$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Свет далекой звезды достиг пределов Башкирского театра оперы и балета


Свет далекой звезды достиг пределов Башкирского театра оперы и балета

Венчал Нуреевские дни Гала-концерт артистов балета БГТОиБ, получивший название «Роман с танцем» и состоявшийся в театре 19 марта.

Он был, на мой взгляд, на редкость продуман и грамотно выстроен (режиссер – художественный руководитель балетной труппы театра Леонора Куватова), явив многочисленной публике, собравшейся в аншлаговом зале, этапы большого пути и творческие пристрастия Бога танца XX века. Все начиналось со сцен из балета Льва Степанова и Загира Исмагилова «Журавлиная песнь», оказавшего, как все знают, на юного Рудика судьбоносное воздействие. Достаточно сказать о том, что в прологе был исполнен «Танец джигита и девушки» (Тагир Тагиров, Наталья Валеева и артисты балетной труппы) – именно в образе этого юного джигита Рудольф Нуреев дебютировал некогда на сцене нашего театра. Своеобразный отсыл к судьбе знаменитого земляка показался мне очень трогательным и уместным. А еще меня в очередной раз поразило то, что Гульсина Мавлюкасова – изумительная балерина, обладающая к тому же редким драматическим талантом, исполнявшая вместе с Рустамом Исхаковым адажио Зайтунгуль и Юмагула из этой воплощенной на сцене Ниной Анисимовой и Халяфом Сафиуллиным прекрасной легенды, настолько проникается характером своей героини, что не выходит из образа ни на мгновение. И для нее неважно, весь спектакль она находится на сцене или исполняет лишь фрагмент из него в концерте – Мавлюкасова проживает судьбу Зайтунгуль со всею силой своей страсти, глубины и дарования! Взгляните на первый снимок, он документальное свидетельство сказанному, а ведь уже через несколько мгновений музыка угаснет, и зритель обрушит на эту прекрасную пару шквал аплодисментов…

Свет далекой звезды достиг пределов Башкирского театра оперы и балета

Далее публике были представлены отрывки из тех балетов, в которых в свое время блистал на мировых сценах Рудольф Нуреев, а также отдана дань широте взглядов и исканиям Великого Руди, с большой приязнью воспринимавшего хореографические новации и поиски в области современного пластического искусства. Достаточно сказать, что в рамках вечера состоялась уфимская премьера одноактного балета NO NAMES, поставленного Эрнестом Нургали (он же взял на себя и миссию художника по свету) на музыку Фредерика Жарабо. Меня, если честно, эта премьера оставила равнодушной, поскольку любой балет – это не просто набор движений и элементов из области пластики… Это в первую очередь история, внятный сюжет, который зал должен «считывать». А фабула, предложенная Эрнестом Нургали, осталась непонятной для большинства из тех, кто в тот вечер собрался под сводами Аксаковского народного дома. Да и хореографом назвать Нургали, некогда попавшего, сколько я слышала, на мастер-классы Дианы Вишневой, трудно. Скорее, это человек, имеющий актерское образование, посещавший в рамках обучения в театральном вузе занятия по танцу и в какой-то момент решивший, что он может ставить пластические спектакли. Но даже для этого нужна балетмейстерская школа, да и на постановку балета надо иметь право! А школы, увы, нет, и это чувствуется. Но хаять не стану, возможно, кого-то одноактовка NO NAMES впечатлила, тем более что наши артисты работали качественно, насколько это возможно, «оплодотворив» идеи Эрнеста Нургали…

Свет далекой звезды достиг пределов Башкирского театра оперы и балета

А вот номер «Цвета любви», поставленный действительно хореографом Ниной Мадан в сотворчестве с Вячеславом Пегаревым на музыку Тома Тыквера, Райнольда Хайля и Джонни Климека, который я смотрю не первый раз, продолжает вызывать у меня интерес. И объясню почему. Некогда, отправляясь в кинотеатр на фильм «Парфюмер», поставленный Томом Тыквером по роману Патрика Зюскинда, я ломала голову над тем, как в кино можно передать одержимость главного героя Батиста Гренуйя ароматами?! Сам фильм расставил все точки над i. Тыквер решил это просто гениально. Функцию ароматов, которые просто пьянят Гренуйя, режиссер отдал цвету. Палитра в фильме Тыквера такова и подобрана так тонко и изобретательно, что, сидя в темном зале и ловя взглядом все эти оттенки синего, зеленого и розового, багрец и золото природы, цветов, листьев, лиловое море полей лаванды, обрушивающихся на тебя с экрана, ты начинаешь явственно ощущать терпкие или медвяные запахи, которые кружат голову, пьянят и вызывают восторг… Лаконичность и изящество решения Мадан – Пегарева сродни тому, чего добился Тыквер, поработавший также и над музыкой к своему фильму… Так что публика Гала-концерта по достоинству оценила эту миниатюру, представленную ей Разилей Мурзаковой, Аминой Халиковой, Ильнуром Зубаировым и Динаром Шакировым, и сумела зримо воспринять все оттенки и переливы чувства, о котором, благодаря движенческой культуре, повествует номер «Цвета любви», а это – чистота, самоотречение, нежность, пылкость, подчас страсть…

