Лавина света от актрисы по имени Света
Поводом пообщаться со Светланой Имамутдиновой – актрисой Башкирского государственного театра кукол - стала особая дата в ее биографии. Вчера актриса отметила день рождения. За теплой беседой Светлана рассказала «Вечерке» историю своего становления в творческой профессии и о том, каково это - быть актрисой театра кукол…
- Светлана Мансуровна, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в эту профессию. Мечтали о творческой стезе с детства?
- Я бы не сказала, что мечтала с детства стать актрисой. Но зато я мечтала стать балериной. Помню, как мы всей семьей смотрели по телевизору различные балеты, и мне это безумно нравилось. А потом я пыталась ходить на носочках, подражая балеринам. Вообще, сколько я себя помню - мне всегда очень хотелось танцевать! А еще - играть на фортепиано. Но у нас, к сожалению, не было возможности купить инструмент, хоть музыкальная школа в Сибае (откуда я родом) и была. Зато когда пианино появилось у наших соседей, я стала частенько к ним наведываться, чтобы «помузицировать». Тогда родители, пожалев меня, купили игрушечное пианино, и я долгое время пыталась на нем что-то подобрать…
Видя мою любовь к танцам, когда мне исполнилось семь лет, мама отдала меня в достаточно известный в нашей республике Образцовый ансамбль народного танца «Гульдар», созданный при Детской школе искусств города Сибая. Счастью моему просто не было предела! Мне очень нравилось туда ходить. Руководителем у нас была ныне уже ушедшая из жизни Римма Фидратовна Уметбаева - настоящий фанат своего дела, педагог от Бога. В то время наш ансамбль частенько приезжал выступать на правительственные концерты в Уфу. Они проводились тогда в Башкирском государственном театре оперы и балета и во Дворце культуры нефтяников (ныне – ГКЗ «Башкортостан»). И мы, будучи совсем детьми, даже не отдавали себе отчета в том, насколько значимыми были те концерты, мы относились к ним, как к веселому приключению. И только сейчас я стала понимать то, как волновались наша любимая Римма Фидратовна и все родители.
Кстати, Римма Фидратовна окончила знаменитое Куйбышевское хореографическое училище, и именно благодаря ей в то время наш ансамбль просто гремел: мы выезжали на концерты не только по Башкирии, но и по России, и даже за границу… Нас, юных артистов, частенько поощряли за отличные результаты: например, давали путевки в лагерь «Березка» на озере Талкас.
Можно сказать, я выросла на сцене, настолько часто проводились у нас выступления и концерты. Поэтому влюбилась я в сцену еще в детстве, и уже тогда стала мечтать о том, чтобы связать свою жизнь с искусством. Замечу: говоря о том, что не мечтала стать актрисой, я слукавила, поскольку в нежном возрасте частенько любила устраивать дома кукольные спектакли: натягивала простыню – некий аналог ширмы, и с помощью своих игрушек разыгрывала перед домочадцами представления. Так что, как ни крути, подсознательная тяга к театру кукол появилась у меня еще в раннем детстве…
- Но по окончании школы ведь наверняка уже знали, что станете актрисой?
- Одиннадцатый класс я закончила с золотой медалью, и, естественно, родители возлагали на меня большие надежды. Уверены были, что дочь стремится получить серьезную профессию: они очень хотели, чтобы я поступила в медицинский институт и стала врачом. Я тоже задумывалась об этом. Но руководитель ансамбля «Гульдар» привила нам любовь к сцене, и так или иначе все ее выпускники связали свою жизнь с искусством: кто-то пришел на телевидение, кто-то стал профессионально заниматься танцами, кто-то попробовал свои силы в хореографии, а кто-то работает в домах культуры или ведет кружки в школах…
Так вот, десятилетку я окончила в 1998-м. Моя сестра на тот момент уже училась в медицинском институте и довольно много рассказывала мне обо всех плюсах и минусах профессии врача. В общем, получив аттестат, я приехала в Уфу с твердой уверенностью, что буду поступать в БГМИ, где с 15 июля должны были начаться экзамены. Но вдруг от своей же сестры я узнаю, что с 5 по 9 июля проходят вступительные экзамены в Институт искусств (целевой курс для театра кукол), и, памятуя о моей тяге к творчеству, она предложила мне попробовать себя и пойти на эти испытания. Сестра подчеркнула: «В итоге ничего не потеряешь: ведь в случае, если в УГИИ поступить не получится, потом спокойно можно пойти в медицинский». Не думая долго, я, как полагается, выучила прозаический отрывок, басню, стихотворение и отправилась на вступительные экзамены. И в итоге благополучно поступила в институт.
