На соискание Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича
Жизнь в темпе presto
Я никак не могла взяться за этот материал, постоянно откладывая листочки с расшифровкой диктофонной записи нашего разговора в дальний ящик письменного стола... А все потому, что слишком давно знаю Руслана. Не удивляйтесь, читатель. Это в каком-то смысле закономерность. А еще одна из самых сложных для пишущего задач. Трудно рассказать о человеке, счет лет со дня знакомства с которым ты ведешь от того периода, когда твой герой пребывал еще в подростковом возрасте. Но кампания по "обсуждению" (простите за слово, но оно из протокола) кандидатур, выдвинутых на соискание премии имени Шайхзады Бабича, заканчивается 18 ноября. И это значит, что время, которого осталось катастрофически мало, торопит меня, заставляя прыгать в последний вагон уходящего поезда...
Итак, в число двенадцати претендентов на престижную награду вошел и пианист Руслан Воротников, группа поддержки которого вызывает не просто уважение, но чувство пиетета, ведь поручилась за музыканта Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова. Alma mater талантливого молодого человека, которую он умудрился окончить... дважды - по классу фортепиано (у профессора Рустама Шайхутдинова) и вокала (у профессора Идриса Газиева). Скажу больше - ныне Руслан Георгиевич учится на четвертом курсе Российской академии музыки имени Гнесиных, и патроном его стал профессор кафедры инструментального джазового исполнительства, выдающийся джазовый пианист, в числе немногих мастеров искусства импровизации в нашей стране удостоенный звания народного артиста России, Игорь Бриль. Причем прежде чем поступить в "Гнесинку", Воротников завоевал первую премию на III Международном молодежном музыкальном фестивале-конкурсе эстрадных и джазовых исполнителей (Казань, 2009), возглавил жюри которого Игорь Михайлович. Впрочем, говорить мэтру о своих планах, связанных с РАМ, Руслан и не пытался (не в его характере), почтительно держась поодаль. На экзаменах в Москве Бриль сам узнал героя казанской джазовой "баталии" и выбрал его в ученики.
Вас не удивляет широта взглядов соискателя? Скажу вам больше - перечень пристрастий Воротникова, упомянутых выше, далеко не полон. И для того, чтобы определить круг его интересов, нам понадобятся, как минимум, пять пальцев одной руки. Давайте считать.
Классическое фортепиано. Воспитанник Рустама Шайхутдинова побеждал на таких пианистических состязаниях, как VII Международный конкурс имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге; III Международный фестиваль-конкурс юношеского творчества в Одессе; Международный конкурс пианистов и фортепианных ансамблей, посвященный 80-летию со дня рождения народного артиста России, профессора Алексея Скавронского; Международный конкурс молодых пианистов, посвященный памяти Ференца Листа в Будапеште, и многие другие. Добавлю: в "послужном списке" Руслана Воротникова мы найдем названия более чем двадцати конкурсов. И, не считая двух вторых премий - на I Исмагиловском (плюс спецприз и диплом за лучшее исполнение произведения Загира Гариповича) и на VII Сабитовском (между прочим, играл больной, с температурой под сорок), на всех остальных подопечный профессора Шайхутдинова был удостоен первых мест, принеся в "копилку" нашей республики "золото".
Искусство импровизации, сиречь джаз. А это две первых премии, завоеванных на джазовых форумах, проходивших в Татарстане и Башкортостане. Прибавьте сюда уважение профессионалов, давно играющих на этом "поле" (среди которых много мастеров экстракласса), а также любовь тех слушателей, каковые отдали свое сердце "музыке толстых".
Вокал. И на этой стезе Воротников добился ощутимых результатов. Достаточно упомянуть о второй премии на Всероссийском вокальном конкурсе "Соловьи России", который состоялся в Санкт-Петербурге.
А далее следует то, о чем я еще не успела сказать. Речь о театре. А значит, о роли Графа Орлова в мюзикле "Голубая камея", поставленном в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан режиссером Михаилом Рабиновичем (либретто Карена Кавалеряна, музыка Кима Брейтбурга). Между прочим, этот опыт увеличил число поклонников Руслана Воротникова в разы.
Еще? Увлечение роком. И как следствие, три первых премии (причем подряд) на ежегодном фестивале "Крещенские морозы" в Бирске. Но сей прорыв произошел до того, как Руслан стал заниматься джазовой музыкой.
И что в перспективе? Искусство композиции. Не исключаю такого поворота, как не исключает этого, думаю, и мой собеседник, игравший на "Крещенских морозах" то, что сочинял вместе со своим собратом по рок-музыке Павлом Бочкаревым. Но распространяться на предмет дальнейших планов Воротников не стал, поскольку истину о том, что мысль изреченная есть ложь, еще никто не отменял. Собственно, поживем - увидим, как сложится его судьба в дальнейшем.
