Дом кино
«Сталинград» Бондарчука сквозь призму правды о войне
Едва фильм Федора Бондарчука "Сталинград" вышел на экраны, как стал объектом острой критики. Известный пользователям сети Синий Фил (от cinefil, то есть кинолюб) - Дмитрий Пучков от работы Бондарчука-младшего, что называется, камня на камне не оставил, закончив свою обличительную "речь" категорическим выводом "Не смотреть!". Конечно, со многими комментариями Фила-Пучкова нельзя не согласиться, но только с той оговоркой, что оценку каждому монументальному творению на широком экране, а фильм "Сталинград", как ни крути, именно "творение" монументальное (хотя бы по цене вопроса, сиречь деньгам, на самом высоком уровне выделенным на съемку), каждый должен давать сам...
Не буду касаться уровня исполнения спецэффектов, коими богата картина "Сталинград", оценивать работу режиссера или актеров, ибо не являюсь здесь специалистом. Хочу поговорить лишь об исторической достоверности фильма. Хоть и не считаю себя очень компетентным спецом, но все-таки военная история мне не чужда, да и по образованию я являюсь историком.
В качестве отправной точки откроем знаменитую энциклопедию интернета - Википедию и глянем, что там дается по фильму Федора Бондарчука "Сталинград". Читаем: "Оригинальный сценарий Ильи Тилькина не имеет литературного источника. Сценарист изучал дневники участников Сталинградской битвы, использовал музейные архивы и документы, записывал рассказы её участников. Прообразом дома в фильме стал легендарный Дом Павлова и его история". Чуть ниже прямая речь самого Федора Бондарчука: "Поскольку я продолжаю работу над фильмом "Сталинград", читаю всё по истории Сталинградской битвы. От "Сталинграда" Энтони Бивора и "В окопах Сталинграда" Некрасова до "Железного креста" Вильгельма Хайнриха и "Жизни и судьбы" Василия Гроссмана". Как говорится, ни убавить, ни прибавить, человек вроде подошел к съемкам фильма об эпохальной битве на Волге во всеоружии. Вроде бы...
Однако что мы видим? В начале повествования - действие происходит осенью 1942 года - советские бойцы форсируют ночную Волгу. Эффектно кружат и расстреливают нашу переправу немецкие стервятники, грамотно "выполненные" с помощью компьютерной графики, капитан вермахта Питер Канн (немецкий актёр Томас Кречман) получает приказ взорвать склад горюче-смазочных материалов на берегу Волги и тем самым отразить атаку Советов. Сразу возникает вопрос: чей склад ГСМ? Если наш, то почему до сих пор не сгорел от беспрестанных бомбежек Люфтваффе, если фрицевский, то какой немецкий балбес распорядился обустроить его прямо на передовой?..
...И что мы слышим? В разговоре со своей русской подругой капитан Канн хвастается, что его приглашал "на чашку чая" сам... генерал-фельдмаршал Паулюс. Если момент со складом ГСМ был оправдан желанием Бондарчука показать эффектную атаку объятых пламенем красноармейцев, то досрочное вручение фельдмаршальского жезла командующему 6-й полевой армии вермахта настораживало. Все-таки со школьной скамьи всем известно, что Гитлер "отблагодарил" Паулюса высоким званием лишь в конце января 1943-го - под занавес Сталинградской драмы, в расчете на то, что новоиспеченный фельдмаршал застрелится.
Отмечу, эпизод с горящими красноармейцами стал самым сильным в фильме и невольно напомнил мне атаку русского гарнизона крепости Осовец во время Первой мировой войны - знаменитую "атаку мертвых" августа 1915 года, когда рота пораженных немецким газом русских пехотинцев обратила в паническое бегство в десятки раз превосходящего ее по численности противника. По словам очевидцев, враг был потрясен видом наших солдат-призраков, шедших в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясавшихся от жуткого кашля, буквально выплевывающих куски легких на окровавленные гимнастерки. Своим беспримерным мужеством защитники Сталинграда доказали, что достойны славы героев полей Галиции и Мазурских болот. К сожалению, в фильме Бондарчука-младшего это нашло отражение лишь в одной-единственной сцене - ночного боя объятых пламенем людей. Все остальное уже не впечатляло, ибо масштабность батальных сцен была сведена до "камерных" событий, которые развернулись вокруг Дома Павлова и были отданы затянутому противостоянию его защитников с утомленным войной Питером Канном. В доме красноармейцы обнаружили 18-летнюю девушку Катю (актриса Мария Смольникова), что вполне правдоподобно, так как в реальном Доме Павлова также оставались мирные жители. Правда, с той лишь разницей, что обретались они не в квартире с занавесками, как Катя, а в подвале. Да и вид занавески, мягко говоря, вызывает недоумение: в городе пожары, разруха, вместо снега летает пепел, а тут такой странный комфорт...
Желание противоборствующих сторон овладеть доминирующим над полем сражения объектом также объяснимо. Независимо от характера местности самые ожесточенные бои разворачивались за господствующие высоты. В нашем случае немцы стремились захватить Дом Павлова, так как с него открывалась панорама Волги с переправами советских войск. А вот для защитников Сталинграда высотный дом был ценен тем, что позволял держать под контролем прилегающую к нему огромную площадь. Отсюда и стремление удерживать его "до последнего бойца" вплоть до финального уничтожения артиллерийским огнем, когда сил защищать здание уже не оставалось.