Не скажу, что хотела стать именно актрисой театра кукол – скорее это было стечением обстоятельств. К своему стыду, не знала тогда о существовании Башкирского государственного театра кукол. Знала лишь про Башкирский академический театр (его артисты к нам частенько приезжали на гастроли), а в театре кукол я никогда не была и никогда о нем не слышала. А как раз в 1998-м шел целевой набор студентов для последующей работы в БГТК. На вступительных экзаменах нас «оценивали» великие Айрат Ахметшин и Фардуна Касимова. Они, конечно, изумились, узнав, что у меня золотая медаль. Ведь золотые медалисты – не частые гости на вступительных экзаменах в Институт искусств. Мэтры долго расспрашивали, почему я пришла с такими хорошими оценками в аттестате именно сюда, все переспрашивали, не пожалею ли я о своем выборе. Но я была непреклонна, и вопрос о том, что могу пожалеть об этом, передо мной даже не стоял.
- Вам нравилось учиться в вузе?
- Да, учеба мне чрезвычайно нравилась. А вот маму, конечно, выбор мой расстроил. Она (надо отдать должное ее чувству такта) никогда не говорила мне об этом, но в душе, оказывается, была недовольна. Сейчас я думаю, что тогда легко могла бы поступить и в медицинский, и, возможно, ушла бы с головой в научную работу, но от судьбы не уйдешь. Во время учебы впитывала в себя знания, как губка: заслушивалась лекциями Галины Яковлевны Вербицкой, читала всю рекомендованную литературу… Короче, занималась с огромным воодушевлением, а результатом моего труда стали «автоматы» по всем зачетам и экзаменам, которые преподаватели ставили мне и моей подруге, также в будущем актрисе театра кукол Гузель Мухамедьяновой.
На каникулы я приезжала домой, взахлеб рассказывала маме о своих успехах, но она, как выяснилось, первое время стеснялась говорить своим друзьям, что я учусь в Институте искусств. Это сейчас она за меня очень рада и не перестает удивляться тому, настолько сильно можно любить свою профессию!.. Но тогда…
С первого курса я уже знала, что даже несмотря на то, что БГТК частенько остается в тени «больших» театров, я, как получу диплом об окончании института, обязательно приду работать именно сюда. А еще тогда же я пообещала себе, что непременно получу второе высшее образование: или юридическое, или еще какое-нибудь гуманитарное. И все именно так и получилось – годы спустя мы вместе с моим мужем Альбертом Имамутдиновым поступили в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, он – на специальность режиссера, я – театроведа-менеджера.
Кстати, именно благодаря театру кукол мы с моим будущим супругом и встретились – учились вместе, на одном курсе, вместе поступали. У него в БГТК работал дядя – заслуженный артист Башкортостана Фанис Имамутдинов со своей супругой – заслуженной артисткой Башкортостана Анузой Имамутдиновой, обоих сейчас, к большому сожалению, уже нет с нами…
Наша встреча с Альбертом стала поистине судьбоносной – вместе мы, можно сказать, с первого курса. Его я ужасно стеснялась – если он смотрел на меня во время исполнения этюдов, я их просто не могла делать! Еще я очень стеснялась петь, а он пел чрезвычайно хорошо. На экзамене по вокалу однажды я так разволновалась в его присутствии, что забыла слова. И тогда меня поддержала Альбина Давлетбакова (тогда еще – Юлдашбаева), начав петь вместе со мной.
- Как началась Ваша работа в театре кукол?
- Когда наш курс пришел работать в БГТК, здесь было много блестящих, «звездных» артистов: Ольга Шарафутдинова, Ляля Булатова, Ануза Имамутдинова, Альбина Шумячер, Ольга Дудка, Рамиля Кубагушева, Миндигаян Сафина… Всем им посчастливилось прийти в театр кукол, когда он был на пике своего расцвета. Мы смотрели на них, на то, как они работают, открыв рот, старались перенять у них тонкости мастерства кукловождения. Ролей, увы, нам доставалось мало. Нынешнему поколению молодых артистов я даже немного завидую: им есть, у кого учиться и им есть, что играть. Ведь «звездное» поколение артистов было воспитано истинными мастерами: Габдуллой Гилязевым, Владимиром Штейном, Павлом Мельниченко, которые были великими педагогами и режиссерами, они передали своим ученикам мастерство и любовь к театру.
- Есть ли у Вас любимые роли?
- Нет любимых ролей, есть любимые спектакли!
- А какие спектакли у Вас самые любимые?