Вы удивлены, читатель? Я в каком-то смысле тоже. Хотя действительно знаю этого молодого человека, впрочем, уже расставшегося с иллюзиями, свойственными нежному возрасту, и создавшего семью, в которой подрастает сын, с тех самых пор, как его мама, ныне ведущая актриса Национального Молодежного театра РБ имени Мустая Карима, заслуженная артистка России Людмила Воротникова, привезла сына-школьника из Нальчика в Башкирию.
Однако, прежде чем продолжить повествование, мне бы хотелось сделать остановку, чтобы четко расставить точки над i. Все перечисленные выше ипостаси Руслана отнюдь не являются характеристикой того, что мой герой до сих пор не определился с выбором своих профессиональных привязанностей. Напротив, их амплитуда как раз и есть свидетельство того, насколько все в его жизни взаимосвязано. Разве Воротников, увлекшись джазом и в то же время продолжая вынашивать планы, касающиеся исполнения с симфоническим оркестром всех концертов Рахманинова, изменил классическому фортепиано? Нет, он продолжает работать в данном направлении, причем весьма успешно. Даже Рустам Раджапович, коего поначалу не слишком грела мысль о "дуализме" личности своего ученика, смирился, снизойдя до понимания того, что одно другому, быть может, не мешает. И разве Руслан, музыкальное образование которого на сегодня насчитывает два десятилетия, и это, как вы понимаете, не предел, любя джаз, сможет расстаться с серьезной музыкой? И вообще, кто сказал, что джаз - это несерьезно? Воротников, с его блестящей техникой и интеллектом, просто обогатил данное направление, добавив новых красок и глубины.
Приведу цитату из нашего разговора с ним:
- Джазмены считают, что чистые "классики" ничего не могут сделать относительно нотного текста, играя по веками сложившимся "лекалам". И в принципе, в девяноста восьми процентах они правы. Соответственно, "классики" думают про джазменов, что те не технологичны и не умеют играть просто на инструменте.
А умные люди это все сочетают...
И сейчас такое - данность, нормальная мировая тенденция: исполнители с хорошим академическим граундом играют джазовую (и не только джазовую) музыку.
...Теперь вернемся к вокалу, к коему Руслан относится не менее серьезно. А вы и вправду думаете, что это сопряжение далековатых идей? Не стану возражать скептикам, каждый вправе иметь собственную точку зрения. Просто я остаюсь при своей - хорошую певческую школу можно рассматривать в качестве очередного звена цепочки творческих интересов. Это раз. А два - это то, что любой жанр (направление, род, вид искусства и так далее) хорош, кроме скучного. И если подходить к делу (в нашем случае - пению) профессионально, а в наставниках у Воротникова, напомню, такой мэтр, как Идрис Газиев, что уже само по себе является фирменным знаком, то и сия вершина может быть покорена.
А что скажет сам Руслан?
- Смотрю как-то вечером фильм "День сурка" с Биллом Мюрреем в главной роли. И вижу жлоба, ханжу, который в течение всей картины развивается, меняется, преображается, поскольку по сюжету, просыпаясь утром, каждый раз попадает в один и тот же день. И все вокруг одинаковое, и все там одинаковые! И это заставляет героя двигаться, прилагать усилия, что раньше ему было несвойственно...
На следующее утро встаю с одной мыслью: что я еще хочу делать? Петь! А у нас в Академии искусств как раз открывается эстрадно-джазовое отделение. Иду туда и выясняю, что до экзаменов буквально три дня. Мне говорят: необходимо исполнить три песни. Я их готовлю, пою... и меня берут. Отлично! Хочется дела.
...Безусловно, пока я еще не бог весть какой вокалист, но кое-что уже начал понимать. Вы спрашиваете, займусь ли я когда-нибудь джазовым вокалом? Ну, если это касается скэта, то, наверное, нет. А если речь идет просто о подаче каких-то джазовых тем, то скорее - да. То есть не факт, что это не разовьется в нечто большее. Возможно, когда степень моего владения голосом достигнет определенного этапа...
...Очень многие люди не ценят радости простых вещей. К чему я это? А к тому: иные из числа звезд российской эстрады поют, не понимая того, что произведение требует простоты, безыскусности. Не надо ничего изобретать, искать фишку, как говорят в Москве. Петь нужно душой, простите за пафос. И я, получив за двадцать лет учебы огромный багаж знаний, их фальшь слышу, и мне подобное не очень нравится. Редко, когда люди поют просто... И спасибо моим воспитателям, моим педагогам за то, что, по-моему, я это понимаю.
