$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Волшебное узорье России» в залах башкирского музея


«Волшебное узорье России» в залах башкирского музея

В июле в Национальном музее Республики Башкортостан открылась выставка рушников и полотенец, получившая название «Волшебное узорье России».

Выставка приоткрывает перед посетителями таинственную завесу времени, показывая магическую роль рушника в жизни народов, населяющих нашу страну.
В экспозиции представлены русские, белорусские, украинские, рушники из университетского музея и башкирские полотенца из фондов Национального музея РБ.
Коллекция рушников, представленная в залах главного хранилища исторической памяти РБ состоит не только из экспонатов университетского музея, но и из личного собрания доктора исторических наук, профессора Оренбургского государственного аграрного университета, академика Петровской академии наук и искусств Аллы Владимировны Федоровой.
Данная коллекция собиралась во многих селах и городах Оренбургской области – полотенца вынимали из сундуков, оставшихся в наследство от бабушек, обращались за помощью к народным мастерам. Не исключено, что в числе именно этих экспонатов есть и ручная работа башкирских женщин. Часть рушников была приобретена в Воронежской, Рязанской, Владимирской, Смоленской областях, в Краснодарском крае, в Белоруссии и на Украине.
Роль полотенец в быту и ритуалах народов на протяжении многих столетий была весьма значительной. На полотенце принимали родившегося ребенка, они участвовали в свадебном обряде, и до сих пор белые рушники используют, когда человека провожают в последний путь.
Эти образцы народного творчества считались оберегами, так как еще с давних времен полотно считалось символом жизни, где сплетенные нити – это судьбы людей, а вышитый узор на тонкой ткани – божественная помощь.
Цвет полотенец всегда белый, в народе он был связан с представлением о свете и небе, олицетворяющих счастье и изобилие. Поэтому белая холстина – базовая ткань для вышивки – имеет свое символическое значение. Красный же цвет ниток связан с палитрой солнечного света, жизни, души.
Уникальность рушников в том, что они единственные ритуальные предметы из языческого прошлого, которые без прерывания традиций используются в народном быту по прямому назначению.
Их развешивали в домах, ведь красочные узоры на них оживляли бревенчатые стены, делая жилище нарядным. Полотенца вешали на окна, двери и зеркала. Полотенцами оформляли фотографии, распространившиеся в крестьянском интерьере в конце XIX – начале ХХ веков.
Обычай жертвовать полотенца в церковь в случае болезни или смерти близких, а также одаривание ими церковного притча за выполнение обряда широко практиковались вплоть до первой четверти XX столетия. При закладке дома в основание оного укладывали полотенце-оберег, вышитый кругами и крестами.
Геометрический орнамент на рушниках – наиболее древний. Он состоит из прямых или волнистых линий, кругов, крестов, квадратов. Прямая горизонтальная линия означает землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб и круг – солнце. Часто встречается на этих вышивках мотив круга, ромба или шестигранника с лучистым обрамлением в виде четырех или более пар лучей с загнутыми концами. Такой ромб, дополненный изображением крючков, — символ плодородия.
Полотенца обильно украшались солнечной символикой. Солнце – источник жизни – обладало в верованиях крестьян большой очистительной силой. В вышивке графическим символом солнца была розетка (подчас крестообразная), круг с крестом, в основе своей лучистый.
Сюжетом вышивки на некоторых полотенцах становилось дерево. По старинному преданию, мир начался с древа. Оно участвовало в самых разных обрядах, поэтому крестьянки часто вышивали на полотенцах древо жизни. Оно олицетворяет собой сюжет о дереве, по которому человек попадает на небо. Этот символ вышивался на свадебных полотенцах. Изображение древа жизни, по народным представлениям, приносило счастье.
Интересными образцами в экспозиции являются полотенца, в вышивке коих использованы сюжеты с птицами. Птица – это обитатель мира небесного, следовательно, она обладает способностью влиять на судьбы людей. Парные птички есть символ счастливого брака, одинокая птица – душа умершего человека.
Часто в вышивке встречаются изображения и домашней птицы – петуха. Крестьяне верили: когда петух перестанет петь, наступит «кончина мира», «крик его уже не вызовет солнца, и вселенной овладеет нечистая сила мрака и холода». С тех пор реалистичные петушки заняли место традиционных птиц с длинными хвостами и хохолками…
В свадебном фольклоре уточка и селезень традиционно символизируют жениха и невесту, то есть пара крякв является аллегорией семейной жизни.
Существует ряд вариаций изображения на полотенцах женской фигуры. Если две руки подняты вверх, это дева; если опущены или положены на талию – мать. В литературе встречается и другая характеристика женских персонажей с вышивок – берегини, охраняющие дом и его обитателей от зла и несчастий. Руки, устремленные вверх, к небу – это древняя молитвенная поза, обращение к Богу с просьбой о благоденствии и защите от зла.
Несколько рушников коллекции сохраняют мотив вазона. Его распространение в прикладном искусстве Восточной Европы относится к XVI-XVII векам. Этот мотив стал одним из центральных в украинском народном искусстве. Узор сей привлекает яркостью и декоративностью. Изящная стройная ваза на тонкой, словно точеной, ножке и крупный пышный букет в ней – такой рушник с вазоном предназначен для традиционных свадебных торжеств.
В числе рушников выставки более десятка украшены алыми розами. Старое название розы – ружа – созвучно древнему названию Солнца – Ра. Там, где розы соединяются в систему геометрического узора, они не просто цветы, они – цветы-звезды.
Знакомство с коллекцией полотенец историко-этнографического музея Оренбургского аграрного университета «Волшебное узорье России» расширяет представления современного человека об особенностях народной вышивки.
Кстати, это не первая выставка полотенец и рушников из собрания ОГАУ; несколько подобных с успехом были организованы в Брянской, Московской, Нижегородской, Псковской и Челябинской областях…
Наряду с полотенцами и рушниками из Оренбургского собрания и фондов Национального музея Республики Башкортостан, в наших залах можно увидеть и работы студентов Уфимского художественно-гуманитарного колледжа.

Нурия КИНЗЯБАЕВА.
Снимок предоставлен Национальным
музеем РБ.

Дата создание новости 19-08-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 927     Номер: 57(13619)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.