$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«Александр Сергеевич, разрешите представиться – ТЮЗ!»


«Александр Сергеевич, разрешите представиться – ТЮЗ!»

В свое время незабвенный Павел Романович Мельниченко – выдающийся театральный педагог и режиссер, заслуженный деятель искусств БАССР, главный режиссер Башкирской «куколки», мудрец, философ, книгочей, мечтал создать в Уфе Театр школьной классики. Он даже рассуждал о том, что хорошо бы было, если таковой станет действовать в стенах Дворца пионеров имени Владимира Комарова, так сказать, поближе к адресату предполагаемых спектаклей. Идея эта родилась у Павла Романовича не вдруг. К материализации оной привели его наблюдения за теми молодыми людьми, каковые, поступая на театральный факультет Уфимского государственного института искусств, попадали на курс Мастера. Он сетовал иногда, что в основе своей юноши, вступающие в жизнь, приходят в вуз, не имея не то что должного, но подчас и маломальского запаса знаний в области литературы, начиная открывать для себя русскую классику уже в вузе, не без участия доцента Мельниченко.

Тесно общаясь с такими студентами, худрук курса все больше и больше задумывался о качестве преподавания литературы в школе, избрав в каком-то смысле альтернативой идею Театра школьной классики, воплощение коей в жизнь могло бы восполнить сей пробел, заинтересовав, а потом и привязав племя младое незнакомое к шедеврам великой русской литературы.
Более четверти века назад Павел Романович, увы, ушел от нас, и мечта его так и осталась неосуществленной…
Впрочем, если задуматься, то начинаешь понимать: есть в Уфе человек, который мыслил теми же категориями, исповедуя те же истины и считая, что основой в жизни театрального коллектива должна быть качественная, исполненная нравственности литература. И весь путь, который прошел в Уфимском театре юного зрителя его идеолог и создатель, заслуженный артист России Юрий Михайлович Карманов, – является свидетельством этой его убежденности в первичности на театре большой литературы. Есть настоящая, задевающая сердце постановщика история, значит, может родиться спектакль, который будет дорог актерам и который полюбит публика. Быть может, зритель потом захочет найти эту книгу и прочесть ее, дабы сравнить свои ощущения с чувствами и мыслями автора… Наивно, усмехаетесь вы. Нет, читатель, не так уж и наивно, если об этом думали и думают такие мудрые и талантливые люди, как те же Павел Мельниченко и Юрий Карманов. И список сих имен я могу пополнять и пополнять…

«Александр Сергеевич, разрешите представиться – ТЮЗ!»

А столь долгий зачин к материалу, посвященному юбилею Уфимского ТЮЗа, на излете сезона отметившего свое десятилетие, вызван тем, что гостем на этом празднике жизни и любви к своему театру и Театру вообще, а также ко всему, что с ним связано, к своей профессии, но главное – к зрителю, каковой за эти годы искренне и горячо привязался к ТЮЗу, стал… Не удивляйтесь, уважаемые – сам Александр Сергеевич Пушкин!
В это трудно поверить, но логика праздничного действа, взявшего в полон всех гостей юбилейного представления, вела к тому, что на торжестве, посвященном театру, адресующему свои спектакли, проекты, талант, порывы души, и жизнь, и слезы, и любовь именно молодежной аудитории, просто обязан был появиться тот, кто и доныне является подлинным властителем дум читающей аудитории – Первый Пиит России, Солнце русской поэзии!
Пригласить Александра Сергеевича в Сипайлово, на самый первый юбилей театра, обретающегося в помещении бывшей бойлерной, это могло прийти в голову только молодым, самонадеянным нахалам из Уфимского ТЮЗа! Хотя… За эту дерзость и безоглядное желание нырнуть в неизведанные глубины мы их и любим. Ведь все это – черты, свойственные именно отчаянной, не страшащейся последствий юности.
Итак, подготовка к юбилею началась сразу после Дня города, в проведении коего ТЮЗ принял самое активное участие. Видимо, установка на торжества была категоричной – удивить гостей, поразить их и еще больше привязать к театру. И надо сказать, что ТЮЗ выполнил все эти задачи просто блестяще. Нас всех ждало полуторачасовое действо, обрушившееся на зал подобно морской волне; недаром же в центре сцены высился капитанский мостик Испаньолы, корабля, на котором Джим Хокинс сотоварищи отправились искать Остров сокровищ – речь об одном из спектаклей из афиши юбиляра. Теперь у этого штурвала стоит под флагом Уфимского ТЮЗа директор театра Арслан Зубайдуллин.

«Александр Сергеевич, разрешите представиться – ТЮЗ!»

