$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

И какой же русский не любит быстрой езды


И какой же русский не любит быстрой езды

- с этих слов начинается лирическое отступление из одиннадцатой главы первого тома величайшего произведения Гоголя поэмы "Мертвые души" .А мне вослед Николаю Васильевичу хочется спросить: и какой же хитрый, предприимчивый россиянин "проскочит" мимо федеральных денег, столь щедро выделенных на государственную программу "Пушкинская карта" ? Программу, призванную посредством освоения потерянным поколением культурных ценностей страны и нравственных исканий классиков, научить юных понимать прекрасное?


Я это все к тому, что «Пушкинская карта» во всех смыслах работает, уже за первый год своего существования дав неплохие, прямо скажем, плоды. Все чаще и чаще мы встречаем в театрах и музеях тех молодых людей, чьи приоритеты доныне лежали в иной плоскости. Да, пока бедные дети не умеют вести себя как в театральном, так и в музейном пространстве, но мало-помалу они стали привыкать и к этим реалиям нашей жизни, открывая для себя неизведанный пока ими мир. Они более охотно стали слушать симфоническую и оперную музыку, почувствовав вдруг к ней интерес и открыв для себя нечто новое, быть может, не совсем еще понятное, но от этого не менее притягательное. Они чаще стали ходить на драматические спектакли, возможно, даже ища в них ответы на те вопросы, каковые доселе казались им сложными либо неразрешимыми… Более того – в музейных залах останавливаются подле того или иного произведения искусства, подолгу рассматривая живописное полотно или скульптурное изображение. В общем, повторюсь, это работает, и «Пушкинская карта» на сегодня одна, пожалуй, из самых действенных и интересных государственных программ, адресованных молодому поколению россиян. И тем бережнее, мне кажется, надо обращаться, скажем так, с предложением, каковое рождает подобный спрос.
Я прекрасно отношусь к заслуженному артисту России, ученику выдающегося театрального режиссера и педагога Андрея Александровича Гончарова, прекрасному актеру театра и кино Даниилу Спиваковскому, долго служившему сцене Театра имени Маяковского, идеологом и художественным лидером коего был его Мастер. Не так давно Даниил Спиваковский, который, если я не ошибаюсь, уже десять лет занимается и чтецкими программами, побывал в нашей республике, выступив в Уфе, Стерлитамаке и Салавате и представив собравшимся отрывки из произведений Гоголя – «Мертвые души» и «Ночь перед Рождеством». Три выступления на сцене Национального Молодежного театра РБ имени Мустая Карима, в 12, 14 и 19 часов. Это, безусловно, много и тяжело, поскольку любая чтецкая программа, даже если исполнитель работает, что называется, с листа, – большой труд. А когда речь идет о трех городах в течение трех дней подряд, то и архисложный. Естественно, поклонники художественного слова, узнав о приезде московского гостя, впали в ажиотацию. Об этом направлении творческой деятельности Даниила Спиваковского в прессе пишут много и всегда в превосходных тонах. Естественно, большинству из нас тоже захотелось вкусить данных эмоций. Однако увы… Не могу судить о моих коллегах, но я испытала чувство разочарования, поскольку для меня (подчеркиваю – для меня!) чтение это было формальным, неглубоким и, если так можно выразиться, слишком торопливым… Конечно, вместить огромный объем поэмы «Мертвые души» в полтора часа сценического времени просто невозможно. То есть речь, конечно же, идет о сокращениях. А они были тотальны. И если молодежь, которой в зале НМТ собрали великое множество, были даже группы, ушедшие не солоно хлебавши, поскольку места для них уже не нашлось, до этого визита в театр не читала гоголевского произведения, то она, однозначно, мало что поняла и представление о «Мертвых душах» получила весьма условное. Отмечу сразу, что Спиваковский талантлив и блестяще владеет актерской техникой. Он в мановение ока переключается с одной речевой характеристики на другую, представляя огромный спектр персонажей «Мертвых душ» в уже упомянутые полтора часа. Скажу больше – для этих портретных «зарисовок» мелкопоместного дворянства, чьи имения методично объезжает, добиваясь искомого, Павел Иванович Чичиков, актер гениально «снял» манеру поведения, интонации, ритм, слог, особенности изложения и стиля, мягко говоря, быдла наших дней, новорусских купчиков и плебса, мнящего себя чем-то и кем-то более значимым… Сие ярко, смешно, подчас ошеломляюще узнаваемо, и именно эта карикатурность позволяет Спиваковскому говорить в своих интервью: «Гоголь писал о том, что и сейчас происходит за окном». Так-то оно так, но сие оскопленное «изложение» поэмы Николая Васильевича, вызывавшее у молодежи радостный смех уровня «гы-гы-гы», все равно не дает ей представления о том, на что, собственно, замахнулся классик в своем произведении… И даже, пожалуй, не сподвигнет на последующее прочтение собственно поэмы. Мне было жаль и ее, и своего потраченного на этот «комикс» времени, и неловко за замечательного артиста, чьи способности к лицедейству всегда вызывали у меня чувство приязни… Спиваковский, откликаясь на реакцию зала, подчас увлекался настолько, что позволял себе импровизировать, вставляя в текст слова, перу Николая Васильевича не принадлежащие. Это больно резало мое филологическое ухо, добавляя разочарования…
