Продлись, продлись,очарованье!..
Башкирский государственный театр оперы и балета закрыл свой очередной восемьдесят четвертый сезон, и, подводя его итоги, я вспоминаю некоторые события, к которым мне обязательно хотелось бы вернуться. В их числе юбилейный вечер народной артистки Башкортостана, обладательницы Гран-при конкурса вокалистов имени Газиза Альмухаметова, дипломанта и призера международных конкурсов, ведущей солистки оперной труппы БГТОиБ Эльвиры Фатыховой. Чудесный вечер, получивший название «В кругу друзей».
Он прошел на излете сезона и собрал под свои знамена огромное количество друзей виновницы торжества, начиная от любимых коллег и соратников по творческому цеху и завершая аншлаговым залом, поскольку привязанность публики к Эльвире Фатыховой столь велика, что свободных мест в партере, ложах и на балконе просто не могло быть. Добавлю также, что даже партия ведущего была отдана преданному другу и поклоннику таланта певицы Фатыховой – народному артисту Башкортостана Александру Кузьменко.
Отдельной строкой отмечу и то, что на событие отозвался и баритон из Турции Серхат Конукман, ведь для тех, кто пристально следит за творчеством героини вечера, не является секретом, что Эльвира много выступала и выступает за границей Российской Федерации, а с 1999-го по 2007 год была солисткой оперного театра в Анкаре, одновременно оставаясь солисткой БГТОиБ. Думаю, гостей из дальнего зарубежья было бы больше, поскольку блистательную вокалистку Фатыхову хорошо знают в Австралии, Новой Зеландии, Австрии, Хорватии, но небо, увы, было наглухо «закрыто»…
И еще один важный момент – за дирижерский пульт в этот вечер встал также большой друг нашей примы – народный артист Республики Башкортостан, лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска», Национальной премии России «Музыкальное сердце театра» маэстро Артем Макаров.
...Что и говорить, в благоуханном саду истинных вокальных дарований БГТОиБ Эльвира Фатыхова, быть может, самый прекрасный цветок, прелесть, изящество и изысканность коего сумело оценить огромное количество поклонников оперного искусства. Именно поэтому, покупая билеты на ту или иную постановку театра, публика почти всегда интересуется, кто именно исполняет партию, скажем, Виолетты в «Травиате», Джильды в «Риголетто», Лейлы в «Искателях жемчуга», Марфы в «Царской невесте», Маргариты в «Фаусте», Микаэлы в «Кармен», отдавая предпочтение Фатыховой. Не стремлюсь обидеть исполнительниц, которые работают в этих спектаклях в паре с Эльвирой, безусловно, нет, ведь у них свои почитатели. И вообще, разве можно обижаться на публику, любовь к артисту которой продиктована велением сердца?!
Я и сама отношусь к числу тех, кто «ходит в оперный» на Эльвиру Фатыхову, слушая ее в «Травиате», «Риголетто» и «Искателях жемчуга» бессчетное количество раз. И вновь, и вновь, видя Эльвиру на сцене, прекрасную, исполненную чистоты и прелести дарования, тонкую и глубокую в движениях своей души, с сияющими глазами, в которых, как и в ее уникальном голосе, читаются переживания героини, я вспоминаю тот момент, когда ко мне в редакцию пришли две начинающие вокалистки, совсем еще неопытные питомицы УГИИ, напоминающие в своих смешных шубках из искусственного меха медвежат (у кого-то из них даже варежки на резиночках свисали из рукавов), и принесли маленький вырванный из школьной тетради листочек в клеточку с текстом о предстоящем отчетном студенческом концерте… Это были будущие примадонны Эльвира Фатыхова и Татьяна Никанорова…
Столько воды утекло с тех пор! Каждая из них прошла свой многотрудный путь, став истинной дивой оперной сцены, и теперь, слушая двух певиц со звездной судьбой, исполняющих на сцене БГТОиБ дуэт Семирамиды и Арзаче из оперы Россини «Семирамида», я, улыбаясь, вспоминаю тех милых визитерш в простеньких шубках и мысленно возвращаюсь к словам Воланда из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Как причудливо тасуется колода!» Это я о том, как из вполне обычных, никогда не имевших отношения к профессиональному искусству семей подчас выходят те, кому со временем предстоит стать подлинными королевами сцены. У Татьяны Леонидовны была своя дорога, и некогда мне не раз доводилось рассказывать читателю про оперную певицу Никанорову, даст бог, напишу и еще. Эльвира, закончившая сначала Уфимское училище искусств (класс Альфии Низамутдиновой), а затем Уфимский государственный институт искусств (класс народной артистки БАССР, профессора Райсы Галимуллиной), шла своей. Безусловно талантливая, чуткая ко всему, чему учила ее жизнь и дарованные судьбой мудрые наставники, она впитывала в себя то, что было важно для избранного ею ремесла, которое в итоге достигло высот подлинного искусства. Она менялась, формируясь в истинно творческую личность, которая ради необходимого отказывается от того, что мешает достижению намеченной цели, от сиюминутного и лишнего. Но это совсем не значит, что Эльвира Фатыхова стала затворницей и анахоретом, нет. Она всегда была открыта миру, солнцу, цветам, хорошим людям, тем трогательным мелочам, которые столь необходимы женщине; ей интересно все новое, в том числе и тенденции современного театра. Недаром же сын Эльвиры закончил режиссерское отделение театрального факультета УГИИ и теперь работает в БГТОиБ, сцене коего его мама верой и правдой служит с 1997 года, то есть уже двадцать пять лет. В общем, Эльвира, благодаря своему отпрыску в том числе, в курсе всего, что происходит на драматических подмостках студенческого театра УГИИ, профессиональных трупп Уфы, Башкортостана и России… И посему очень логично то, что режиссером вечера «В кругу друзей» стал Тигран Давлатбекян, сын певицы Фатыховой, который, быть может, понимает ее лучше многих.
