$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Михаил УШАКОВ: «Женщина в моей голове»


Михаил УШАКОВ: «Женщина в моей голове»

Вопреки годами сложившейся традиции номер, посвященный Международному женскому дню, мы открываем материалом, центральной фигурой коего на сей раз является отнюдь не представительница прекрасной половины человечества… Напротив, основным мотором сегодняшней публикации стал мужчина. Речь об актере Уфимского театра юного зрителя Михаиле Ушакове, в нынешнем сезоне блестяще сыгравшем одну из главных ролей в спектакле ТЮЗа «Манюня», премьера коего прошла в декабре минувшего года, принеся работе режиссера Полины Шабаевой великое множество преференций – говорю о реакции зрителей, сразу же полюбивших постановку по бестселлеру лауреата премии «Ясная Поляна» Наринэ Абгарян (кстати, Полина Анатольевна в этом проекте театра выступила и как автор инсценировки). Так вот, возвращаясь к зачину материала, скажу: Михаил Васильевич создал в уфимской «Манюне» образ Ба – бабушки заглавной героини, Розы Иосифовны Шац. А если учесть то, что несколько раньше Михаил Васильевич сыграл роль Фрекен Бок в постановке той же Полины Шабаевой по знаменитой повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», то вы, думаю, согласитесь с тем, что наш сегодняшний герой имеет право на открытие такого номера «ВУ»…

И вообще, господа скептики, коли таковые среди читателей найдутся, давайте вспомним о том, что чувство юмора не раз спасало человечество, которое, как утверждают великие умы, всегда расставалось со своим прошлым смеясь… И, восстановив в памяти сей тезис, с улыбкой двинемся навстречу новому знакомству, смею утверждать – интересному знакомству.
Итак, Михаил Васильевич Ушаков, актер Уфимского театра юного зрителя, в который он был принят в 2017 году. Родился на Чукотке в городе Анадырь, с 1997 по 2001 учился на театральном факультете Хабаровского государственного института культуры. С 1999 года работал в Хабаровском краевом академическом музыкальном театре, придя в него еще студентом.
Но прежде чем расспросить гостя редакции о его жизненном пути, я задала ему вопрос о той роли, которая и послужила поводом для нашей встречи.
- Михаил Васильевич, Вас не смутило то, что режиссер предложила Вам сыграть женскую роль?
- Нисколько. В этом смысле актер – человек универсальный. В его послужном списке нет женских или мужских ролей, есть характеры героев, их человеческие характеристики, которые ты в ходе репетиций и спектакля присваиваешь, в процессе наделяя и какими-то своими качествами…
- У каждого артиста есть своя собственная «копилка» – человеческих черт, особенностей, словечек, интонаций… Содержимое этой «копилки» собирается постепенно. Всю свою жизнь хороший артист, скажем так, наблюдает за людьми, по черточке, по штриху, по эпизоду пополняя палитру впечатлений… Подчас в актерскую «копилку» попадают характеристики из ближнего круга лицедея… Чья манера поведения помогла Вам в процессе создания образа Ба – родных, допустим, мамы или бабушки, какой-нибудь соседки, школьной учительницы либо институтского педагога, супруги?..
- Естественно, сначала я прочитал книгу Абгарян, а потом инсценировку… И знаете, перед глазами сразу же возникла очень выстроенная картинка, в центре которой стояла Ба. Это был самый структурированный, наиболее четкий по прописанным задачам персонаж. Я ее увидел и возникло ощущение – это мое! Сразу понял, кто она, сразу «прочитал» ее судьбу, оценил то, чем продиктованы линия поведения, поступки Ба, мотивы и штрихи в характере взаимоотношений этой женщины с родными, соседями, жителями армянского городка Берда… И скажу честно, с того момента, несмотря на долгий репетиционный период, на то, что уже сыгран не один спектакль, в моем восприятии Розы Иосифовны Шац, в моей оценке этой личности мало что поменялось. Вот я тогда ее увидел, и уникальная эта женщина, возникнув, словно вспышка, в моей голове, такой в ней и осталась. Она во мне живет, в каком-то смысле развивается, в то же время в основных своих проявлениях оставаясь неизменной.

