К дню памяти и скорби
“Я говорю с тобой из Ленинграда...”
Уже далеко не в первый раз Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан приглашает всех желающих на просмотр и обсуждение фильма в рамках проекта “Лаборатория политического кино”. Вот и ныне встреча по традиции состоялась в Центре российской кинематографии - кинотеатре “Родина”. Впервые для уфимского зрителя на широком экране была представлена картина режиссера Людмилы Шахт “Ленинградка” (в двух частях). Фильм посвящен судьбе поэтессы Ольги Берггольц - тяжелой, до краев наполненной горечью утраты самых близких людей, искореженной войной, доносами и предательством...
...В Красном зале кинотеатра “Родина” темно, все взгляды собравшихся обращены на экран. Кадр сменяется кадром, погружая нас в далекие и страшные события Великой Отечественной войны: блокада Ленинграда, бомбежки, голод, постоянный страх... И в центре этой невыносимой, казалось бы, невозможной действительности - Ольга Берггольц. Ее голос звучит на протяжении всего фильма. Спокойный, уверенный, грустный. Она доверяет нам самое сокровенное: историю первой любви, радость от рождения дочек, правду о допросах, исключении из комсомола и тюрьме. В “Ленинградке” вы не встретите восторженных речей, громких лозунгов и поучительных рассказов о самоотверженности русского народа. Фильм о другом. О том, как жил обычный человек в тылу. Это неприглядная правда о ежедневном и бытовом.
Первая часть фильма посвящена событиям довоенного периода. На экране мелькают семейные фотографии Ольги Берггольц, кадры хроники, звучат первые стихи героини. Известно, что режиссер Людмила Шахт буквально по крупицам собирала факты биографии легендарной поэтессы из дневников, архивных документов, разговоров и воспоминаний очевидцев... Именно поэтому многое из того, что открыла Шахт, стало настоящей находкой для специалистов и историков. Дневники, которые поэтесса вела много лет, при её жизни не увидели свет, поскольку архив после смерти был конфискован властями. Испытания, выпавшие на долю Ольги Берггольц в 30-40-х годах, заставляют ее признаться: “Живу по инерции, у меня отняли доверие...”. Но в то же время расцвет поэтического таланта девушки приходится именно на этот период. Из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорили “мило, славно, приятно - не больше”, Ольга Берггольц в одночасье превращается в поэта, олицетворяющего стойкость Ленинграда. Она дружит с Анной Ахматовой, о ее творчестве восторженно отзываются Корней Чуковский и Самуил Маршак. Но народная слава еще впереди.
Во второй части фильма - “Жестокий расцвет”, прослеживается некая параллель между судьбой поэтессы и судьбой страны. Великую Отечественную войну героиня фильма, обессилевшая и истощенная, встречает в родном Ленинграде. В дни блокады работает в ленинградском Доме Радио. Ее голос изо дня в день поддерживает людей и вселяет надежду, в то время как сама Ольга Берггольц болеет дистрофией и слабеет с каждым днем. Во время чтения “Поэмы о Ленинграде” у нее дрожит голос, но не от слабости, нет! Чувства, переживания, эмоции, переполняющие девушку, выливаются в щемящие сердце строчки, заставляя плакать даже военных, находящихся на огневых позициях.
Благодаря приему “повествование от первого лица” фильм ставит зрителя перед необходимостью задуматься и ощутить себя на месте поэтессы: “А как бы я поступил?”. Вместе с тем приходит понимание того, что “Ленинградка” - не видеостраничка из книги по истории, это картина о человеке, о символе и голосе блокадного Ленинграда. Собравшиеся в зале “Родины” сошлись во мнении: самые удачные находки автора честной, выстраданной работы - закадровый голос поэтессы и ее стихи, звучащие на протяжении всего фильма. Также и завсегдатаи лаборатории, и новички с надеждой высказались о том, что в ближайшем будущем появится третья часть “Ленинградки”, ведь послевоенная история жизни Ольги Берггольц не менее интересна.
Ильвина ХУЗИАХМЕТОВА.
22-06-2013 (0) Просмотров: 1 904 Номер: 121(12269) Версия для печати