Кстати, что касается работы с режиссером, поскольку речь, не забывайте, идет пусть и о музыкальном, но все-таки театре: Фатыхова всегда четко понимает, какие именно задачи ставит перед ней автор драматической основы спектакля, и каждая ее работа – это продуманный, присвоенный и «оживленный» движениями души артистки образ. Я не раз наблюдала за Эльвирой в процессе репетиций того или иного спектакля – она педантична, внимательна, дотошна, никогда не упускает человеческие характеристики и детали, благодаря которым любая ее героиня становится близкой и понятной залу! Не помню случая, чтобы Фатыхова забыла про оценку, чем грешат в оперном многие, в пылу сценических страстей забывающие отреагировать на жест, слово либо интонацию партнера. А в таких случаях постановка перестает быть живой и осмысленной, превращаясь в статуарное действо и напоминая музыкальную шкатулку, в которой под аккомпанемент двигаются застывшие каждая в своей позе деревянные фигурки… Безусловно, в музыке, рожденной талантом композитора, «прописано» все, и Эльвира Фатыхова, певица очень умная и чуткая, умеет слышать, «считывать» с партитуры движения души своей героини и присваивать их, даря нам образ абсолютно одухотворенный, дышащий и транслирующий залу свою энергию.
Обожаю Фатыхову-певицу! Как-то однажды я уже писала о том, что голос ее подобен солнечному лучу, пробивающемуся сквозь стрельчатые окна храма к ступеням алтаря… Притом он сохраняет витальность самой Эльвиры, питая жизненной силой тех, кто восхищается его невероятным полетом, изумительной свежести и чистоты тембром, этим ее дыханием, легкость коего рифмуется со строками знаменитого рассказа Бунина. И в то же время за голосом Фатыховой чувствуется сила и читается фундаментальность основы, данные ей школой профессора Галимуллиной, сотрудничеством с прекрасными дирижерами, в числе коих был и сам маэстро Ричард Бонинг (!), опытом выступления на самых разных сценических площадках мира, в том числе и весьма престижных, и бесконечными штудиями дома, вне стен репетитория… Она невероятная трудяга и редкой ответственности человек. Сколько раз в, казалось бы, патовой ситуации театр прибегал к помощи Эльвиры Фатыховой, надежность которой уже стала аксиомой.
…Знаю, что в свое время Эльвире сказала много лестных добрых слов выдающаяся оперная певица Джоан Элстон Сазерленд, Дама-командор ордена Британской империи, специально пришедшая на один из спектаклей нашей землячки в Австралии, чтобы послушать, как та исполняет партию Манон в одноименной опере Жюля Массне. Своими ушами слышала, как, чуть ли не выпадая из центральной ложи театра, свесившись в зал, кричал ей «Браво!» профессор Сергей Николаевич Коробков, известный московский музыкальный критик и член экспертных советов многочисленных престижных премий, во второй раз пришедший на уфимскую «Кармен», чтобы вновь услышать фатыховскую Микаэлу, благодаря таланту Эльвиры, из партий второго плана выдвинувшуюся на ведущие позиции в этом оперном спектакле на музыку Жоржа Бизе.
И не раз, не два была свидетелем того, как приветствует Эльвиру Фатыхову зал, только что, замерев, буквально обливавшийся слезами на сцене последнего прощания Виолетты с Альфредом в вердиевской «Травиате», а через несколько минут бушующий, как штормовое море.
…И точно так же неистовствовала публика, приветствующая свою любимицу на вечере «В кругу друзей», собравшем весь цвет оперного искусства Башкортостана – Татьяну Никанорову, Ларису Ахметову, Аскара Абдразакова, Ильгама Валиева, Владимира Копытова, Артура Каипкулова, Любовь Буторину, Назгуль Ибрагимову, полюбившегося всем колоритного Серхата Конукмана и саму героиню фактически коронации.
Не стану делиться подробностями о празднестве в честь особых в судьбе Эльвиры дат. Вечер был прекрасен во всех смыслах – он был исполнен торжественности, поклонения королеве бала, искренней любви к ней – коллег, друзей, слушателей, музыкантов оркестра БГТОиБ, который, ведомый Артемом Макаровым, тоже оказался на высоте. В этом вечере всего было в меру – лирического начала, потрясающей музыки, прекрасных голосов, даже юмора, поскольку оперным певцам тоже близка смеховая культура, и восторгов зала. Не хватило мне, равно как и всем собравшимся в театре, одного – того, чтобы это прекрасное мгновение судьбы замечательной певицы, нет, не остановилось, а длилось вечно!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
ДОБАВИМ…
Для тех, кто ничего не знает о значении имени Эльвира, добавлю: по одной из версий, оно произошло от названия германо-скандинавских духов альвов (эльфы, эльвары), которые в древние времена почитались как символ плодородия.
По другой версии, имя Эльвира имеет испанское происхождение и означает «белая». В иных версиях оно трактуется как доброжелательная, благосклонная, всеправдивая, верная, истинная, всесправедливая или оберегающая, защищающая. В звучании имени слышатся ноты аристократизма. Людям с таким именем свойственны решительность и упорство.
Поразительно, насколько точно все это совпадает с характером, обликом Эльвиры (особенно если зарифмовать слова «белая» и «чистая») и той миссией, которая была уготована ей судьбой – силой и красотой своего голоса вести людей из мрака к свету!
8-07-2022 (0) Просмотров: 893 Номер: 46(13608) Версия для печати