Михаил УШАКОВ: «Женщина в моей голове»


Это как-то само по себе происходит. А «копилка» таковая, безусловно, есть. И если сейчас систематизировать весь комплекс, который помог мне в работе над ролью, то, конечно, в Розе Иосифовне что-то найдется от моей мамы, от любимой бабушки, которая никакого отношения не имела к искусству, работала всю жизнь продавцом, но при этом была невероятно артистичной, с потрясающим чувством юмора женщиной. И есть в Ба черты характера, принадлежащие моей театральной «мамочке» – заслуженной артистке России Людмиле Александровне Блок. В Хабаровском музыкальном театре в спектакле «Принцесса цирка» на музыку Имре Кальмана я играл роль Тони, а Людмила Александровна играла роль его матери – хозяйки ресторана «Зеленый попугай». Я ее и за кулисами так звал – «мамочка». Общение с ней дало мне и по жизни, и по-актерски очень и очень много. И в Ба есть ее неподражаемый юмор, ее разговорные особенности, ее характер… В общем, трудно объяснить, как все это во мне соединилось и в результате появился образ Розы Иосифовны Шац.
- А супруга смотрела спектакль «Манюня»?
- Да, конечно.
- И как она восприняла Вашу работу?
- У меня замечательная жена, которая поддерживает меня во всем. Она не критикует меня, но она очень строгий человек, и такие качества жены – очень полезны для актера. Александра сказала: «Ты на месте. Ты на своем месте». И эта оценка, поверьте мне, дорогого стоит.
…Но надо сказать о самом главном, с первого класса общеобразовательной школы Миша занимался в Анадыре во Дворце пионеров («который строила вся страна») в Детском образцовом театре оперетты «Фея» у педагога Нины Владимировны Капелиович, играя самые разные роли, много выступая в родном городе и выезжая на гастроли (детский театр оперетты был очень востребованным, известным коллективом) – по Чукотскому автономному округу, по Магаданской области, Камчатскому краю. Входила в гастрольную карту «Феи» и Москва, и другие города бывшего Советского Союза.
- Вы сами пели в спектаклях?
- Конечно! Под живую музыку. Сначала нам аккомпанировал баянист, а потом у театра появилось фортепиано…
- И музыкальное образование у Вас есть?
- Вот чего нет, того нет. В свое время меня отдали в музыкальную школу, но когда в третьем классе речь зашла о том, что надо выбрать – либо театр, либо ДМШ, остался верен «Фее». Это было главным.
- А как же Вы работали в Хабаровском краевом академическом музыкальном театре?! Вам же приходилось петь в спектаклях?
- Безусловно. Но я запоминал все партии на слух, был точен, и всех это устраивало. Скажу больше, мне довелось поработать с очень известными, интересными режиссерами. Достаточно назвать имя моего мастера в институте, благодаря которому я пришел в театр, – это выдающийся педагог Николай Филиппович Щербина. Забавно в свете сегодняшнего разговора то, что мастер, когда наш курс был на выпуске, ставил в театре комедию «Тетушка Чарли» (в другой версии – «Тетка Чарлея») по пьесе Брэндона Томаса. Уникальную пьесу, в свое время прогремевшую сначала в Лондоне, а затем на Бродвее. Все знают ее российский киноаналог «Здравствуйте, я ваша тетя!» с Александром Калягиным в главной роли.
Я, конечно, играл не Донну Розу, а одного из племянников, но работу Николая Филипповича над спектаклем запомнил… А в театре прижился со всего курса один, оставшись в нем и прослужив четырнадцать лет…
Работал в нашем театре режиссер Владимир Оренов, поставивший спектакль «Самолет Вани Чонкина» по роману-
анекдоту Владимира Войновича. «Либретто» по этой книге создал Юлий Ким, музыку написал Владимир Дашкевич. Этот музыкальный спектакль мы играли в рамках фестиваля «Золотая Маска» и были удостоены Национальной театральной премии России сразу в нескольких номинациях.
Мама моя к тому времени уехала из Анадыря и поселилась в Подмосковье, неподалеку от города Коломна. Она приходила в Москве на наш спектакль и была просто счастлива, увидев на сцене меня…

Михаил УШАКОВ: «Женщина в моей голове»


