$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

ДОМ КНИГИ

История костюма как отражение картины мира


История костюма  как отражение картины мира

На научно-практической конференции “Книга в меняющемся мире”, посвященной 85-летию образования Государственной книжной палаты Республики Башкортостан, с новой точки зрения исследовался читательский генотип. А вот наш автор, чуть опередив события, предложил свой взгляд на современного читателя.
Библиотека сильна своими читателями - это абсолютная истина. Все делается для того, чтобы привлечь людей к книжным полкам, к фондам. Айгуль Камалиева, преподаватель Уфимской государственной академии экономики и сервиса, - яркий представитель самого передового отряда читателей, тех, кем гордится Национальная библиотека РБ имени Ахмет-Заки Валиди.

Айгуль Салаватовна при активнейшем участии сотрудников библиотеки пишет сейчас уже вторую научную работу по теме “Художественная организация башкирского костюма”. Преподаватель кафедры технологии конструирования одежды УГУЭС сейчас завершает этап сбора информации по доисламскому периоду. Она считает, что именно этот отрезок истории человечества существенно повлиял на традиции и обычаи башкир. Тогда зародились принципы художественного построения национального костюма, композиция, детали оформления. Они были заложены в эпоху зарождения башкирской нации, во времена тенгрианства и дошли до нас, достаточно хорошо сохранившись.
Айгуль Камалиева в отличие от коллег рассматривает костюм с точки зрения дизайна, другими словами, выявляет закономерности в формообразовании народной одежды. На основе подлинников, хранящихся в фондах Национального музея и его филиалов, она получила развертки деталей кроя, конструкции башкирской одежды. Особенности кроя она рассматривает в контексте истории, этнографии и философии башкир. Почему, в частности, башкирский народ, занимающийся отгонно-пастбищным хозяйством, постоянно передвигающийся по степям и горам, носил именно такие одежды - ниспадающие, многоярусные, плавные? Какие факторы влияли на формирование кроя?
- Я рассматриваю костюм как систему: как он гармонирует с внешним видом человека, - размышляет Айгуль Камалиева. - Эта система учитывает пропорции человека, его телосложение. На Южном Урале жили и живут высокие люди, они не подпоясывались, не подчеркивали талию. Вспомните форму башкирской юрты - полуовальная, плавная. Такой же формы и костюм: незастегивающийся халат, платье с высокой талией, платки на плечах, шали. Все должно быть в единстве, гармонировать с душой. Попробуйте надеть башкирский костюм на русскую девушку, это может смотреться нелепо. И наоборот. Декоративные решения, семантика элементов - особый вопрос. Эпоха тенгрианства, когда мир в глазах наших предков состоял из трех уровней, взаимосвязанных Мировым древом или Мировой горой, определила характерную особенность расположения декора на одежде башкир. Меня всегда интересовали символы, их предназначение и смысл. Поэтому я задалась целью понять семантику декора на башкирской одежде. Оказалось, чтобы увидеть картину мира на ней, нужно глубоко изучить историю возникновения и развития этноса, выявить культурные и хозяйственные взаимосвязи с другими народами, исследовать особенности его мифологии и космологии, проанализировать влияние условий проживания и характера труда, роль природы в жизни людей и еще многое другое. И только после этого орнамент может раскрыть свои секреты. К примеру, тамбурной вышивкой на платьях и фартуках северо-восточные башкиры отражали красоту родного края, богатого разнотравьем. Башкирские племена, проживающие на склонах Южного Урала, в сложной мозаике из монет, бисера и позумента закладывали очертания гор и даже горных хребтов. Кстати, все свои мысли об орнаментальных кодах и так далее я изложила в книге “Башкирский костюм. Технология. Конструкция. Декор”. Она вышла в прошлом году в издательстве “Китап” тиражом в две тысячи экземпляров.
...Таково продолжение темы кандидатской диссертации Айгуль Салаватовны. Хотя в той работе преобладало техническое направление и защищалась она в техническом совете. Сейчас наша героиня сознательно выбрала именно искусствоведческое направление.
- Меня сама по себе старина очень трогает, - рассказывает Айгуль Салаватовна. - В библиотеке тоже люблю работать с бумажными источниками, со старинными изданиями. Кажется, пока не переберешь каталог руками, что-то упустишь, не найдешь. Здесь очень хороший фонд и очень душевные сотрудники, которые всегда готовы помочь. Думаю, самое ценное качество библиотеки - это искренняя заинтересованность в читателе и в теме его исследования. Я это ощущаю каждый раз, когда прихожу в Национальную библиотеку, за что безмерно благодарна всему коллективу.
Айгуль Камалиева работала и в Москве - в Историческом музее, в Российской государственной библиотеке. Ей есть с чем сравнивать. Сейчас многие ученые занимаются осознанием картины мира. Очень интересно сопоставлять исследования, мнения коллег. Алгоритм простой: сначала в интернете отыскиваются ссылки на диссертации, монографии, статьи. Это помогает подготовить почву для похода в библиотеку. Потом подключаются сотрудники отдела башкирской литературы и краеведения, в пространстве интересов которого наша героиня работает чаще всего. Если какие-то из источников найти не удалось, специалисты постараются отыскать их к следующему визиту. Много важных книг получено по межбиблиотечному абонементу. Остается только “сварить суп” из разрозненных компонентов - сведений и данных. Правда, без включения эмоций и знаний вкусно не получится.
- Настоящее зерно знаний можно найти только в книгах, - уверена Камалиева. - В библиотеке есть вся информация, старинные книги находятся в очень хорошем состоянии. Хожу сюда с огромным удовольствием. Не могу оторваться от страниц. Роль библиотеки в моей научной работе огромна.
С благодарностью Айгуль Салаватовна отзывается и о сотрудниках музеев, в том числе районных. Скоро ей придется подружиться с работниками архивов, там тоже много полезной информации.
А вот интернет наша прогрессивная читательница считает популистским направлением, не сравнимым с возможностями библиотеки, музея, архива. К тому же все эти учреждения сейчас очень хорошо оснащены компьютерами, есть доступ к электронному поиску, к технике для ксерокопирования и сканирования.
- Уверена, ученые прошлого века позавидовали бы своим потомкам, ведь сегодня для проведения научного исследования созданы все условия. Возможности библиотеки огромны, доступны богатейшие фонды любых книгохранилищ России, залы оснащены всевозможной техникой, просторные помещения - красивой, мебелью; и самое ценное - это очень ответственный, профессиональный и заботливый коллектив библиотек, где работают настоящие энтузиасты! - считает Айгуль Салаватовна.

Марина ЧЕПИКОВА.

Дата создание новости 30-10-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 2 160     Номер: 208(12356)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.