Театр танца Файзи Гаскарова
Об этом человеке, выдающемся хореографе и деятеле культуры, можно и нужно говорить не только в связи с юбилейной датой – 110-летием со дня рождения Мастера. То, что сделал он, яркий представитель первого поколения деятелей искусства Башкирии, воспитанник студии Большого театра, ученик самого Игоря Моисеева, непреходяще и вечно ценно. Файзи Адгамович Гаскаров заложил основы классического балета в республике, создал всемирно прославленный Башкирский государственный академический ансамбль народного танца, носящий ныне его имя.
Это он отобрал талантливых ребятишек для учебы в лучшей школе мира – Ленинградском хореографическом училище, где его же усилиями открылась башкирская национальная студия. Пестовал их, наставлял в годы обучения и после окончания училища в только что родившемся национальном музыкальном театре, где они составили ядро балетной труппы, а позже прославили башкирский балет на всю страну и весь мир. Это он, Файзи Гаскаров, создал не просто ансамбль, а поистине театр народного танца с уникальным национальным репертуаром. Он использовал самобытный народный танец, пропуская через душу, обогащая профессиональным опытом, интуицией, фантазией. Получалось нечто оригинальное, небывалое, потрясающе талантливое.
Файзи Гаскаров… Когда я впервые услышала это имя? Да сразу же после приезда в Уфу. Файзи Гаскаров, Зайтуна Насретдинова, Габдрахман Кадыров – вот бренды республики того времени. А через несколько лет, когда наша семья переехала в новый дом, я поняла: судьба вновь позаботилась о том, чтобы я далеко не отходила от искусства. Моими соседями оказались балерина Фирдаус Нафикова – буквально через стенку, этажом выше художник Рашит Нурмухаметов и его жена актриса Ирина Чунтонова. И – Файзи Гаскаров.
Файзи Адгамович любил сидеть на скамейке у подъезда. Часто рядом с ним можно было увидеть Зайтуну Насретдинову. Представляете: подходишь к дому, а перед тобой две живые легенды! Иногда с ними была супруга Файзи Ляйля, и я с удовольствием присоединялась к ним. Мне нравилось, что Зайтуна Агзамовна для них просто Зоя. Как-то было тепло, уютно, по-домашнему…
Правда, в полной мере масштаб этих личностей я познала гораздо позже. Благодаря журналистской профессии, знакомству и дружбе с корифеями башкирского искусства, а особенно благодаря многолетней работе в театре оперы и балета, когда с головой окунулась в историю музыкального искусства края.
Как начинался ансамбль, мне рассказывала Хазина Нурмухаметовна Магазова, одна из первых и любимых танцовщиц Файзи Гаскарова, заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана.
…Заканчивался 1938 год. Хазина после техникума работала техником-технологом на заводе, мечтала поступить в институт, танцевала в художественной самодеятельности. Однажды увидела объявление: создается профессиональный ансамбль башкирского народного танца, руководитель Файзи Гаскаров. «Что за человек! – изумилась Хазина. – Ведь он гением должен быть, раз взялся за такое дело». И пошла на него посмотреть – из любопытства. Адрес в объявлении – Совнарком, такой-то этаж, комната такая-то. Заглянула – и стала солисткой ансамбля на долгие годы.
А в гениальности Файзи Адгамовича Гаскарова она убедилась с первого танца, который тот поставил для нее. Назывался он «Муглифа». Это имя девушки, объяснял Гаскаров. Она красивая, скромная и гордая. Джигиты заглядываются на нее, и она слегка кокетничает с ними. А те восхищаются ее трудолюбием: она прядет, сбивает кумыс… Чтобы станцевать все это, мало одной пластики, тут нужно и драматической актрисой быть.
Вот вам и театр танца! У Гаскарова любой танец не просто хореографическая миниатюра, но и драматическая инсценировка. Вспомним хотя бы знаменитые «Три брата», «Северные амуры», «Проказницы», «Семь девушек», «Баик», «Танец с ведром», «Гульназира»… Это золотой фонд.
А сколько всего танцев, композиций, миниатюр создано за три десятилетия плодотворнейшей, вдохновенной, самоотверженной работы в ансамбле, всего и не перечислишь. Как и не опишешь в небольшой юбилейной зарисовке все перипетии нелегкой, драматичной гаскаровской судьбы. Беспризорное, голодное и холодное детство, скитания, обретение и осознание своего места в жизни, годы учебы, работа в Башкирском драматическом театре оперы и балета, в ансамбле Игоря Моисеева, выступления на фронте с концертными бригадами… Танцевал, ставил, учил… Это у него, Гаскарова, родилась идея создать национальный классический балет. Благодаря ему сверкает в башкирском искусстве жемчужина – балет «Журавлиная песнь».
Обо всем нужно писать книги. Они и есть. К примеру, основательный труд известного театроведа, балетного критика Суюндука Саитова «Гаскаров». Не так давно журналист Дмитрий Ефремов обобщил и обработал воспоминания об отце дочери Файзи Адгамовича Гюльнары Аиткуловой (Гаскаровой). В издательстве «Китап» вышла книга «За кулисами танца», собраны редчайшие документы и фотографии, уникальные воспоминания современников. Приоткрывается завеса над самым трагическим событием – отлучением Файзи Гаскарова от его любимого детища, ансамбля. Великий хореограф стал жертвой интриг, подковерной игры в высоких чиновничьих инстанциях. Это был удар, который, несомненно, сократил жизнь Файзи Адгамовича. Его не стало в 1984 году.
Уже после кончины Мастера я ближе познакомилась с его женой Ляйлей Хуснулловной, сейчас дружу с дочерью Гюльнарой. Знаю из первых уст, как много значила для Файзи Адгамовича семья, как безгранично любил он свою Музу Ляйлю, сына Загира и дочерей Нелю и Гулю.
Отрадно сознавать, что Театр Гаскарова, Государственный академический ансамбль народного танца, с 1988 года носящий имя создателя, первый и один из лучших профессиональный танцевальный коллектив республики, живет и процветает, своим уникальным репертуаром и высоким мастерством покорив весь мир. Файзи Адгамович порадовался бы…
«Сегодня искусство балетмейстера Гаскарова, – отмечал незабвенный Суюндук Саитов, – воспринимается в свете больших духовных величин. Оно проходит к сквозным формированиям общественной истории, культурного наследия, национального характера. И это всегда – человеческая история, заветный жизненный сюжет, несущий достоверный образ нашего огромного мира и говорящий на языке людей». Воистину так!
На доме, где жил Мастер, установлена мемориальная доска, а вот памятник… ждет своих создателей. Пора, пора!
Нина ЖИЛЕНКО.
В оформлении материала использованы снимки из книг «Гаскаров» и «За кулисами танца», предоставленных автором.
В оформлении материала использованы снимки из книг «Гаскаров» и «За кулисами танца», предоставленных автором.
28-10-2022 (0) Просмотров: 688 Номер: 75(13637) Версия для печати