А еще в Хабаровском музыкальном театре в свое время поработал режиссер Леонид Александрович Квинихидзе, известный в стране мастер по постановке музыкальных фильмов. Большинство из нас помнит его картины «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки», «31 июня», «Мэри Поппинс, до свидания»… После его отъезда из Хабаровска мы с Сашей (а с супругой своей, она музыкант, играет на гобое, я тоже познакомился благодаря театру – встретились на одной из посиделок в общежитии, где обретались и драматические артисты, и оркестранты) поехали в Башкирию, ведь Александра родом из Кумертау. Помню, она сказала тогда: «В Уфе столько театров! Неужели ты не найдешь себе место в одном из них?..» Я же не знал тогда, что в числе драматических театров столицы Башкортостана всего два, в которых спектакли идут на русском языке…
…Жизнь Михаила Ушакова в Уфе начиналась непросто. Но он – человек, не привыкший унывать и уж тем более сидеть сложа руки. Достаточно сказать, что, имея в институтском дипломе запись «Актер театра и кино», наш герой овладел огромным количеством профессий, так или иначе освоив их на практике. Имея образование повара (тем более что мама Миши была знатным кондитером), поработал в этой сфере, в том числе и сушистом в одном из популярных ресторанов («Но это, скажу я вам, адский труд, и к концу смены ты выматываешься так, что ни о чем, а уж тем более о творчестве, думать не можешь, лишь бы сил хватило до дома добраться!»); был бухгалтером, некогда познав и эту науку; закончив курсы, потрудился и водителем трамвая, в том числе и в Казани… В Уфе он познакомился с Михаилом Рабиновичем, который ему явно симпатизировал, но в труппу Русского академического взять не смог за неимением вакантных мест, плюс фактура у Ушакова специфическая, в каком-то смысле даже выдающаяся, недаром же Михаил шутит на свой счет: «Сто тридцать килограммов таланта». Впрочем, Михаил Исакович помочь обаятельному актеру с трудоустройством очень хотел, и когда тот позвонил в очередной раз и сказал, что ситуация складывается более чем плачевная, работает только жена, устроившаяся в Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан, сын-школьник подрастает: «Возьмите, пожалуйста, хоть кем-нибудь, готов на какую угодно работу!» - Рабинович расстроился и сказал: «Миша, извини дорогой, но у меня сейчас есть единственная вакансия: нужен сотрудник, который будет дежурить на вахте!..» И Ушаков ответил: «Пойду!» И какое-то время дежурил на служебном входе в ГАРДТ, где я, кстати, впервые его и увидела, долго потом, придя на спектакль в ТЮЗ, вспоминая, откуда я знаю этого нового актера Уфимского театра юного зрителя…
…А в ТЮЗ Михаил Ушаков пришел без рекомендаций, застав бывшего директора театра Юрия Карманова в процессе оценки сценографического решения спектакля «Госпожа министерша», который Юрий Михайлович сам и ставил по пьесе Бронислава Нушича. Карманов вместе с Полиной Шабаевой сидели в пустом зале и следили за процессом монтирования декораций… Михаил представился, сказал, что он актер, ищет работу по своему профилю, и тут же услышал от Юрия Михайловича: «Я Вас беру без всяких предварительных просмотров! Мне как раз нужен такой артист, и в этом спектакле, – повел рукой в сторону сцены, – для Вас есть роль!»
Так Михаил Васильевич Ушаков обрел новый дом, создав в комедии «Госпожа министерша» образ доктора Нинковича… (Между прочим, в спектакле театра Моссовета эту роль играл сам Ростислав Янович Плятт!)
С тех пор уже семь лет Михаил Ушаков служит сцене Уфимского ТЮЗа, предан своему юному театру, которому нынешним летом исполнится десять лет! Он уважает своих коллег, а они в свою очередь говорят о том, что Михаил Васильевич незаменимый, тонкий и очень чуткий партнер; радуется ролям, в которых его полюбил уфимский зритель, обожает свою семью и самым естественным образом, весьма органично вошел в театральное братство нашего региона, которое талант Ушакова сразу же заметило и оценило.
- Кстати, Михаил Васильевич, не называете ли Вы теперь исполнительницу роли Манюни, актрису Наталью Лысцову, внучкой?
- Нет, внучкой не называю, но чувствую всем сердцем, что отношения, продиктованные обстоятельствами, связанными с содержанием спектакля, и, конечно, совместная работа, нас сблизили, и мы с ней теперь в каком-то смысле стали родными людьми, практически членами семьи…
- А Полина Шабаева, режиссер «Манюни», не слишком жестко корректировала неуемную натуру Вашей Розы Иосифовны?
- Нет, что Вы! Полина Анатольевна предельно деликатна, она, безусловно, сама прокладывала курс, постоянно отслеживая и направляя движение этого «корабля»… Но она не запрещала мне импровизировать, отметая ненужное и отмечая необходимое. Вообще, Полина Шабаева – это, как я сказал про Ба, – «мое». Так что Полина Анатольевна – мой режиссер, я ей очень доверяю.