Автором замечательного, остроумного, написанного не без изящества и малой доли сарказма сценария, рискнувшим пригласить на юбилей Наше все, стал актер театра Салават Бикмиев, которого я помню еще по учебе на одном из курсов Михаила Исаковича Рабиновича. Впрочем, знаю, что Салават пробовал свои силы и на режиссерской стезе. Выбрать в главные герои автора «Евгения Онегина» было, безусловно, очень смело. Но, как известно, безумство храбрых – вот мудрость жизни! Эта шахматная партия была разыграна идеально, и победитель удостоился лаврового венка. Чего только стоит аудиенция с Первым Пиитом России (Айнур Ризванов) на набережной Белой, где по-молодецки гарцевал скакун Салавата Юлаева (Дмитрий Широнин) и метался в непонятках Кот ученый (Павел Лобанихин), до последнего не зная, кого отправила встречать его издерганная всеми помреж (Елена Булгакова). А поездка Александра Сергеевича с мяукающим спутником на такси в Сипайлово! Когда в ответ на требования компенсации за труды нервного таксиста (Виталий Андреев) и его вопль: «А кто платить будет, Пушкин?!», Солнце русской поэзии, покопавшись в карманах сюртука и обнаружив, что они пусты, неуверенно достало из цилиндра маленький прямоугольник пластика и растерянно пробормотало: «Могу только Пушкинской картой…» В это мгновение зал грохнул смехом так, что крыша старенькой бойлерной, похоже, подскочила и, мгновение повисев в воздухе, мягко опустилась на место… Шуток, по-настоящему смешных, ослепительно остроумных, иные даже, я бы сказала, на грани гениальности в этом жанре, было много. Действо (а воплотила сценарий Салавата Бикмиева на сцене главный режиссер ТЮЗа Полина Шабаева) было энергичным, насыщенным, искрометным и постоянно держало зал, не отпуская внимание зрителей ни на минуту. Я подчас даже не узнавала знакомых исполнителей, которые продемонстрировали новые грани своего дарования. Каким свободным, раскованным и изящным был Айнур Ризванов, столь неожиданно проявивший себя в роли Пушкина, как хорош, элегантен и обаятелен был Павел Лобанихин, представший перед нами в образе Кота просто гуттаперчевым актером! А насколько смешными, точными портретными характеристиками порадовали всех представители подворотни, так называемые реальные пацаны, в которых на время превратились Дмитрий Широнин, Азат Маликов и Михаил Ушаков – диалог их с Солнцем русской поэзии на улице уфимского спального микрорайона достоин того, чтобы войти по степени актуальности и остроумия в книгу рекордов нашего города. Думаю, такие «пацаны» обретались в ареале деятельности ТЮЗа по месту его жительства до тех пор, пока театр окончательно не встал на ноги, завоевав сердце обитателей Сипайлово.

«Александр Сергеевич, разрешите представиться – ТЮЗ!»

А как в разговоре о Пушкине можно было обойтись без огневой цыганской пляски, которой примы и премьеры ТЮЗа отдали всю страсть своего сердца, темперамент и пыл, свойственный бессарабским «кочевникам», коих Александр Сергеевич обессмертил в своей поэме.
Венчало «пушкинский» блок исполнение практически всей труппой знаменитой песни «Черная речка» белорусского коллектива Кабаре-бэнд «Серебряная свадьба», сочиненной к 180-летию последней дуэли Александра Сергеевича: «Саша, Саша, погоди, Саша, Саша, не ходи на речку, на Черную речку…» И это уже вырывалось из рамок смеховой культуры вечера, потому что артисты ТЮЗа исполняли ее как некий манифест того, что театр вырос и готов чрезвычайно серьезно говорить со зрителем на самые глубокие темы, давая всем понять, что период младенчества остался далеко позади и коллектив созрел для классики самой высокой пробы.
А еще они пели – все! Причем слаженно, дивно, гармонично – соло и хором, кстати, заметьте, без фонограммы, что на театре, особенно в контексте массовых торжеств, почти немыслимо и приравнивается практически к подвигу. Подопечные заведующей музыкальной частью театра Людмилы Николаевны Клинушиной («Вечерка» уже отмечала однажды, что это лучший завмуз в республике) не запятнали чести своего театрального мундира, доказав многочисленным гостям юбилейного вечера, что ТЮЗ наравне с «академиками» и «Нуром» может претендовать на звание самого поющего театра. Замечу, по количеству лауреатов конкурсов театральной песни орлята Клинушиной бьют все рекорды. И все три героини Всероссийского конкурса имени Клавдии Ивановны Шульженко и других творческих состязаний поющих драматических артистов – Ульяна Дементьева, Мария Ямалиева, Александра Кузнецова (о чем «ВУ» тоже рассказывала), в этот радостный для нас вечер показали, что называется, «товар лицом», поразив публику в очередной раз. Не зря же вездесущий помреж (как не вспомнить «Принцессу Турандот» Игоря Черкашина!) в исполнении Елены Булгаковой бросает им во след пропитанное потаенной завистью: «Лауреаты!..»
В этот вечер практически каждый, кто свои труды и дни посвятил муниципальному Театру юного зрителя, был отмечен – Благодарственным письмом Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан; Почетной грамотой или Благодарственным письмом Управления по культуре и искусству Администрации столицы; Благодарственным письмом Министерства культуры РБ; Грамотами и Благодарственными письмами администрации Октябрьского района; Благодарственными письмами Союза театральных деятелей РБ, медалями Константина Сергеевича Станиславского от СТД и, конечно, Почетными грамотами и Благодарственными письмами самого ТЮЗа… Без пусть и небольшой награды либо хотя бы приятного знака внимания в тот день не остался ни один человек из экипажа этого уверенно сопротивляющегося волнам житейского моря корабля с надписью на борту «Уфимский театр юного зрителя». Думаю, Арслан Айдарович просто вменил себе в задачу поощрить каждого, кому сей театр стал (простите за банальность) родным домом, отдавая ему все силы, все лучшие чувства и порывы своей души.