Далее: защищает дом горстка бойцов во главе с капитаном Громовым (Петр Федоров), уцелевших после огненного боя. Группа вроде как отрезана от тылового снабжения, потому что пополнение к защитникам в течение всего фильма так и не подошло, а из всего вооружения мы видим лишь трофейный немецкий пулемет, один снаряд к 45-миллиметровой пушке да личное стрелковое оружие. По всем законам войны такого скудного набора не должно было хватить даже на полчаса боя... Но бойцы Громова умудряются растянуть его на весь фильм, возмещая недостаток в огневых средствах лихими рукопашными схватками с использованием саперных лопаток. При этом киношные гитлеровцы демонстрируют полную беспомощность: то принимают навязанный им ближний бой, чего реальные бойцы вермахта всегда старались избежать, то подставляются под огонь единственного у защитников пулемета.
Кстати, когда подчиненные капитана Канна выстроились перед боем, чтобы заслушать пламенную речь своего командира, зрители имели возможность оценить их экипировку, очень схожую с той, каковую мы привыкли видеть на немцах в фильмах о войне. Разве что на одном висит трофейный советский автомат. В действительности внешний вид солдат Паулюса во время ведения уличных боев существенно отличался. Это видно по архивным фотодокументам того времени, которые свидетельствуют: гитлеровцы времен боев за Сталинград были увешаны гранатами, точно елочными игрушками, ибо в условиях города роль "карманной артиллерии" возрастает в разы. Также мы видим на этих снимках, что перед некоторыми на земле лежат бутылки с "коктейлем Молотова" и мины разного назначения. И вот почему.
Особая ожесточенность уличных боев в Сталинграде не в последнюю очередь была связана с тем, что в соответствии с просьбой Паулюса в его армию были направлены подразделения, специально обученные ведению боёв в городских условиях. Советские воины осваивали приемы уличных боёв в ходе самой Сталинградской битвы и превзошли в этом немцев. Так, чтобы лишить вермахт преимущества в артиллерийской и авиационной поддержке, командующий 62-й армии Чуйков приказал сокращать расстояние между боевыми порядками наших и немецких войск до броска гранаты. В результате Паулюсу пришлось отказаться от артобстрелов и авианалётов на передний край во избежание поражения собственных солдат. Как отмечал сам Чуйков, в ходе уличных боёв пришлось отказаться от действий крупными подразделениями и перейти к тактике борьбы малыми штурмовыми группами по восемь-десять человек, которые атаковали каждое занятое противником здание. И каждую ночь советские штурмовые группы прорывались по туннелям городской канализации в тылы немецких войск, не давая им отдыха, забрасывали гранатами дома, занятые пехотой противника, осуществляли минирование и другие диверсии. Солдаты вермахта ужасно страдали от вылазок наших штурмовых отрядов и были страшно возмущены этой "крысиной войной", считая, что она противоречит правилам военного искусства.
В фильме Бондарчука мы видим приемы этой "крысиной войны" в сценах, где показан разведчик Александр Никифоров (актер Алексей Барабаш), но в целом действия подчиненных капитана Громова вызывают недоумение. Так, единственное средство огневой поддержки - трофейный пулемет - они почему-то ставят на первом этаже здания, хотя логично было бы поднять его на верхний этаж, с которого сектор обстрела более широк. Также на первом этаже почему-то располагается наш снайпер Чванов (Дмитрий Лысенков), который не только не маскирует свою позицию, но даже не меняет её до конца киноповествования! Получается, что у немцев в фильме не только нет своих снайперов, но они просто не имеют представления о снайперской войне?.. И судя по тому, как киношные фрицы подставляются под снайперские пули на нейтральной (!) полосе, чтобы пройти к водоразборной колонке, действительно не имеют...
А чего стоит финальный эпизод, когда громовцы прячутся под немецкими трупами (непонятно откуда взявшимися, ибо в начале фильма сам командир распорядился выбросить их на площадь) и ждут в такой засаде своих противников, "догадавшихся" (наконец-то!) атаковать Дом Павлова под прикрытием танковой брони. Киношные немцы Бондарчука опять демонстрируют непонимание приемов не то что "крысиной", но даже обычной войны, лезут в окна-двери, в очередной раз подставляясь под пули защитников. Реальные же гитлеровцы, выйдя на рубеж броска гранаты, забросали бы наших бойцов своей "карманной артиллерией". В ограниченном пространстве даже пистолетный хлопок оглушает, что же говорить о разрыве гранаты...
Вернусь к тому, с чего начал разговор о работе Федора Бондарчука. Не могу согласиться с мнением тех, кто подвергает его "Сталинград" огульной критике. Все-таки есть в фильме и попытка рассказать о подвиге советского солдата в той самой ужасной и кровопролитной войне, и желание раскрыть тему любви на её фоне, но... Поклонники кинематографа времен СССР помнят, что при съемках картин на военную тематику в съемочную группу обязательно включались военные консультанты. И чем масштабнее была работа, тем в больших чинах были эти консультанты. И пусть не имел доперестроечный кинематограф тех возможностей, коими обладают нынешние режиссеры - не летали в советских фильмах рисованные самолеты, не гремели компьютерные взрывы - благодаря наличию военных специалистов советским лентам удавалось доносить до зрителя истинную правду о войне. Поэтому, невольно сравнивая гениальное творение Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину" с попыткой его сына, Федора Бондарчука, внести свою лепту в копилку о войне, без малейшего колебания отдаешь пальму первенства картине, снятой по столь же правдивому произведению Михаила Шолохова.
Сергей ШУШПАНОВ.
На снимках: кадр из фильма "Сталинград"; а это фотография времен великой битвы на Волге.
На снимках: кадр из фильма "Сталинград"; а это фотография времен великой битвы на Волге.
19-11-2013 (0) Просмотров: 1 475 Номер: 221(12369) Версия для печати