$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Лавина света от актрисы по имени Света


Лавина света от актрисы по имени Света

Поводом пообщаться со Светланой Имамутдиновой – актрисой Башкирского государственного театра кукол - стала особая дата в ее биографии. Вчера актриса отметила день рождения. За теплой беседой Светлана рассказала «Вечерке» историю своего становления в творческой профессии и о том, каково это - быть актрисой театра кукол…


- Светлана Мансуровна, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в эту профессию. Мечтали о творческой стезе с детства?
- Я бы не сказала, что мечтала с детства стать актрисой. Но зато я мечтала стать балериной. Помню, как мы всей семьей смотрели по телевизору различные балеты, и мне это безумно нравилось. А потом я пыталась ходить на носочках, подражая балеринам. Вообще, сколько я себя помню - мне всегда очень хотелось танцевать! А еще - играть на фортепиано. Но у нас, к сожалению, не было возможности купить инструмент, хоть музыкальная школа в Сибае (откуда я родом) и была. Зато когда пианино появилось у наших соседей, я стала частенько к ним наведываться, чтобы «помузицировать». Тогда родители, пожалев меня, купили игрушечное пианино, и я долгое время пыталась на нем что-то подобрать…
Видя мою любовь к танцам, когда мне исполнилось семь лет, мама отдала меня в достаточно известный в нашей республике Образцовый ансамбль народного танца «Гульдар», созданный при Детской школе искусств города Сибая. Счастью моему просто не было предела! Мне очень нравилось туда ходить. Руководителем у нас была ныне уже ушедшая из жизни Римма Фидратовна Уметбаева - настоящий фанат своего дела, педагог от Бога. В то время наш ансамбль частенько приезжал выступать на правительственные концерты в Уфу. Они проводились тогда в Башкирском государственном театре оперы и балета и во Дворце культуры нефтяников (ныне – ГКЗ «Башкортостан»). И мы, будучи совсем детьми, даже не отдавали себе отчета в том, насколько значимыми были те концерты, мы относились к ним, как к веселому приключению. И только сейчас я стала понимать то, как волновались наша любимая Римма Фидратовна и все родители.
Кстати, Римма Фидратовна окончила знаменитое Куйбышевское хореографическое училище, и именно благодаря ей в то время наш ансамбль просто гремел: мы выезжали на концерты не только по Башкирии, но и по России, и даже за границу… Нас, юных артистов, частенько поощряли за отличные результаты: например, давали путевки в лагерь «Березка» на озере Талкас.
Можно сказать, я выросла на сцене, настолько часто проводились у нас выступления и концерты. Поэтому влюбилась я в сцену еще в детстве, и уже тогда стала мечтать о том, чтобы связать свою жизнь с искусством. Замечу: говоря о том, что не мечтала стать актрисой, я слукавила, поскольку в нежном возрасте частенько любила устраивать дома кукольные спектакли: натягивала простыню – некий аналог ширмы, и с помощью своих игрушек разыгрывала перед домочадцами представления. Так что, как ни крути, подсознательная тяга к театру кукол появилась у меня еще в раннем детстве…
- Но по окончании школы ведь наверняка уже знали, что станете актрисой?
- Одиннадцатый класс я закончила с золотой медалью, и, естественно, родители возлагали на меня большие надежды. Уверены были, что дочь стремится получить серьезную профессию: они очень хотели, чтобы я поступила в медицинский институт и стала врачом. Я тоже задумывалась об этом. Но руководитель ансамбля «Гульдар» привила нам любовь к сцене, и так или иначе все ее выпускники связали свою жизнь с искусством: кто-то пришел на телевидение, кто-то стал профессионально заниматься танцами, кто-то попробовал свои силы в хореографии, а кто-то работает в домах культуры или ведет кружки в школах…
Так вот, десятилетку я окончила в 1998-м. Моя сестра на тот момент уже училась в медицинском институте и довольно много рассказывала мне обо всех плюсах и минусах профессии врача. В общем, получив аттестат, я приехала в Уфу с твердой уверенностью, что буду поступать в БГМИ, где с 15 июля должны были начаться экзамены. Но вдруг от своей же сестры я узнаю, что с 5 по 9 июля проходят вступительные экзамены в Институт искусств (целевой курс для театра кукол), и, памятуя о моей тяге к творчеству, она предложила мне попробовать себя и пойти на эти испытания. Сестра подчеркнула: «В итоге ничего не потеряешь: ведь в случае, если в УГИИ поступить не получится, потом спокойно можно пойти в медицинский». Не думая долго, я, как полагается, выучила прозаический отрывок, басню, стихотворение и отправилась на вступительные экзамены. И в итоге благополучно поступила в институт.
