущей звездой башкирского балета Венерой Галимовой, с которой и танцевали вместе, будучи ведущими солистами Башкирского театра оперы и балета, преподавали в хореографическом училище и создали семью, отметив уже 60 лет совместной жизни.
Своеобразной книгой в книге выглядит отдельная глава «Рудольф Нуреев» с подзаголовком «Мы учились ходить по земле уфимских улиц…». Это можно понимать и буквально, потому как в раннем возрасте оба ходили в один и тот же детский садик. Но нужно, наверное, расшифровывать так, как подсказывает автор, отмечая, что в потоке интереса к личности великого танцовщика после его смерти эти страницы о периоде юношеского общения могут как бы потеряться, но чем больше «углублялся в чтение неисчерпаемых мемуаров и эссе, тем свободнее себя чувствовал наедине со своей памятью, tete-a-tete с несравненным артистом».
Пожалуй, именно этот период перед отъездом в Ленинград и в начале учебы там – меньше всего описан в мемуарной литературе, посвященной Нурееву. Так что приведенные эпизоды встреч с юным Рудольфом дорогого стоят. Тем более что ни в своих записках о танцевальном гении из Уфы, ни в своих биографических эссе автор книги не тянет одеяло на себя. Потому и образ юного Нуреева получился запоминающимся. Потому и описание становления башкирского балетного искусства, данное автором, хоть и не во всей полноте, но с профессиональным анализом, не оставляет впечатления о возвеличивании себя и своей жены (как это бывает в иных мемуарах), однако и не преуменьшает активного участия в подготовке целой плеяды артистов балета.
Поздравляя Али Салиховича с интересной и полезной книгой, не могу не упомянуть его литературных помощников – наших земляков: редактор – Сергей Лалетин, выпускник Башкирского хореографического училища, корректор – Наталья Александровна Лалетина, много лет возглавлявшая корректорскую службу в «Вечерней Уфе».

Алла ДОКУЧАЕВА.
НА СНИМКАХ: Алик Салихович в родном Башкирском хореографическом колледже с нынешним директором БХК Олией Вильдановой; разворот книги Алика Бикчурина.
Фото из открытых источников.


Наедине со своей памятью

Дата создание новости 13-11-2020   Комментарии (0)   Просмотров: 1 239     Номер: 79(13458)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.