Свет далекой звезды достиг пределов Башкирского театра оперы и балета

И еще один номер горячо был принят залом. Говорю о миниатюре «Небеса», которую на музыку Эдуарда Артемьева поставила хореограф Ирина Филиппова (Москва). Глядя на то, как исполняет его Сергей Бикбулатов, ты мыслями возвращаешься к знаменитой картине Михаила Врубеля «Демон поверженный». Герой филипповского пластического мини-спектакля – это тот, кто волею Создателя низвержен с небес, но всеми силами души жаждет вновь подняться. Он стремится туда, к голубому своду, осиянному солнцем, но усилия его напрасны, кто-то невидимый, обладающий мощью, коей не в силах противостоять персонаж Сергея Бикбулатова, вновь и вновь сбрасывает повинного грешника на земную твердь; а юноша не оставляет своих попыток, мечтая вернуться туда, где воздух волшебно чист и жемчужные облака плывут, не останавливая своего полета…
В чем-то этот номер является даже метафорой некоторых эпизодов судьбы Великого Руди, и зал в контексте Гала, посвященного Нурееву, воспринимал его именно так, долго не отпуская блестящего танцовщика Сергея Бикбулатова и благодаря его аплодисментами…
Исполненным чистоты и прелести юности стало выступление в концерте воспитанников Башкирского хореографического колледжа, который носит имя Рудольфа Нуреева. Композиция «В честь танца» (хореография Александра Полубенцева) очень логично открыла второе отделение концерта, явив залу звездочек, зажегшихся на небосклоне БХК, и, возможно, именно эти молодые люди со временем преумножат успехи нынешних мастеров балета Башкортостана.

Свет далекой звезды достиг пределов Башкирского театра оперы и балета

Мне запомнились многие из тех, кто выходил на сцену БГТОиБ – и невероятно лучистые по настроению, темпераментные Анна Церцвадзе и Расиль Сагитов («Панадерос из балета Александра Глазунова «Раймонда»); и коварная, почти хищная, острая в каждой реакции и оценке Одиллия Валерии Исаевой, в дуэте с любимцем всего зала Рустамом Исхаковым (Зигфрид), исполнившая Па-де-де из балета Чайковского «Лебединое озеро»; и эфемерная Алиса Алексеева и элегантный, легкий Артем Доброхвалов, подарившие публике Па-де-де из балета «Сильфида» Хермина Левенсхольда; на редкость виртуозные Лилия Зайнигабдинова и Руслан Абулханов («Вакханалия» Камиля Сен-Санса); и чрезвычайно техничная, роскошная пара Ирина Сапожникова – Канат Надырбек (Па-де-де из балета Рикардо Дриго «Корсар»); и безусловно, изящная, исполненная светозарности и обладающая ярко выраженной артистической природой София Саитова (Гаврюшина), вместе с изысканным Олегом Шайбаковым завершившие Гала фрагментом из балета Людвига Минкуса «Баядерка»…
В общем, Гала-концерт, посвященный Богу танца XX века, удался на славу! Публика, рукоплескавшая участникам, была в таком восторге, что не хотела расходиться, приветствуя исполнителей криками «Браво!». «Нуреевские дни» завершились, добавив в копилку памяти поклонников уникального таланта нашего земляка россыпь новых прекрасных впечатлений. Что ж, теперь мы будем ждать «Нуреевские дни-2023». Тем более что в следующем году исполнится 85 лет со дня рождения Рудольфа Хамитовича Нуреева.

Свет далекой звезды достиг пределов Башкирского театра оперы и балета

Свет далекой звезды достиг пределов Башкирского театра оперы и балета


Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.



ДОБАВИМ…
В преддверии Дня работника культуры целой группе артистов балетной труппы БГТОиБ были присвоены почетные звания нашей республики. Поздравлял их прямо в Аксаковском народном доме заместитель Премьер-министра Правительства РБ Азат Бадранов.
Почетного звания народного артиста Республики Башкортостан удостоены ведущие мастера сцены Башкирского государственного театра оперы и балета Андрей Брынцев, Валерия Исаева и Олег Шайбаков.
А с присвоением почетных званий заслуженных артистов Республики Башкортостан в этот торжественный день поздравляли ведущих мастеров сцены БГТОиБ Сергея Бикбулатова, Софью Гаврюшину (Саитову) и Лилию Зайнигабдинову.

Дата создание новости 29-03-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 983     Номер: 21(13583)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.