Не скажу, что хотела стать именно актрисой театра кукол – скорее это было стечением обстоятельств. К своему стыду, не знала тогда о существовании Башкирского государственного театра кукол. Знала лишь про Башкирский академический театр (его артисты к нам частенько приезжали на гастроли), а в театре кукол я никогда не была и никогда о нем не слышала. А как раз в 1998-м шел целевой набор студентов для последующей работы в БГТК. На вступительных экзаменах нас «оценивали» великие Айрат Ахметшин и Фардуна Касимова. Они, конечно, изумились, узнав, что у меня золотая медаль. Ведь золотые медалисты – не частые гости на вступительных экзаменах в Институт искусств. Мэтры долго расспрашивали, почему я пришла с такими хорошими оценками в аттестате именно сюда, все переспрашивали, не пожалею ли я о своем выборе. Но я была непреклонна, и вопрос о том, что могу пожалеть об этом, передо мной даже не стоял.
- Вам нравилось учиться в вузе?
- Да, учеба мне чрезвычайно нравилась. А вот маму, конечно, выбор мой расстроил. Она (надо отдать должное ее чувству такта) никогда не говорила мне об этом, но в душе, оказывается, была недовольна. Сейчас я думаю, что тогда легко могла бы поступить и в медицинский, и, возможно, ушла бы с головой в научную работу, но от судьбы не уйдешь. Во время учебы впитывала в себя знания, как губка: заслушивалась лекциями Галины Яковлевны Вербицкой, читала всю рекомендованную литературу… Короче, занималась с огромным воодушевлением, а результатом моего труда стали «автоматы» по всем зачетам и экзаменам, которые преподаватели ставили мне и моей подруге, также в будущем актрисе театра кукол Гузель Мухамедьяновой.
На каникулы я приезжала домой, взахлеб рассказывала маме о своих успехах, но она, как выяснилось, первое время стеснялась говорить своим друзьям, что я учусь в Институте искусств. Это сейчас она за меня очень рада и не перестает удивляться тому, настолько сильно можно любить свою профессию!.. Но тогда…
С первого курса я уже знала, что даже несмотря на то, что БГТК частенько остается в тени «больших» театров, я, как получу диплом об окончании института, обязательно приду работать именно сюда. А еще тогда же я пообещала себе, что непременно получу второе высшее образование: или юридическое, или еще какое-нибудь гуманитарное. И все именно так и получилось – годы спустя мы вместе с моим мужем Альбертом Имамутдиновым поступили в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, он – на специальность режиссера, я – театроведа-менеджера.
Кстати, именно благодаря театру кукол мы с моим будущим супругом и встретились – учились вместе, на одном курсе, вместе поступали. У него в БГТК работал дядя – заслуженный артист Башкортостана Фанис Имамутдинов со своей супругой – заслуженной артисткой Башкортостана Анузой Имамутдиновой, обоих сейчас, к большому сожалению, уже нет с нами…
Наша встреча с Альбертом стала поистине судьбоносной – вместе мы, можно сказать, с первого курса. Его я ужасно стеснялась – если он смотрел на меня во время исполнения этюдов, я их просто не могла делать! Еще я очень стеснялась петь, а он пел чрезвычайно хорошо. На экзамене по вокалу однажды я так разволновалась в его присутствии, что забыла слова. И тогда меня поддержала Альбина Давлетбакова (тогда еще – Юлдашбаева), начав петь вместе со мной.
- Как началась Ваша работа в театре кукол?
- Когда наш курс пришел работать в БГТК, здесь было много блестящих, «звездных» артистов: Ольга Шарафутдинова, Ляля Булатова, Ануза Имамутдинова, Альбина Шумячер, Ольга Дудка, Рамиля Кубагушева, Миндигаян Сафина… Всем им посчастливилось прийти в театр кукол, когда он был на пике своего расцвета. Мы смотрели на них, на то, как они работают, открыв рот, старались перенять у них тонкости мастерства кукловождения. Ролей, увы, нам доставалось мало. Нынешнему поколению молодых артистов я даже немного завидую: им есть, у кого учиться и им есть, что играть. Ведь «звездное» поколение артистов было воспитано истинными мастерами: Габдуллой Гилязевым, Владимиром Штейном, Павлом Мельниченко, которые были великими педагогами и режиссерами, они передали своим ученикам мастерство и любовь к театру.
- Есть ли у Вас любимые роли?
- Нет любимых ролей, есть любимые спектакли!
- А какие спектакли у Вас самые любимые?