Знаю, что изначально ведомство, в которое Спиваковский по старой дружбе обратился, а это не первый его визит в Уфу, искало зал с большим количеством мест. Мне доподлинно известно, какой из театров отклонил сии попытки, «спрыгнув» с этого поезда. Тогда и возник НМТ, который, учитывая возрастной ценз его аудитории, напрямую связанный с «Пушкинской картой», вряд ли бы смог отказаться… Стоимость входного билета на чтецкую программу московита равнялась одной тысяче рублей. С учетом того, что Большой зал Молодежного насчитывает четыреста мест, с учетом также того, что Даниил Спиваковский приехал один, воспользовавшись услугами звукорежиссера НМТ, по «команде» гостя включавшего фонограмму с записью музыки творца «Гоголь-сюиты» Альфреда Гарриевича Шнитке, и умножив это на три (плюс шестьсот мест в зале Стерлитамакского театрально-концертного объединения, тоже, кстати, три показа, где все продолжилось на следующий день; не знаю, в каком здании работал гость в Салавате…), «урожай» получился неплохой. Боже сохрани, я никогда не считаю чужих заработков! И все понимаю – пандемия, спровоцировавшая вынужденные простои, семья, которую необходимо содержать, желание жить достойно… Но почему-то упомянутое выше вызвало в моей памяти концертные туры со множеством городов в расписании и большим количеством однотипных выступлений, укладывающиеся в глагол «прочесывать»… Нет, я не хочу оскорбить известного артиста, коему «Пушкинская карта» сыграла на руку. В большей степени я хочу воззвать к сознанию наших ведомств, отвечающих за эту госпрограмму на местах. Они, похоже, к сожалению, слабо осведомлены в том, что, помимо выступлений варягов, и в нашей республике есть достойные образцы того, что в качестве программ, связанных с художественным словом, можно предложить представителям молодого поколения. Достаточно вспомнить, сколь блестяще в день своего юбилея читал в сопровождении оркестра БГАТД заслуженный артист России, выдающийся актер Олег Закирович Ханов поэму Сергея Есенина «Анна Снегина». А еще то, что отрывки из гоголевской повести «Ночь перед Рождеством» (и не скороговоркой, дабы удержать внимание юношества в течение полутора часов, а широко и полно) задушевно и обаятельно читает с оркестром русских народных инструментов Стерлитамакского театрально-концертного объединения народная артистка Башкортостана Ольга Мусина. Вообще, в существующем уже не первый год проекте «Классику читаем вместе» молодого дирижера этого оркестра Артема Болотова лучшие образцы художественной литературы звучат (помимо Ольги Мусиной) из уст народного артиста Башкортостана Александра Кузьменко, заслуженного артиста Башкортостана Дениса Хисамова…
В свое время я, получившая изрядное образование на филфаке БГУ, поскольку меня учили потрясающие педагоги, имела честь заниматься проектом Благотворительного образовательного фонда «Мархамат» – «Детский альбом», в рамках которого выдающиеся произведения литературы исполнялись в сопровождении сочинений великих композиторов. И, работая над десятью главами этого проекта, я получила опыт того, как, в каком объеме и с какими сокращениями должны звучать со сцены шедевры литературной классики. Это серьезный труд, требующий больших моральных, эмоциональных, творческих и даже физических затрат. Одну из глав «Детского альбома», посвященную пушкинской «Пиковой даме», читал в Уфе ректор Высшего театрального училища имени Бориса Щукина народный артист России Евгений Князев. И как читал! Во-первых, не с листа, а наизусть; во-вторых, Евгений Владимирович для одного выступления потребовал как минимум две репетиции! Кстати, он работал бесплатно, поскольку программа была адресована детям с ограниченными возможностями здоровья. Я сейчас не о том, что все должны отказываться от гонорара, вовсе нет! То была воля самого Евгения Князева, и сей поступок вызывает у меня чувство глубочайшей благодарности. Я о том, что и «Пушкинская карта» требует уважения, поскольку ее финансовую компоненту составляют федеральные деньги. Это надо ценить, впредь продумывая ходы, позволяющие данной программе работать без сбоев. Не по звонку каких-то своих добрых знакомых, а с учетом того, насколько это на самом деле полезно для нашего юношества. Программа-то ведь государственная, а не частная…

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 25-01-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 833     Номер: 5(13567)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.