"Ну а театр здесь при чем?!" - никак не угомонится некто, относящийся к числу приверженцев академического искусства. А при том, что, возможно, лучшей школы для артиста, уже познавшего вкус выступлений перед публикой, не найти.
И опять я отдаю слово Руслану:
- Это же другая сцена! Когда первый раз вышел на нее... Понятно, что работать на полный зал уже привык. Но ведь за роялем ты сидишь все время, простите, боком к слушателям, и тебе в общем-то неплохо. А тут стоишь бревнышком и ясно понимаешь, что у тебя, оказывается, есть руки, которые висят, как у орангутанга... И с ними надо что-то делать! А еще что-то говорить, петь, двигаться...
В этом смысле театр - огромная школа! Я благодаря ей что-то немножко понял про вокал. Научился тратиться и как вокалист (и продолжаю учиться в данный момент), и как артист, собственно, совершающий первые шаги, за что огромная благодарность и семье Брейтбургов, и Михаилу Исаковичу Рабиновичу. И главное - все вылилось в замечательный результат - спектакль "Голубая камея". Думаю, подобных проектов в обозримом будущем у нас в республике не будет. Это продукт, простите за слог, качественный, работать в котором - честь для меня. Более того - он помог мне полностью переключить сознание, поскольку перед тем, как начались репетиции, я сломал палец на правой руке и порвал к тому же связку. И четыре месяца забвения, когда тебя все время кто-то подменяет, а ты ничего не можешь сделать, и мысли гнусные лезут в голову... Пианисты в таких случаях обычно играют, например, Скрябина - Концерт для левой руки, или Прокофьева - Концерт для левой руки... И нет надежд на восстановление, потому что здесь специалисты от меня отказались. Правда, потом, на счастье, нашелся человек - спортивный доктор, помог. Но не у нас.
Именно тогда услышал по радио объявление о кастинге на "Камею". И тут же стал кому-то звонить - одни сказали, что я, похоже, опоздал, другие, наоборот, утешили: завтра Ким и Валерия Брейтбург придут в Академию искусств и будут прослушивать студентов. Так я и попал в Русский академический театр, чему бесконечно рад, если не сказать - счастлив. И он помог мне почувствовать себя снова в форме. Очень люблю эту работу, сам театр, его коллектив, своих партнеров, среди которых обрел и настоящих друзей. Иногда думаю: а насколько долго будет идти в Русском академическом "Голубая камея"?.. И пугаюсь таких мыслей, поскольку мне даже представить страшно, что когда-нибудь нам придется с ней расстаться... Пусть она здравствует!
...Живя в бешеном, на мой взгляд, ритме, Руслан Воротников при том умудряется существовать очень размеренно и логично, успевая абсолютно все. Преподает - в УГАИ и музыкальной школе, работает с разными джазовыми составами, порой за один день выступая в нескольких местах, скажем, в филармонии, затем в джаз-клубе и далее - в "Огнях Уфы"... В Русском академическом бывает и помимо того, что занят в "Голубой камее", смотрит каждую премьеру - ведь ГАРДТ уже неотъемлемая часть жизни. Да, он еще и на гастроли изредка ездит с театром - Екатеринбург, в Германии побывал дважды... Все так же предан роялю. Сыграл Концерт Зиганова (и как сыграл!), за который, кажется, не брался ни один пианист - уж очень сложное сочинение... Мотается в Москву - на сессии и занятия, учась не только у маэстро Бриля, но и, как сам говорит, у всех - других педагогов "Гнесинки", своих однокурсников. В общем, находится в постоянном движении, абсолютно по-мужски рассудив, что полагаться надо только на себя (не считая, конечно, самых родных людей), поскольку милостей от природы ждать нет смысла. И отказывается от заманчивых предложений, а такие продолжают поступать. Ему не раз предлагали покинуть пределы благословенного Башкортостана и обосноваться в иных городах и весях - в более комфортной для музыкантов среде. Я ценю в Руслане и это. Говорю сейчас о чувстве благодарности и привязанности к краю, некогда принявшему его и ставшему родным.
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: Руслан Воротников; а это он в сцене из спектакля "Голубая камея".
Фото Александра ДАНИЛОВА.
НА СНИМКАХ: Руслан Воротников; а это он в сцене из спектакля "Голубая камея".
Фото Александра ДАНИЛОВА.
16-11-2013 (0) Просмотров: 2 683 Номер: 220(12368) Версия для печати