- Сложно ответить. Мне нравятся все наши спектакли! «Волшебник Изумрудного города» очень люблю – хоть я там и не играю. «Алису в Стране чудес» люблю – я там тоже не играю, но он мне чрезвычайно импонирует. В Малом зале люблю абсолютно все спектакли – и в них я тоже не играю. Я не делю спектакли на те, в которых играю, и те, в которых не играю: когда у нас выходит новый хороший спектакль, меня распирает от гордости, что я работаю в театре, где идут такие замечательные постановки. Если взять спектакли с моим участием – то я, пожалуй, назову «Мустай Карим. Близкий горизонт» – в нем я с удовольствием играю роль юного Мустая в детстве. Сейчас – это в «О чем поет орнамент?», где я с не меньшим удовольствием играю роль Тандысы… В «Золотом волосе» по сказам Павла Бажова я играю роль Няни – очень люблю ее, как и сам спектакль.
Одной из первых моих актерских работ стала роль маленького Салавата в спектакле «Голос Салавата», а еще в прежней версии «Доктора Айболита» Альберт играл роль заглавного героя, а я была, если так можно выразиться, его руками и ногами (в театре кукол это называется «помощи»)… В версии «Урала-батыра» режиссера Бориса Манджиева («Песнь сэсэна») у меня была бессловесная роль Коня... И все свои образы я нежно люблю и с большой теплотой вспоминаю!
- Есть ли роль, которую Вы мечта
ли бы сыграть?
- Конкретной роли или литературного произведения, пожалуй, нет. Но зато я мечтаю играть во взрослых постановках в Малом зале, в каком-нибудь очень атмосферном, камерном спектакле… Еще мне очень нравятся произведения бельгийского драматурга и философа Мориса Метерлинка, автора знаменитой «Синей птицы», и было бы просто прекрасно, если бы по его пьесам что-то поставили в нашем театре и я бы там сыграла...
- А какие фильмы Вы любите?
- «Любовь и голуби» Владимира Меньшова могу пересматривать бесконечно – один из самых любимых моих фильмов. Преданно люблю картину Виктора Флеминга по роману Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», телеэкранизацию саги австралийки Колин Маккалоу «Поющие в терновнике». А еще я в восторге от фильма-притчи Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима… и снова весна».
- Что бы Вы хотели пожелать Вашим маленьким зрителям?
- Я всем им, а также их родителям желаю здоровья! Хочу, чтобы они жили в полноценных семьях, и чтобы их мамы и папы заботились не только о материальном благополучии своих детей, но и о духовной составляющей: книги, музыка, семейный поход в театр. Мы, служители театра кукол (а театру именно служат, а не работают в нем), несем большую ответственность перед подрастающим поколением и тщательно следим за качеством наших спектаклей. Если мы будем идти на поводу у публики и показывать ей лишь красивый фантик, не задумываясь о духовной составляющей – это будет страшной ошибкой. Такой спектакль юные зрители потом и не вспомнят. А спектакль, исполненный смысла, даже самые маленькие поймут именно так, как надо, и постановка эта останется в их сердцах навсегда. Так и зарождается любовь к театру. Нас в детстве родители водили в театр, теперь своих детей в театр водим мы… Возникает тесная связь, преемственность поколений. Да, это то, во имя чего мы работаем и во имя чего мы будем работать дальше. У современных уфимцев такая возможность есть – водить детей в разные театры. Думаю, не приобщать детей к театру, имея их, скажем так, в шаговой доступности, – это просто преступление. Считаю: если водить детей только в развлекательные комплексы, где можно лишь побегать и попрыгать - это неполноценное развитие. Сейчас дети, к сожалению, не любят читать и не знают многих классических произведений. А в театре кукол за последние годы так обогатился репертуар, что даже если ребенок не знаком с тем или иным произведением, он может открыть его мир у нас. «Буратино», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Репка», «Алиса в стране чудес», «Путешествие Нильса с дикими гусями», сказки Андерсена – все это у нас есть в репертуаре, а сколько всего еще будет!
- Что пожелаете родному театру в его юбилейный, восьмидесятый сезон?
- Я душой болею за свой театр и люблю всех, кто в нем работает. Желаю театру процветания! У нас достойный театр, прекрасные актеры и очень хороший состав сотрудников – каждый на своем месте. Я очень хочу, чтобы это видели и понимали не только мы.
Коллектив Башкирского государственного театра кукол от всего сердца поздравляет Светлану Имамутдинову с особым днем рождения и желает ей здоровья, как можно больше радостных дней, новых ролей, воплощения всего, что было задумано!

Вопросы задавала Диана ГАРАЕВА.

Дата создание новости 6-08-2021   Комментарии (0)   Просмотров: 945     Номер: 54(13524)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.