- А сын Ваш смотрел спектакль «Манюня»?
- Смотрел. Он очень ко мне привязан, и ему нравится все, что папа делает. Макар абсолютно не терпит фальши, если что-то его не устраивает, я сразу вижу, он начинает смотреть по сторонам, может зевнуть или достать телефон, хотя у нас с ним есть строгая договоренность: пришел в театр – мобильный убрал, глядишь только на сцену!
Так вот, жена сказала, что на «Манюне» Макар был весь внимание, следил за действием не отрываясь, не шелохнувшись… Из этого я делаю вывод, что его и правда зацепило.
- А до спектакля он саму книгу читал?
- Нет, это была для сына абсолютно новая история, которая произвела на него впечатление… Вы же знаете, сколь неохотно юношество сейчас читает художественную литературу. Да и книгу, которая была бы одинаково интересна и детям, и их родителям, сейчас найти непросто. Вот где-то с месяц назад мы с ним читали «Кавказского пленника» Льва Толстого. Его реакция тогда меня просто поразила! Он, видимо, не ожидал, что писать можно ТАК! Сказал мне: «Папа, я не вижу букв, у меня перед глазами всплывает картинка!»…
- Но это же абсолютно Ваше! Вы же в начале беседы сказали, что, прочитав пьесу, увидели картинку, в центре которой стояла Ба…
- Ну, у меня это актерское… А Макар – человек иного склада.
- Не знаю, не знаю… Отец – артист, мама – музыкант, не может быть, чтобы сын ничего не взял от таких родителей… Что-то творческое должно было в ребенке проявиться!
- В принципе, Вы правы, что-то у него все-таки от нас есть. И скорее всего, он, наверное, и мог бы стать актером. Тем более в свое время он даже занимался в театральной студии «Оперение», недолго, правда… Но потом у нас изменились обстоятельства, и мы перестали в нее ходить. А у Макара с тех пор появилась мечта!..
- Поделитесь?..
- В позапрошлом году мы семьей ездили в Крым, у нас там друзья. Во-первых, сын увидел море во всей его красе. А во-вторых, наши друзья рассказали Макару про Нахимовское училище. И он загорелся. Прочел все, что про него можно было найти. И теперь мечтает поехать в Севастополь и стать кадетом. Занимается, тренируется. И летом мы отправимся с ним в Крым, поступать…
- Какая красивая мечта! Но под финал разговора я хочу вернуть Вас в день сегодняшний, Михаил Васильевич. Кто в Вашем доме готовит?
- Как правило, я. Это естественно. У меня же поварской опыт богатый… Семья знает, что папа чувствует себя на кухне в своей тарелке. Тортики, например, печь люблю.
- А Александра готовит?
- Конечно! Саша готовит строго по рецептам, но о-о-очень вкусно.
- А чем Вы порадуете супругу 8 Марта?
- Пока я Вам не отвечу, поскольку буду фантазировать… Но скажу, что Александра любит мясо по-французски.
- А что любит Макар?
- Макар у нас всеяден.
- И скажите, пожалуйста, какие цветы Вы подарите супруге в Международный женский день?
- Тюльпаны, нежные, трогательные тюльпаны… Она их любит, хотя Саша ко многим цветам испытывает нежность, ей нравятся и какие-то ромашковые варианты, а бывает так: настроение плохое, что-то не заладилось, забежишь в цветочный, купишь несколько хрупких хризантем – и у нее на лице улыбка появляется…
- Миша, Вы можете воспользоваться случаем и что-то адресовать своей супруге со страниц «Вечерней Уфы»…
- Я могу сказать ей огромное спасибо – за то, что она появилась в моей жизни, за то, что у нас такой замечательный ребенок! Мне невероятно повезло с Сашей. Это абсолютно мой человек, вот как и роль Ба моя, так и жена моя – ни дать ни взять. Она абсолютно верный, дорогой мне человек. Я благодарен ей за все, что она для меня делает, за ее поддержку, за ее строгость по отношению ко мне, таких семейных отношений, как у нас с ней, я не встречал больше!.. Повторю то, что уже было сказано по поводу моего персонажа: Саша – это женщина в моей голове!
- Михаил Васильевич, и напоследок, на правах спикера, выступающего от имени сильной половины жителей Уфы со страниц главной городской газеты, Вы можете поздравить и всех женщин столицы Башкортостана с наступающим праздником…
- Я желаю всем женщинам любви, весны – не только на улице, но и в душе, вне зависимости от времени года! Желаю им тепла, уюта, веры – веры в лучшее, веры в мужчин! Будьте, пожалуйста, счастливы!

Беседовала
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: Михаил Ушаков; а это он в спектакле «Манюня».
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 4-03-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 2 773     Номер: 15(13577)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.