- Сложно ответить. Мне нравятся все наши спектакли! «Волшебник Изумрудного города» очень люблю – хоть я там и не играю. «Алису в Стране чудес» люблю – я там тоже не играю, но он мне чрезвычайно импонирует. В Малом зале люблю абсолютно все спектакли – и в них я тоже не играю. Я не делю спектакли на те, в которых играю, и те, в которых не играю: когда у нас выходит новый хороший спектакль, меня распирает от гордости, что я работаю в театре, где идут такие замечательные постановки. Если взять спектакли с моим участием – то я, пожалуй, назову «Мустай Карим. Близкий горизонт» – в нем я с удовольствием играю роль юного Мустая в детстве. Сейчас – это в «О чем поет орнамент?», где я с не меньшим удовольствием играю роль Тандысы… В «Золотом волосе» по сказам Павла Бажова я играю роль Няни – очень люблю ее, как и сам спектакль.
Одной из первых моих актерских работ стала роль маленького Салавата в спектакле «Голос Салавата», а еще в прежней версии «Доктора Айболита» Альберт играл роль заглавного героя, а я была, если так можно выразиться, его руками и ногами (в театре кукол это называется «помощи»)… В версии «Урала-батыра» режиссера Бориса Манджиева («Песнь сэсэна») у меня была бессловесная роль Коня... И все свои образы я нежно люблю и с большой теплотой вспоминаю!
- Есть ли роль, которую Вы мечта
ли бы сыграть?
- Конкретной роли или литературного произведения, пожалуй, нет. Но зато я мечтаю играть во взрослых постановках в Малом зале, в каком-нибудь очень атмосферном, камерном спектакле… Еще мне очень нравятся произведения бельгийского драматурга и философа Мориса Метерлинка, автора знаменитой «Синей птицы», и было бы просто прекрасно, если бы по его пьесам что-то поставили в нашем театре и я бы там сыграла...
- А какие фильмы Вы любите?
- «Любовь и голуби» Владимира Меньшова могу пересматривать бесконечно – один из самых любимых моих фильмов. Преданно люблю картину Виктора Флеминга по роману Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», телеэкранизацию саги австралийки Колин Маккалоу «Поющие в терновнике». А еще я в восторге от фильма-притчи Ким Ки Дука «Весна, лето, осень, зима… и снова весна».
- Что бы Вы хотели пожелать Вашим маленьким зрителям?
- Я всем им, а также их родителям желаю здоровья! Хочу, чтобы они жили в полноценных семьях, и чтобы их мамы и папы заботились не только о материальном благополучии своих детей, но и о духовной составляющей: книги, музыка, семейный поход в театр. Мы, служители театра кукол (а театру именно служат, а не работают в нем), несем большую ответственность перед подрастающим поколением и тщательно следим за качеством наших спектаклей. Если мы будем идти на поводу у публики и показывать ей лишь красивый фантик, не задумываясь о духовной составляющей – это будет страшной ошибкой. Такой спектакль юные зрители потом и не вспомнят. А спектакль, исполненный смысла, даже самые маленькие поймут именно так, как надо, и постановка эта останется в их сердцах навсегда. Так и зарождается любовь к театру. Нас в детстве родители водили в театр, теперь своих детей в театр водим мы… Возникает тесная связь, преемственность поколений. Да, это то, во имя чего мы работаем и во имя чего мы будем работать дальше. У современных уфимцев такая возможность есть – водить детей в разные театры. Думаю, не приобщать детей к театру, имея их, скажем так, в шаговой доступности, – это просто преступление. Считаю: если водить детей только в развлекательные комплексы, где можно лишь побегать и попрыгать - это неполноценное развитие. Сейчас дети, к сожалению, не любят читать и не знают многих классических произведений. А в театре кукол за последние годы так обогатился репертуар, что даже если ребенок не знаком с тем или иным произведением, он может открыть его мир у нас. «Буратино», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Репка», «Алиса в стране чудес», «Путешествие Нильса с дикими гусями», сказки Андерсена – все это у нас есть в репертуаре, а сколько всего еще будет!
- Что пожелаете родному театру в его юбилейный, восьмидесятый сезон?
- Я душой болею за свой театр и люблю всех, кто в нем работает. Желаю театру процветания! У нас достойный театр, прекрасные актеры и очень хороший состав сотрудников – каждый на своем месте. Я очень хочу, чтобы это видели и понимали не только мы.
Коллектив Башкирского государственного театра кукол от всего сердца поздравляет Светлану Имамутдинову с особым днем рождения и желает ей здоровья, как можно больше радостных дней, новых ролей, воплощения всего, что было задумано!
Вопросы задавала Диана ГАРАЕВА.
6-08-2021 (0) Просмотров: 945 Номер: 54(13524) Версия для печати