«Александр Сергеевич, разрешите представиться – ТЮЗ!»

Мне кажется, прониклись этим настроем молодого директора и все выступавшие – и начальник Управления по культуре и искусству Шамиль Абдраков, поздравивший юбиляров от имени Главы Администрации столицы Ратмира Мавлиева и вручивший виновникам торжества Приветственный адрес мэра; и начальник отдела профессионального искусства, образования и творческих проектов Министерства культуры Республики Башкортостан Зиннур Сулейманов; и директор Дома Актера, заместитель председателя СТД РБ Ринат Ишмуллин, и другие официальные лица и почетные гости…
Очень жаль, что в числе тех, кто пришел на торжество в Театр юного зрителя, не было отца-основателя ТЮЗа, восемь лет возглавлявшего его, Юрия Карманова. Накануне Юрий Михайлович приболел, и посему он не слышал того, с какой признательностью величала его в песне, подводящей итог десятилетней истории коллектива, вся труппа.
…Уже ни для кого не является секретом, что бытование столь яркого творческого коллектива в бывшей бойлерной завершается («Вечерка»-то знала об этом давно, но до поры до времени помалкивала по просьбе руководства театра). Со временем ТЮЗ переедет в здание кинотеатра «Победа». Осталось, быть может, самое непростое и трудоемкое. Говорю о реконструкции, каковая осложняется тем обстоятельством, что кинотеатр сей имеет статус здания исторического значения, а это значит, что любое вмешательство должно быть предельно деликатным. Но, получив заветные ключи от своего будущего, ТЮЗ готов ждать, тем более за десять лет жизни (причем вполне творчески насыщенной и полноценной) в бойлерной коллектив накопил большой опыт по части терпения. Ведь на фасаде кинотеатра, украшающего улицу Первомайскую в северной части города с 1951 года, значится слово «Победа», и, как я понимаю, оно останется негласным девизом муниципального театра навсегда. Думаю, именно это имел в виду Арслан Айдарович, поднявшийся на капитанский мостик Испаньолы и завершивший торжества словами: «Я вас всех безумно люблю. Надеюсь, это взаимно. Поднять паруса, свистать всех наверх! Курс выбран правильный. Попутного ветра!»
Уверена, что в очередное путешествие Уфимского ТЮЗа в неизведанное на борт его Испаньолы по веревочной лестнице вновь поднимется… Александр Сергеевич Пушкин!

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


ОБЕЩАННОМУ – ВЕРИТЬ!
Коллектив ТЮЗа очень трогательно благодарил в рамках своего юбилейного вечера всех, кто поддерживал его в течение этих десяти лет, отметив своими Благодарственными письмами представителей СМИ. В их число вошла и главная городская газета. Меня искренне порадовало то, что один из номеров «Вечерней Уфы», в коем был опубликован большой материал о Театре юного зрителя, подобно партитуре для оркестра, вынесли на сцену, бережно установив на пюпитр одного из музыкантов (в этих ролях также были заняты артисты ТЮЗа), много добрых слов устами «Пушкина» сказав в адрес нашей газеты, фактически устроив «Вечерке» своеобразную презентацию. Уже прощаясь с виновниками торжества, я, поблагодарив «Александра Сергеевича» за оказанную честь, пообещала, что этот сюрприз будет театру «стоить» пары дополнительных абзацев в итоговом материале. Господа, я держу свое слово. И еще раз: спасибо за преданность, умение быть благодарными и за дружбу!


Дата создание новости 12-07-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 1 580     Номер: 47(13609)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.