$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Горсть простого полотна


Горсть простого полотна

Когда Василий Яковлевич Бабенко разложил на столе в редакции рушники и вышитые сорочки, будто песня зазвучала. Украинская народная песня, в которой и сюжет на первый взгляд нехитрый, и мелодия вроде простая, но которая непостижимым образом берет тебя в плен.

Столько лет мы знаем директора Уфимского филиала МГГУ имени Михаила Шолохова, и обо всех его "этнографических" увлечениях давно, как казалось, поведали читателю, ан нет! Есть, оказывается, в доме заветный сундучок, в который мы еще не заглядывали. Со старших классов собирает Василий Яковлевич древние и редкие экземпляры "горсточек простого полотна", как названы в одной песне рушники.
- Когда я поступил на исторический факультет, то первая моя курсовая работа была посвящена украинцам, и на протяжении всей учебы в вузе я изучал культуру, народное творчество этого самобытного народа, собирал рушники, вышивку, национальную одежду. В 1978 году моя первая серьезная статья, посвященная украинской свадьбе, была опубликована в журнале "Народна творчiсть та етнографiя", - рассказывает коллекционер.
Преподавателем педуниверситета Бабенко вместе со студентами исходил вдоль и поперек всю Башкирию и родной Ермекеевский район, где на границе с Белебеевским на площади в 150 квадратных километров было некогда семнадцать украинских сел; переселенцы из Черниговской области, с Подолья и Полтавщины давали новым местам названия исторической родины - Киевский поселок, Кривой Рог, Нефароща. В родном селе Верхний Кульчум (прежде - Александровка, Золотоножка) Василий Яковлевич знал каждую семью.
Часть коллекции и составили дары односельчан.
- Однажды я побывал в Музее украинского рушника в Переяслав-Хмельницком, там есть экспонат длиною в шесть метров. Огромное количество рушников изучал в государственных и крошечных сельских музеях.
По сути, вся народная мудрость умещается на этих вышитых полотенцах, философия жизни. Рушник сопровождал человека от рождения до смерти. Младенца принимали на рушник, рушник дарила мать сыну - как горсть родной земли, провожая его в армию; дивчина сочиняла свой узор, готовясь к свадьбе. Каждое событие, каждый период жизни требовал особой символики. Например, девушка украшала свой рушник полевыми цветами, розами, гроздьями цветущей калины; рушник замужней женщины был с ягодами калины, желудями - одним словом, с плодами. Часто встречается стилизованное древо жизни - цветы в вазонах, петухи - вестники воскресения, нового дня. Считалось, если трижды пропоет петух - исчезнет нечистая сила, так что эта птица часто гостит на рушниках. Уточка - символ печали, она встречается обычно на погребальных полотенцах. А павлин - символ красоты.
Предмет особой гордости коллекционера - богато украшенный рушник Евдокии Николаевны Чехонадской (в девичестве Рудь), 1904 года рождения. И еще есть в сундуке редкий дореволюционный экземпляр рушника тканого, со стилизованными церквями и древом жизни - он с Черниговщины.
А самая древняя в коллекции Бабенко - льняная женская сорочка. В 1891 году ее надевала на свадьбу Наталья Коваленко, прожившая в Верхнем Кульчуме до 103 лет. Изумительная вышивка белым по белому, мелкая, ювелирная оборочка на рукаве (ячкур). И нельзя не восхититься крохотной пуговкой у горла, которая создана мастерицей из холщовых ниток. Примечательно, что наряд из качественной ткани вышит только до пояса, а ниже пришивалась грубая материя - пидтычка, которую заправляли в юбку.
Есть в коллекции и мужская праздничная сорочка - с вышивкой белым по белому, мережкой. Ее подарила Василию Яковлевичу киевлянка Лидия Федоровна Артюх.
- Рушник, вышитая сорочка - это эстетика восприятия мира. Где бы украинец ни поселился, он первым делом сажал цветы в полисаднике. Бедное жилище, глиняные полы - а печь в центре хаты всегда побелена, расписана цветами, петухами, на окнах, иконах - рушники.
Для женщины печь - ее лицо. Если она обколуплена - значит, хозяйка грязнуля. Кто вымешивал хлеб и ставил в печь - та и хозяйкой считалась, с ней все советовались, к ней прислушивались. Как только невестка вставала у печи, она автоматически становилась хозяйкой, а свекровь с этого дня воспитывала внуков, оставаясь при этом господиней. Через бабушку, которая в украинской семье выступает ретранслятором этнической культуры, и передавались традиции - песни, сказки, пословицы. Помню, когда я впервые приехал с молодой женой в сенокос на родину, она удивлялась, что мы, вся семья, после тяжелого трудового дня, поужинав, садимся в доме или во дворе и начинаем петь. Для нее это было непонятно: совершенно трезвые люди вдруг начинают петь и могут за этим занятием несколько часов провести. Эта традиция - от бабушки. На селе вся жизнь строилась по песне.
...Прощаясь, мы помогли Василию Яковлевичу собрать рушники и сорочки в старомодный кожаный чемодан - коллекционер считает, что в нем его полотняные реликвии испытывают меньший стресс, нежели в какой-нибудь нейлоновой спортивной сумке. Любой "выход в свет" на самочувствии холщовых долгожителей отражается не лучшим образом, уверен он, а потому после таких смотрин рушники развешиваются по квартире, "отдыхают" некоторое время и только потом отправляются в свой сундучок.

Надежда ИГНАТЕНКО.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 12-10-2012   Комментарии (0)   Просмотров: 4 286     Номер: 197(12095)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.